Романенко Татьяна
Конспект занятия учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности «Ай да огород!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Овощи. Огород», развивать фонетико-фонематические процессы, закрепить знания гласных звуков «А-У-О-И», создать условия развития речи и умение выполнять правила предложенных игр и упражнений.
Программные задачи:
Коррекционно - образовательные:
-Усвоить различия произношения гласных звуков «А-У-О-И»;
- Подготовить слух и руку ребенка к восприятию звуков речи и письму;
-Закрепить понятие гласные звуки, и правильную их артикуляцию;
-Совершенствовать навыки построения сложного предложения.
Темочки:
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Огород. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).
Коррекционно - развивающие:
-Развивать общую, артикуляционную, мелкую моторику, мимическую мускулатуру, дыхание и зрительно-двигательную координацию;
-Развивать фонематический слух;
-Развивать связную речь, внимание, логическое мышление, память.
Коррекционно - воспитательные:
-Воспитывать самоконтроль за речью.
-Формировать познавательный интерес, желание добиваться успеха собственным трудом.
-Воспитывать умение работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие, «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Материал и оборудование:
Ростовые куклы гуси; шапочки – овощи; из картона: камушки с буквами, лужа; песочный стол, песок, магнитная доска, игровое поле «Огород»; предметные картинки по теме «Овощи»;муляжи овощей; краски, коктельные трубочки по количеству детей; заготовки трафаретов –овощей; интерактивная доска.
Литература:
Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.
Агранович З. Е. Преодоление лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.
Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно!
Предварительная работа: рассматривание картинок по теме «Овощи. Огород», разучивание пальчиковой гимнастики и физ. минутки. Заготовка трафаретов- овощей. Беседа по теме «Овощи. Огород»
Ход
I этап. Способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей/примечание
Дети играют в групповой комнате (свободная игровая деятельность)
Воспитатель включается в игровой процесс, задаёт вопросы каждому ребёнку по ходу его игровых моментов.
За дверью слышится плач…
Воспитатель: - ребята слышите, кто-то плачет.
Дети: - слышим!
-Давайте посмотрим.
Дети: - давайте! (все вместе идут к двери)
Открывается дверь и в группу входит учитель – логопед с надетой ростовой куклой «Гусь».
«Гусь» громко плачет – О хо- хо, о ё –ёй, какой я неуклюжий… Не обращает внимание на ребят.
Воспитатель: – Здравствуйте уважаемый «Гусь», что случилось, чего вы так горько плачете?
Дети: Здравствуйте!
Гусь (вытирает слёзы)- да как же мне не плакать, мама Гусыня послала меня в огород за овощами, а я заигрался и потерял корзину (плачет, вот что от урожая осталось (показывает ребятам кусочки от корзины и овощей, что я маме скажу?
Воспитатель: – да не расстраивайтесь уважаемый Гусь, мы с ребятами вам поможем отыскать корзину с овощами – (обращается к детям) - ребята, поможем?
Дети:- Да! Поможем!
Гусь (хлопает крыльями) - как здорово!
-Ребята, а вы знаете, где растут овощи?
Дети: - Да! В огороде, на грядках.
Гусь: – друг за другом становитесь, осторожно не толпитесь, в огород пойдём, корзину с овощами найдём!
(дети становятся друг за другом, идут за логопедом).
II этап. Способствуем формированию образовательных умений
Содержание Обратная связь на высказывание детей/примечание
Гусь: – ребята, смотрите впереди большая лужа, её перейдёт только тот, кто правильно назовёт напечатанные буквы на камушках.
Воспитатель: – дорогой Гусь, а наши ребята знают эти буквы
Дети:- Да, мы знаем (наступают поочерёдно на камушки и называют напечатанные, гласные, ранее изученные буквы - А-У-О-И).
Гусь: – какие молодцы ребята, все буквы назвали правильно и ноги не промочили (хлопает в ладоши, обращается к ребятам).
-А кто скажет, в моём имени какой есть гласный звук?
Дети:- звук «У»
- А где звук «У» находится в слове гусь?
Дети:- звук «У» находится в середине слова.
