Кабатова Екатерина Владимировна
Конспект занятия «Прогулка по осеннему лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия тему : «Прогулка по осеннему лесу»
Цель: продолжать учить строить простые распространенные и сложносочиненные предложения, образовывать предложнопадежные конструкции у детей старшего дошкольного возраста.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Осень» и «Зимующие птицы»;
Публикация «Конспект занятия „Прогулка по осеннему лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
2. Учить определять количество слогов в слове;
3. Совершенствовать грамматический строй речи, согласование прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже.
Коррекционно- развивающие задачи:
1. Развивать связную речь (умение отвечать на вопрос, вести диалог).
2. Развивать слуховое и зрительное восприятие и внимание, мышление.
3. Развивать общую, тонкую и артикуляционную моторику, координацию речи с движениями, физиологическое и речевое дыхание, чувство ритма.
Воспитательные задачи:
1. Формировать умение слышать и слушать собеседника.
2. Воспитывать самостоятельность, активность. Инициативность, способствовать к сопереживанию.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Методы: наблюдение, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности, сравнительный метод.
Материал и оборудование: Картины осени (ранней, золотой, поздней, музыка дождя, ветра; фото белочки, ежа; орешки, 6 корзин, 7 листочков на ниточке, 3 набора листьев разных по размеру и названиям, 6 листов (липовый, дубовый, березовый, кленовый, рябиновый, каштановый); фото ящерицы, муравья, жука, осы, мухи, бабочки; 6 разрезных картинок (снегирь, ласточка, дятел, воробей, грач, ворона); 6 тарелок наполненных зерном, семечками, пшеном, бусинками, пуговицами; кормушка с птичкой; изображение елочки; елочные игрушки из картона 3-х цветов (красные, желтые, синие.); пластилин, дощечки для лепки, салфетки, скорлупа от фисташек; еж, корзина; 7 стульев; 2 стола, магнитная доска; магниты, магнитофон; презентация.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент.
Логопед: Дети, я приглашаю вас в необыкновенное путешествие в осенний лес. У меня есть волшебная палочка, если я взмахну ею, мы окажемся в осеннем лесу.
Логопед: Вы готовы к путешествию?
Дети: Да!
Логопед: Тогда в путь! Встаньте в круг, возьмите друг друга за руки.
1 - 2 - 3 - в осенний лес нас унеси.
(показываем слайд осени)
Психогимнастика.
Логопед: Ребята, а какая осень изображена на картинке? (описывает картину, приметы ранней осени)
Дети: Ранняя.
Логопед: Что происходит в природе ранней осенью? (солнце меньше греет, начинают желтеть листья, дуют прохладные ветры, чаще идут дожди).
(дети рассматривают картину).
Игра «Признаки осени».
(Развитие и формирование произвольной регуляции и внимания; закрепление полученных знаний об осени).
Логопед. Хлопните в ладоши, когда я буду называть признаки осени.
Тает снег, метель, дождь, частые дожди, птицы улетают, листопад, собирают урожай, град, град, птицы прилетают, сосульки, подснежник, яркое и теплое солнце, разноцветная листва, дети идут в школу.
Игра «Вставь подходящее слово».
(Закреплять знания детей о признаках осени. Расширять словарный запас детей).
Логопед. Я сейчас буду читать предложения, а вы закончите его, подобрав
подходящее слово.
Пришла ранняя. (осень). Уныло моросит (дождь). Дуют прохладные (ветры). Желтеют на деревьях (листья). Птицы улетают (в теплые края).
Логопед. Ребята, закончите предложение. На смену веселой теплой ранней осени пришла.. .
Дети. Золотая осень.
(Логопед показывает соответствующее фото).
Логопед. А почему осень называют золотой?
Дети. Потому что листья желтеют, а на солнце они переливаются яркими желтыми красками.
Игра «Разложи листья по размеру».
(Закрепить знания детей о названиях листьев, закрепить понятия «большой», «маленький», учить располагать листья в порядке увеличения по размеру.)
