Наталья Типсина
Конспект занятия «Соня и Миша — путешественники. Дифференциация звуков [С] -[Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Дифференциация звуков с – ш изолированно, в слогах, словах, связной речи в играх и игровых упражнениях.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
• дифференцировать произношение звуков с - ш в слогах, словах, связной речи в играх и игровых упражнениях;
• учить детей различать звуки с-ш на слух и в произношении;
• уточнять, расширять словарь и связную речь на основе звуков с - ш.
Коррекционно-развивающие:
• развивать фонематическое восприятие;
Публикация «Конспект занятия „Соня и Миша — путешественники, Дифференциация звуков [С] -[Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• способствовать формированию грамматического строя речи;
• развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику, согласование речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
• снизить утомляемость, повысить эмоциональную заинтересованность детей в преодолении речевого нарушения посредством игр и игровых упражнений;
• воспитывать самоконтроль за речью и самостоятельность.
Форма проведения. Игровое занятие-путешествие.
Образовательная область. Речевое развитие.
Предшествующая работа. Индивидуальные занятия по дифференциации звуков с – ш.
Оборудование. Макеты, демонстрационные плакаты, предметные картинки со звуками с и ш к играм «Слоговой дождь», «Звуковая карусель», «Звуковые домики», «4-й лишний», «Один-много», «Доскажи словечко», «Повтори предложение», «Сложные слова», «Рассказ по картинкам», «Чистоговоркино». Наборы счётных палочек.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Приветствие
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! "
Если каждый улыбнётся – утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Ребята, представьте себе, что вы находитесь в лесу. Покажите, какие там высокие деревья? (Дети поднимают руки).
Подул тё плый ветер: Ш-Ш-Ш, зашелестели листья. (Дети шевелят пальцами).
Подул холодный ветер С-С-С, закачались деревья. (Дети покачиваются и машут руками).
Ветер затих, не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. А детки возвращаются в детский сад и проходят за столы.
Артикуляционная гимнастика.
Для того, чтобы правильно произносить звуки, нужно сделать зарядку для язычка.
Раз – окошечко открыли. Два – губы трубочкой сложили.
Три – в улыбке наши губки. На четыре чистим зубки.
Пять – язычок ложится спать. Шесть – лошадка «скок да скок».
Семь – варенье очень любим. Восемь – горку делать будем.
Девять – дружно мы болтаем. Десять – ротик закрываем;
2. Актуализация имеющихся знаний у детей.
Ребята, как шумела листва от тёплого ветра? (Ш-ш-ш)
Поднесите руку ко рту, какой ветерок ощущаете? (Тёплый)
А как шумела листва, когда подул холодный ветер? (С-с-с)
А сейчас, какой ветерок ощущаете на ладошке? (Холодный)
Ребята, вы догадались какие сегодня на занятии мы будем повторять звуки? (Ответы детей, звуки -с- и -ш-). Правильно, мы будем учиться различать эти звуки и не путать при произнесении.
Сравнивание звуков с-ш по артикуляционным признакам.
Что делают губы, зубы, язык, когда мы произносим звук -с-? (Ответы детей).
Правильно, губы улыбаются, зубы закрыты, кончик языка упирается в нижние зубы. Посмотрите в зеркало, произнесите звук -с-.
Что делают губы, зубы, язык, когда мы произносим звук -ш-? (Ответы детей).
Правильно, губы вытягиваются вперед «трубочкой», зубы сближены, язык поднят «чашечкой», к небу. Посмотрите в зеркало, произнесите звук -ш-
Что мы можем сказать про эти звуки? (Ответы детей).
Правильно, звуки -с- и -ш- согласные, так как их нельзя пропеть, воздух, выходя изо рта, встречает препятствия. Когда произносим звуки -с- и -ш- наш голосок не включается, горлышко отдыхает.
3. Применение полученных знаний на практике.
Сегодня у нас на занятии Соня и Миша. Малыши приглашают нас в игровое путешествие со своими любимыми звуками -с- и -ш-. Ребята, как вы думаете у Сони какой любимый звук? (Дети -с-). А у Миши? (Дети -ш-).
Дифференциация звуков с-ш в слогах и словах.
Игра «Слоговой дождь»
Посмотрите, над нами проплывают облака, сейчас пойдёт дождь, да не обычный, а слоговой, ловите дождевые капли и повторяйте правильно слоги вместе с Соней и Мишей. ( Дети: са-ша, со-шо, су-шу, сы-ши.)
Игра «Звуковая карусель»
Соня и Миша катаются с игрушками на карусели. Назовём игрушки и повторим звуки с и ш. (Неваляшка, лиса, мишка, снегирь, чебурашка, слон, мышка, страус, лошадка, снеговик, кошка, собака).