- Ой ребята посмотрите (обращает внимание детей на стоящий песочный стол, я напечатал буквы на песке, а кто то их сломал (плачет)
Воспитатель: - не плачь милый Гусь, наши ребята сейчас всё исправят. Ребята подойдите, пожалуйста, до песочного стола и напечатайте недостающий элемент у букв.
Дети: - подходят к песочному столу, каждый выбирает себе по одной букве и дописывают недостающих элементов.
Гусь и воспитатель по очереди, спрашивают у ребёнка, какую букву он дописал.
Дети: –я дописал букву А, я букву У…и т. д.
Гусь: – молодцы ребята, знаете буквы. Скажите, они какие?
Дети: – гласные!
Гусь; - почему их так называют?
Дети: – потому, что они не имеют преграды и легко поются!
Гусь: – а давайте поиграем! Я буду показывать звуковые сигналы, а вы пропевать! (Гусь показывает звуковые сигналы, а дети по очереди и хором поют проходят в группу)
Дети: – давайте! Пропевают – У-А-О-И!
Воспитатель:- Гусь дорогой, а это что? (показывает на разбросанные овощи во круг цветов)
Гусь: – так это же мои овощи, а где корзина?
Воспитатель: - ребята соберите, пожалуйста, овощи.
Дети – собираю рассыпанные овощи
Воспитатель - спрашивает у каждого ребёнка, что он поднял.
Дети: – у меня огурец, а я поднял – помидор, и т д…
Гусь: – а давайте вспомним, где что растёт?
(на магнитной доске весит картина огород)
Дети:– по очереди подходят к доске и вешают свои овощи, проговаривая (свёкла растёт в земле, огурец на земле, помидор на кустике и т. д.)
Воспитатель :– молодцы ребята! Посмотрите ещё раз на наш огород и скажите, какого цвета, какой формы ваш овощ?
Дети: – по очереди называют форму и цвет овоща, который расположили на доске
Воспитатель: – вы хорошо запомнили свои овощи?
Дети: – Да!
Воспитатель:Подойдите к столу. Вспомните и раскрасьте свой овощ с помощью раздувания капель краски.
Дети – подходят к столу и с помощью соломки раздувают капли красок на ранее приготовленные детьми контуры овощей.
Гусь: – Ох ребята, какая у вас красота вышла, я смотрю вы немного устали? А давайте отдохнём и зарядку проведём!
(на интерактивной доске включается физ. минутка «Огород», ребятам надевают шапочки – овощей)
Дети: – Да! – выполняют физ. мин.
Гусь: – ребята, вспомните какой овощ – шапочка у вас, и возьмите такой же овощ в руки с огорода. Какай он на ощуп?
Дети: - берут муляжи – овощи и проговаривают –огурец шершавый, помидор – гладкий, чеснок состоит из долек и т. д.
Звучит музыка «фанфары» и появляется корзина
Гусь: – ребята смотрите, корзина то нашлась, это всё благодаря вашим знаниям и стараниям! Давайте сложим все овощи в корзину.
Дети – (складывают овощи в корзину проговаривая) - я ложу сочный помидор, я – хрустящий огурец, а у меня ароматный кабачок и т. д.
III этап. Способствуем проведению детской рефлексии
Содержание Обратная связь на высказывание детей/примечание
Воспитатель (надел ростовую куклу мама-гусыня) - Гусёнок, какой ты молодец, принёс полную корзину, да ещё и друзей встретил. Ребята, а что вы принесли?
Дети:- Овощи!
-А где вы их собрали?
Дети: – в огороде, на грядке!
- А что можно приготовить с овощей?
Дети: – борщ, пюре, салат, сок и т. д.
- Давайте и мы приготовим салат
(пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим…»
Мы капусту рубим, рубим
Мы морковь все трём, трём.
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмём, жмём…
Дети – выполняют движения по тексту
- Проходите, гости дорогие, немного поиграйте, а я вам с Гусёнком приготовим вкусный обед.
(выходят с группы)
Дети включаются в игровой процесс под присмотром помощника – воспитателя.