Логопед. Ой, ребята, смотрите, сколько много листочков нападало. Давайте рассмотрим их. С каких деревьев они упали? (называют названия деревьев) Логопед. А по размеру они одинаковые?
Разделитесь по парам и разложите листочки в ряд по размеру, от самого маленького листочка до самого большого.
(дети раскладывают листочки)
Дыхательная гимнастика «Подуй на листок».
(Развитие правильного дыхания, (Звучит звук ветра)
Логопед: Давайте покажем, как ветерок дует на листья.
Дует легкий ветерок – ф - ф- ф…
И качает так листок – ф – ф – ф …
Дует сильный ветерок – ф – ф – ф …
И качает так листок – ф – ф – ф…
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а – а – а…
Рябиновый – и – и – и …
Березовый – о – о – о …
Дубовый – у – у – у …
И все листочки зашуршали – ш – ш – ш ….
Логопед: Молодцы, ребята, мы с вами поговорили о ранней, золотой осени, а про какую осень забыли?
Дети: Поздняя осень.
(Логопед показывает соответствующую картинку).
Логопед: Ребята, поздней осенью часто идут дожди. Давайте послушаем шум дождя.
(дети слушают шум дождя).
Логопед: Ребята, давайте изобразим, как льет дождик с помощью наших пальчиков.
Логопед: К нам на длинной тонкой ножке
Дождик скачет по дорожке.
Кап-кап, тук-тук,
Дождик по дорожке.
Ловят дети капли эти,
Выставив ладошки.
Дети ударяют указательным пальчиком одной руки по ладони другой сначала в медленном темпе, затем в быстром, приговаривая при этом:
Капля-раз, капля-два.
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом.
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскроем. (руки в стороны)
От дождя себя укроем. (руки над головой)
Логопед: Дождик, дождик, полно лить,
Малых детушек мочить.
Логопед: После поздней осени наступает зима!
Логопед. Ребята, вы знаете, что в лесу не только деревья, но и насекомые, птицы, животные в это время готовятся к зиме. Я предлагаю вам, встретиться с некоторыми лесными животными и посмотреть чем они занимаются осенью. Угадайте загадку и скажите, кто нам первым встретится.
Рыжая шубка
По веткам скачет,
В дупло орешек прячет.
Дети: Белка.
Логопед: Где можно найти белку?
Дети. В лесу, на дереве, в дупле.
Логопед. А вот и белочка (показывает изображение).что она делает?
Дети. Белочка собирает орешки.
Логопед. Давайте ей поможем.
Физкультминутка «Орешки».
Белка шла- шла-шла,
И орех нашла.
Раз – орешек,
Два – орешка,
Три – орешка,
Четыре орешка,
Пять орешков.
Положили в кузовок.
( Дети выполняют движения: идут, нагибаясь, и кладут орешки в корзину.)
Логопед: Дети, отгадайте еще одну загадку и скажите, кто же нам встретится дальше.
Он в лесу без сумки ходит
Яблоки, грибы находит.
На спине иголки.
Кто это у елки?
Дети: Еж
Логопед: Посмотрите, он тоже готовится к зиме. Что он заготавливает на зиму? Чем он питается?
Дети: Грибами.
Игра «Слепим грибочки для ежа».
(Развитие мелкой моторики пальцев рук, учить делать ножку для гриба, скатывая колбаску из пластилина и надевать шляпку из скорлупы фисташек.)
Логопед: А что делают в это время насекомые?
Дети: Прячутся под опавшие листья, травинки.
Игра «Куда спрятались насекомые».
(Формирование зрительного и слухового внимания, образование и использование относительных прилагательных, построение предложно- падежных конструкций, согласование прилагательных с существительными.)
Логопед. Перед вами листочки. Возьмите себе по листочку и посмотрите, кто под ними спрятался.
(Дети заглядывают под кленовый, дубовый, березовый, рябиновый, липовый, каштановый листочки, лежащие на столе).
Логопед. Кто спрятался под дубовым листочком?
Дети. Под дубовым листочком спрятался жук.