Игра «Звуковые домики»
Соня и Миша подошли к звуковым домикам. В первом домике живёт сова, во втором кошка. Соседи по дому слова со звуками -с- и -ш-. Помогите малышам расселить соседей совы и кошки.
В слове сова какой звук -с- или -ш-? (Дети -с-) Значит соседи совы слова со звуком (-с-). В слове кошка какой звук -с- или -ш-? (Дети -ш-) Значит соседи совы слова со звуком (-ш-). (Дети определяют звуки -с- и -ш- в словах и расселяют соседей совы и кошки по домикам).
Игра «4-й лишний»
Звуки с и ш спрятались от Сони и Миши в 4-х картинках, но одна картинка лишняя. Поможем малышам определить в каких словах слышится звук -с-, а в каких звук -ш- и узнаем какая картинка лишняя. (Шайба, автобус, шкатулка, башмак). (Собака, коляска, штанга, сыр).
Игра «Один - много»
Соня и Миша играют в игру «Один-много». У малышей по одному предмету, а у вас на карточках много. Подскажите, как назвать много предметов, одним словом.
У Сони оса, а у вас… (осы). У Миши шина, а у вас… (шины).
Стул… (стулья). Шапка (шапки).
Колесо… (колёса). Шуба… (шубы).
Самолёт… (самолёты). Катушка… (катушки).
Слон… (слоны). Кошка… (кошки).
Физминутка.
Соня с Мишей на зарядку, встали дружно по порядку.
Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,
Са – са – са – голубые небеса,
Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,
Су – су – су – и водички принесу,
Ши – ши – ши – наши детки хороши,
Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,
Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.
(Дети выполняют движения сопряжённо и в соответствии текста).
Дифференциация звуков с-ш в предложениях, связной речи.
«Доскажи словечко»
Малыши взяли в игровое путешествие : Соня шкатулку, а Миша сумку. Давайте посмотрим: что у Сони в шкатулке, что у Миши в сумке?
У Сони в шкатулке… бусы, шнурки, компас, свисток, погремушка.
У Миши в сумке… карандаши, насос, машина, самокат, рубашка.
«Повтори предложение»
У Сони в шкатулке бусы. У Миши в сумке карандаши.
У Сони в шкатулке шнурки. У Миши в сумке насос и т. д.
«Солнышко»
Заглянуло Солнышко к нам в окошко,
Мы похлопаем в ладоши очень рады Солнышку.
Ребята, выложите из счетных палочек маленькие Солнышки, чтобы у нас было солнечно и тепло.
Пальчиковая игра «Две сороконожки»
Погреться на Солнышке прибежали две сороконожки.
Две сороконожки Средний и указательный пальцы обеих рук
бежали по дорожке. перемещаются по столу навстречу друг другу.
Бежали, бежали,
друг друга повстречали. Ладошки напротив друг друга, соединяются.
Так друг друга обнимали, Ладошки переплелись,
что мы еле их разняли. Ладошки разжались.
«Сложные слова»
Соня и Миша в Стране сложных слов. Помогите малышам произносить правильно сложные слова: Саша, суша, сушки, босоножки, шалость, спешка, шелест, сушить, смешить, сынишка.
«Рассказ по картинкам»
По дороге домой Соня и Миша вспомнили, как однажды ходили в лес. Помогите малышам рассказать свою историю, добавьте слова по картинкам.
Трусишка.
(Соня и Миша) пошли в (лес). Там под (сосной) Соня собирала (шишки). Миша в траве нашёл (смородину). Соня и Миша сели отдохнуть на старый большой (пенёк). На опушку выскочил пушистый (зайчишка). Зайчишка трусишка. У него задрожали (ушки). Он убежал в (лес, а (Соня) и (Миша) пошли домой.
«Чистоговоркино»
Соня и Миша в конце нашего путешествия правильно научились произносить и не путать звуки -с- и -ш-. Возвращаясь домой, они сочиняли чистоговорки. (Дети повторяют чистоговорки)
Са-са-са в лесу лиса.
Со-со-со у меня колесо.
Су-су-су поймали мы осу.
Сы-сы-сы у сома усы.
Ша-ша-ша у меня лапша.
Шо-шо-шо летом хорошо.
Шу-шу-шу я флажком машу.
Ши-ши-ши Соня с Мишей малыши.
4. Рефлексия.
Ребята, вот мы и возвратились в детский сад. Вместе с Соней и Мишей с какими звуками мы сегодня играли? Что больше всего вам понравилось? Что получалось, а что нужно ещё повторить? (Ответы детей).
Вы теперь хорошо различаете звуки -с- и -ш- и никогда не будете допускать ошибок.
Литература.
1. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – Санкт-Петербург 1996г.
2. Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. – М. : Издательство «Школа-Пресс», 2001.
3. Волина В. Занимательное азбуковедение. М., 1991.
4. Картушина М. Ю. Конспекты логопедических занятий с детьми 5-6 лет. М., 2007.
5. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2010.