Ирина Альпатова
Конспект экологического занятия-экскурсии в подготовительной к школе группе «Прогулка по осеннему парку»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Закрепление знаний о природе родного края.
Задачи. 1. Обобщить и систематизировать знания об осени.
2. Учить ориентироваться по карте местности, определяя маршрут следования.
3. Уточнять знания о растительном мире парковой зоны города Нововоронеж Воронежской области.
4. Учить замечать красоту природы осенью.
4. Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание, речь, умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности.
5. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Публикация «Конспект экологического занятия-экскурсии в подготовительной к школе группе „Прогулка по осеннему парку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Предварительная работа. Чтение художественных произведений (К. Д. Ушинский «Четыре желания», Н. Сладков «Осень на пороге», М. Сидорова «Зонтик», В. Берестов «Октябрь» и др.); составление описательных рассказов по картинам и сериям сюжетных картин на тему осени, составление рассказов из личного опыта об отдыхе на природе; НОД по познавательному развитию: «Деревья и кустарники Воронежской области», «Осень золотая», «Цветы, ягоды и грибы»; художественно-продуктивная деятельность (рисование «Грибная полянка», «Что нам осень подарила», аппликация в технике коллажа с использованием природного материала «Осенний лес», «На лугу») и др.
Ход экскурсии.
Экскурсия начинается с сообщения темы и определения маршрута следования до места назначения по фрагменту карты города.
Педагог вместе с детьми закрепляет правила поведения при следовании около проезжей части и переходе через пешеходный переход (нужно держаться дальше от края дороги; возле перехода сначала смотрят налево, а потом направо; чтобы перейти, нужно дождаться остановки потока машин и убедиться, что водители тебя пропускают).
Достигнув места назначения, педагог предлагает прогуляться по осеннему парку.
Воспитатель 1: Ребята, какое время года наступило? (Осень). Оглянитесь вокруг, как всё изменилось в парке с наступлением осени. Что вы заметили? (Листья стали разноцветными и начали опадать с деревьев, трава пожелтела, пожухла, растения стали засыхать, почти исчезли насекомые и т. п.) Скажите, а почему деревья и кустарники стали сбрасывать свои листья? (Они готовятся к зиме; замедляется сокодвижение в стволе дерева, к листьям поступает мало света и питательных веществ, поэтому они засыхают и опадают).
Воспитатель 2: Ребята, нужны ли опавшие листья растениям? (Ответы детей). Опавшие листья защитят корни деревьев и растений от морозов. Под этим «ковром» земля сильно не промёрзнет, что даст возможность выжить разным обитателям почвы: дождевым червям, муравьям, мышам и кротам, которые рыхлят землю. С наступлением весны, когда растает снег, опавшие листья перегниют и удобрят почву, которая станет более плодородной. Давайте вместе пройдемся по тропинкам и послушаем, как шуршат листья под ногами.
Воспитатель 1: Друзья мои, вы заметили, какие деревья растут в нашем парке? (Лиственные и хвойные: дуб, клён, сосна, осина). По каким признакам вы это определили? (У деревьев листочки разной формы, отличаются семена и плоды, кора деревьев тоже разная). Скажите, какие части есть у каждого дерева? (Корень находится в земле, через него к дереву проходят питательные вещества; ствол, ветки, листья). А что нужно для роста деревьев? (Свет, вода, тепло, земля и воздух). Молодцы!
Воспитатель 2: Давайте подойдём поближе к дубу. Найдите его листья и плоды. Какой они формы? (Жёлуди овальные, а сверху них «шапочка», край листочка волнистый). Рассмотрите внимательно лист дуба. К ветке лист прикрепляется черешком, край листовой пластины, как вы правильно заметили, имеет волнообразную форму, по середине листа проходит главная жила, а весь он состоит из системы тоненьких жилок, похожих на паутинки.
Скажите, кто питается плодами дуба? (Белки собирают жёлуди на зиму, это любимое лакомство кабанов). Желуди также служат кормом для птиц, медведя и оленя. А наши предки в старину делали из желудей муку, пекли лепёшки и варили кашу. Только из-за высокого содержания дубильных веществ, плоды дуба горькие на вкус, поэтому их сначала вымачивали в воде. Что могут делать из желудей дети в детском саду? (Поделки: разных животных, птиц, человечков).
Дуб – мощное и могучее дерево, его корни очень толстые и крепко держатся в земле. Кора дуба твёрдая и прочная, устойчивая к гниению. Дуб считается долгожителем, так как живёт 400-500 лет, известны случаи, когда продолжительность жизни дуба составляла 2000 лет. Из древесины дерева делают мебель, она широко используется в строительном деле. Пётр I, основавший судостроительное дело в России, использовал её для изготовления корпусов кораблей.