Логопед. Кто спрятался под кленовым листочком?
Дети. Под кленовым листочком спряталась ящерица.
Логопед. Кто спрятался под березовым листочком?
Дети. Под березовым листочком спряталась оса.
Логопед. Кто спрятался под рябиновым листочком?
Дети. Под рябиновым листочком спрятался муравей.
Логопед. Кто спрятался под липовым листочком?
Дети. Под липовым листочком спряталась муха.
Логопед. Кто спрятался под каштановым листочком?
Дети. Под каштановым листочком спряталась бабочка.
Логопед. Давайте разделим названия этих насекомых на слоги. Подпрыгните столько раз, сколько слогов в слове жук, я-ще-ри-ца, о-са, му-ра-вей, му-ха, ба-боч-ка.
(дети подпрыгивают и делят слова на слоги)
Логопед. Ребята, а как же птицы готовятся к зиме?
Дети: Они улетают в теплые края.
Логопед: Но есть птицы, которые остаются с нами зимовать. Каких зимующих птиц вы знаете?
Дети. Снегирь, воробей, сова, щегол, клест, синица, сорока, ворона, поползень, голубь, свиристель, дятел.
Игра «Собери картинку».
(Развивать образное мышление, мелкую моторику рук, формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить складывать картинку, разрезанную на 6 частей.)
Логопед. Перед вами лежат разрезные картинки. Соберите картинку и угадайте, какая птица изображена.
(Дети на полу по парам собирают разрезные картинки).
Логопед: Хорошо. А теперь посмотрите на птиц, которые у нас получились и скажите, это все зимующие птицы?
Дети: Нет, лишняя - ласточка. Она перелетная птица.
Логопед. Молодцы, ребята. С приходом зимы птицам очень сложно искать себе пищу, поэтому людям необходимо их подкармливать. Давайте все вместе накормим птиц. Чем мы можем их накормить?
Дети. Семечками, пшеном, крошками хлеба, зерном.
Логопед. Давайте все вместе подойдем к столу, возьмем себе по тарелочки, выберем корм для нашей птички и положим его в кормушку.
Игра «Накормим птичку».
(Развитие мелкой моторики рук, учить выбирать зерна и складывать их в кормушку; закреплять знания детей о том, чем питаются зимующие птицы.)
(На кормушке сидит птичка. Дети выбирают корм ( в тарелках: семечки, пшено, зерно, бусинки, пуговицы) для нее и складывают в кормушку).
Логопед. Молодцы, ребята. Вы правильно подобрали корм для нашей птички и накормили ее. Теперь она не погибнет от голода зимой!
Итог.
Логопед. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Встаньте все в круг и возьмитесь за руки.
Птицы стали щебетать, глазки будем открывать.
В погожий зимний мы денек, ездили в лесок.
Мы пели и играли, гостей встречали.
А теперь пришла пора
В садик возвращаться.
Логопед: Ребята, вот мы и вернулись в детский сад.
-Что новое вы сегодня узнали?
- Что было самым интересным в нашем путешествии?
- Какие вопросы оказались для вас самыми сложными?
(ответы детей)
Рефлексия.
Логопед: Скажите, какой праздник наступает с приходом зимы? К какому празднику сейчас все готовятся?
Дети: К новому году.
Логопед. Перед вами елочка. Но она, какая, то скучная. Давайте ее украсим игрушками. Если у вас сейчас хорошее настроение и у вас никаких трудностей не возникало, то украсьте елочку зеленой игрушкой. Если у вас настроение не очень хорошее и у вас были трудности в выполнении заданий- выберите синюю игрушку. Ну а если у вас плохое настроение, украсьте елочку красной игрушкой.
(Дети подходят к столу. Выбирают игрушку, подходящую для их настроения, и вешают ее на нарисованную елочку.)
Логопед: Посмотрите, какая елочка у нас получилась. Молодцы, ребята!
Ну а теперь вам пора возвращаться в свои группы.
Логопед: Мы закончили играть.
Если что мы не смогли,
Не судите строго вы!