Храмченко Алиса
Конспект занятия «Удивительные свойства магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Удивительные свойства магнита»
Цель: Знакомство детей со свойствами магнита эмоционально-практическим путем, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, апробированию разных способов действия, поиск ответов на возникающие у него вопросы в решении проблемных ситуаций. Расширение активного словаря детей.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Материалы и вещества. Свойства материалов
- Темочки
• детские белые халаты;
• коробка с магнитом;
• коробочки с металлическими песком;
• две машинки,нарисованная дорога;
• презентация «Где еще используют магнит»
• пластмассовый кувшин, железные детали от конструктора;
• кусок ткани, лист бумаги, деталь от деревянного конструктора;
• картинки для оформления зала под лабораторию;
• мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянная баночка, металлическая шайба.
Предварительная работа:
• отгадывание загадок про магнит;
• беседа «Магнит и его волшебные свойства»
• просмотр мультфильма про магнит;
• чтение легенды о магните;
Ход занятия.
Детей входят в группу, оформленную под научную лабораторию.
Очень рада видеть я,
Всех вас милые друзья!
Выходите, встаньте в круг (дети встают в круг)
Слева – друг, и справа – друг (дети улыбаются соседу справа и слева).
Друга ласково коснись (выбирают себе пару и берутся за руки)
Вместе с ним ты покружись (кружатся)
К другу щечкой прикоснись (касаются щечками друг друга).
Подмигни и обнимись! (обнимают друг друга)
Воспитатель задает детям вопрос — «Куда мы пришли?»
Дети предлагают варианты ответа.
Воспитатель спрашивает детей, кто работает в научных лабораториях и чем занимаются люди данной профессии.
Воспитатель: Ребята! Я предлагаю вам посетить нашу лабораторию и на некоторое время стать лаборантами — исследователями.
Предлагает надеть халаты.
Распределяют роли.
Воспитатель выступает в качестве старшего лаборанта, так как он знает, чем интересным здесь можно заняться. Детям предлагаются роли младших лаборантов.
Воспитатель вносит коробку с магнитом. Коробка — закрыта.
Сегодня к нам в лабораторию привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать что это?
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Ответы детей…
Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Воспитатель: «Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь? Гладкий, холодный, определяют вес (тяжелый — легкий, цвет…
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?» Ответы детей.
Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю провести всем младшим лаборантам эксперимент…
«Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?»
Дети перечисляют…
1. мягкая игрушка
2. деревянный карандаш
3. пластмассовая пуговица
4. стеклянная баночка
5. металлическая шайба.
Опыт №1.
«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание…
«Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).
«Какие предметы притянул магнит?» (Шайба,гайка – они называются магнетическими).
«А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик – они называются немагнетическими).
«Какой можно сделать вывод?»
Магниты притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
Магнитное поле. В пластиковой коробке насыпан железный порошок. Под крышкой размещается магнит. Дети наблюдают за изменениями с порошком. Эти изменения показывают магнитное поле вокруг магнита.
Магнитное поле – это область вокруг магнита, внутри которой ощущается действие магнита на предметы.
Опыт № 2
Воспитатель: Продолжаем испытывать волшебство магнита дальше. Как вы думаете может ли магнит действовать через бумагу, ткань, дерево? (Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод (магнит может притягивать через бумагу, ткань, дерево).
Опыт № 3
Воспитатель: Ребята, а вы знаете как достать затонувший корабль со дна моря? Сейчас мы попробуем это сделать.
В стакан с водой бросаем шайбу. Прислоняем магнит к кувшину на уровне шайбы. После того как скрепка приблизится к стенке кувшина, медленно двигаем магнит по стенке вверх.
Воспитатель: “Что мы видим? Шайба следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Итак, магнит может действовать через пластмас и воду.
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
Физкультминутка
Мы с магнитным притяженьем
Начинаем упражненья.
Примагнитимся немножко -
Протяни ко мне ладошки. (вытянули руки в перед ладошками)
Куда магнит, туда и мы
Начинаем: раз, два, три.
Вправо, влево, вверх и вниз (руки попарно поднимаем)
Вперед, назад и улыбнись.
Магнитной бури волны кружат (покружиться вокруг себя)
Нам попрыгать срочно нужно. (прыжки на двух ногах)
Мы магнит свой убираем
И занятие продолжаем.
Опыт № 4
Почему иногда два магнита отталкиваются?
1. Поднести два магнита друг к другу.
2. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.
Вывод: В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются. Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.
Воспитатель — У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный — в красный.
— Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.
Показать картинку магнита с окрашенными полюсами.
Игра-опыт №5. «Гонки».
Воспитатель:
Для следующего опыта нам понадобится стол, на котором нарисована трасса для машинок, машинки и магниты. Поставить машинки с магнитами на старт, установить другой магнит рядом с машинкой на линии старта и вести машинку по своей линии. Дети делают выводы сами по окончании опыта.
Вывод: магнит желтой стороной толкает машинку вперд, а фиолетовой назад. т. к. у них разные полюса.
Воспитатель:
Ну, вот, ребята, сегодня мы с вами познакомились с удивительным камнем – магнитом.
Ребята, оглянитесь вокруг и скажите, где в нашей группе можно увидеть магниты? (магниты на доске для удержания картинок; буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами, в календаре природы, магнитная доска для рисования).
А как вы думаете, где используется магнит вообще? – дома: в наушниках, в телефонной трубке, электрозвонок, держатель по периметру холодильника на дверце, на банковской карте, магнитные замки, в украшениях – браслет, ожерелье с магнитными застёжками. В производстве: в автомобилях, в вентиляторах, для поднятия тяжестей и т. д.
(Просмотр презентации «Где еще используют магнит»)
Давайте вспомним, с какими свойствами магнита мы познакомились.
Дети: Магниты воздействуют на металлические предметы. Магнитная сила может проходить через предметы или вещества.
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал! А чтобы у вас была возможность еще поиграть и поэкспериментировать с магнитами, я хочу оставить вам в магнитный конструктор. А еще я вам хочу подарить блокноты, для заметок, когда вы будете проводить другие опыты.