Воспитатель 1: Ребята, а теперь найдите сосну и подойдите к ней. Посмотрите, какая она стройная и высокая. Обратите внимание, что её крона располагается на верхушке ствола. Сосна очень любит свет, поэтому от его недостатка ветки в нижней части дерева засыхают и обламываются. Прикоснитесь к коре сосны, скажите, чем она отличается от коры дуба? (Ответы детей). Действительно, сосновая кора шелушащаяся, нежная и тонкая. Она коричнево-красного цвета, гораздо светлее, чем у дуба. У основания ствола кора намного толще и защищает дерево от перегрева и низовых пожаров. На сосне можно заметить ароматные смолянистые выделения. Это застывший сок, который используется в промышленности для получения эфирного масла и скипидара. А также из него изготавливают камень янтарь.
Ребята, найдите листья и плоды сосны. Расскажите, какой они формы. (Листья сосны в форме иголок, а плоды – это шишки с семенами. Шишки по форме похожи на яички). Действительно, игловидные листья пучками крепятся к укороченным веточкам при помощи небольших побегов. В пучке имеются две хвоинки. Почки и хвоя дерева используются в медицине, благодаря содержанию в них полезных веществ и витамина С. Отвар из молодых побегов-почек, помогает от кашля, обладает противовоспалительным действием и нормализует обменные процессы в организме человека. Скажите, сбрасывает ли сосна свои иголки под зиму, как и другие лиственные деревья? (Нет. Это вечнозелёное хвойное дерево, зимой мы наряжаем молодые ёлочки и сосны на Новогодние праздники). Друзья мои, а какие животные и птицы питаются плодами сосны – шишками? (Белочки заготавливают шишки на зиму). Также семенами шишек лакомятся дятлы и клесты.
Сосна широко распространена на территории России. Она неприхотлива к почве и может расти в любой местности (песчаной, скалистой, овражистой, болотистой, благодаря своей мощной корневой системе. Это жаростойкое и морозостойкое дерево, продолжительность жизни которого достигает 300-500 лет. Очень полезно гулять по сосновому лесу, так как смолистые выделения в воздухе убивают микробов. Как вы думаете, ребята, для чего используется древесина сосны? (Ответы детей). Поскольку сосна очень удобна в обработке, из неё можно делать не только мебель, но и фанеру, железнодорожные шпалы, корабельные мачты. Её древесина легче, чем у дуба, и пропитана смолой, защищающей дерево от гниения.
А теперь предлагаю вам перейти на бывшую танцевальную площадку, где мы вместе с вами поиграем.
Дети парами вместе с педагогами следуют до площадки, по пути замечая различные растения и деревья парка. Ребята рассматривают клён и определяют, что его пятилопастные листья можно сравнить с кистью руки. При обнаружении пня, дети обследуют его и высказывают предположения о том, как он мог появиться (срубили дерево, потому что оно было больное или старое; дерево было корявое, некрасивое и мешало расти другим деревьям).
Воспитатель 2: Ребята, присаживайтесь на скамейки. Предлагаю вам по картинкам определить, какой предмет на них лишний и почему.
Д/и «Четвёртый-лишний».
Цель: развитие мышления, памяти, речи-доказательства, умения классифицировать предметы по общему признаку.
Перечень картинок:
- пчела, стрекоза, бабочка, птица;
- лев, кактус, тигр, леопард;
- роза, василёк, лист, ромашка;
- яблоко, груша, огурец, лимон;
- ель, дуб, берёза, лавочка;
- мяч, морковь, капуста, свёкла;
- боровик, земляника, рыжик, маслёнок;
- заяц, олень, сом, белка;
- баран, ёжик, свинья, коза.
Воспитатель 1: Ребята, а сейчас давайте отгадаем кроссворд о деревьях, чтобы определить, какое слово зашифровано в серых клеточках.
Кроссворд «Деревья нашего парка».
Цель: закрепление знаний о деревьях, развитие мышления, памяти.
1. Как слой наружный называют,
Что ствол древесный покрывает?
(Кора)
2. Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.
(Лес)
3. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
(Береза)
4. Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
(Клён)
5. По округе славится
Зелёная красавица:
Сарафан – как колокол,
По земле да волоком,
Шапочка – с опушечкой,
С острою макушечкой.
(Ель)
b]Воспитатель1:[/b] Какое же слово у вас получилось? (Осень). Назовите признаки осени (Дни становятся короче, а ночи длиннее; солнце уже не греет, остаётся мало тёплых дней, часто идут дожди; на улице становится холодно, и люди одеваются теплее; перелётные птицы улетают на юг; люди собирают урожай и делают заготовки: солят огурцы и помидоры, маринуют съедобные грибы, складывают овощи в погреб или подвал; звери готовятся к зиме: белка собирает орехи, жёлуди, шишки и грибы в дупло, ёжик собирает яблоки и грибы в свою норку и т. д.). Молодцы! А сейчас давайте оставим себе на память частичку осени – соберём красивые букеты из листьев.
Воспитанники собирают букеты из осенних листьев и вместе с воспитателями направляются обратно в детский сад по тому же маршруту.