Светлана Климинченко
Конспект занятия Театр кукол на Руси
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия Театр кукол на Руси
Развивающие задачи: развивать в ребенке способность эмоционально откликнуться на художественный вымысел игры; развивать эстетические чувства детей; пластику рук.
Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; ознакомить детей с историей возникновения театра, его традиции.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к истории своего народа.
Оборудование: кукла Петрушка, иллюстрации из книги Н. Симонович-Ефимова «Записки петрушечкина» и статьи о тетре кукол.
Публикация «Конспект занятия Театр кукол на Руси» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Ход занятия:
Педагог. Давным - давно не 10 и не 100, а много раз то 100 лет назад жили-были люди смелые и веселые. Им нравилось народ веселить, на посмешище зло да недостатки всякие выставлять, а добро да смекалку славить (если слова «смекалка», и др. не понятны детям, их стоит обсудить). И назвали этих людей-скоморохи. Они придумывали веселые представления, в которых смеялись над жадностью, глупостью, воровством, трусостью. Главным героем этих представлений был простой веселый смекалистый мужик. Конечно же, никакого театрального здания к которым мы с вами привыкли, у скоморохов не было. Они были странствующими актерами, переезжали из города в город и давали свои представления на улицах и площадях в дни ярмарки праздник.
Педагог показывает иллюстрации.
Скоморохи запросто общались со зрителями, вовлекая в свою игру. Чтобы привлечь внимание к своему представлению скоморохам быть и музыкантами, и дрессировщиками, и акробатами, и жонглерами, и актерами. А уж искусство скороговорки они знали в совершенстве, переговорить могли кого угодно.
Хочу вам предложить представить себе на месте этих веселых скоморохов и приговорить некоторые заклички и шуточные скороговорки.
Педагог импровизирует в зависимости от подготовленности и желания детей. Тексты повторяем хором и по одному, сопровождая жесты движениями. Также скороговорку можно разделить на 2, 4 части и дать различные задачи: рассказ невероятной истории, спор, сплетня и т. д.
Солнце красное встает,
Всех на ярмарку зовет.
Разливай и квас, и мед,
Веселись честный народ.
Разиня-Федот,
Что стоишь, разинув рот?
Налови нам галок
Целый полушалок!
Рыжий, рыжий, конопатый,
Не ходи у нашей хаты.
Ходи во поле гулять,
Конопушки собирать.
Расфуфырилась Марфута:
Фу-ты, фу-ты, фу-ты, фу-ты!
На Марфуте три фуфайки,
Десять фартуков из байки.
Рева корова,
Вот тебе обновка:
Два ведерка под глаза,
Чтоб копилася слеза.
Прохор просо сеял-сеял,
Прохор просо не просеял.
Простофиля Прохор
Полдороги охал.
Козел-мукомол,
Кому муку молол,
А кому не молол.
От того, кому молол,
Получал по ватрушке.
А от того кому не молол,
Получал по макушке.
А еще некоторые скорогорохи в своих представлениях стали использовать куклу. И так, познакомьтесь – это Петрушка. Как вы думаете, ребята. Что нужно сделать, чтобы оживить его.
(Ответы детей) .
Правильно актеры надевали Петрушку на руку и оживляли его при помощи движения кисти и пальцев. В современном театре тоже есть такие куклы, они показывают перчаточными.
И пока вы будете рассматривать нашего героя, я вам про него расскажу. Петрушка быстро стал главным героям русских народных кукольных представлений и очень нравился зрителям. Как вы думаете, почему? (дети говорят о том, что петрушка веселый, смешной). Правильно ребята, а одевали Петрушку в красную рубаху и колпачек с кисточкой.
В петрушечных представлениях обычно участвовали два актера:один играл на шарманке, а другой, которого называют петрушечником из-за ширмы показывал кукол (на правой руки был Петрушка, а на левой- все остальные персонажи). Петрушка так же, как и скоморохи, высмеивал различные недостатки людей. Как вы думаете, какие?
(Ответы детей)
Правильно. И вот в конце представления, а жадный цыган, и обманщик лекарь, и даже сам черт были наказаны смелым и веселым Петрушкой.
А сейчас мы переключаемся в те далекие времена на одно из таких представлений.
Педагог с куклой начинает представление.
Собирайся, народ!
К вам Петрушка идет.
На голове колпак,
В кармане медный пятак.
Я сейчас веселье затею,
И от улыбок ваших разбогатею!
Педагог: А вы хотите сами попробовать его «оживить»?
Дети по очереди водят куклу и проговаривают уже знакомые им скороговорки. Заканчивают представление педагог с Петрушкой.
Петрушка: Ну, ребятишки, девочки и мальчики, мое вам почтение, расстаемся с вами до следующего представления.
Педагог: Ну что же, ребята, скажете Петрушке «до свидание», нам пора возвращаться. Думаю, такого знакомства вы еще раз захотите увидеть его. А он с удовольствием придет к вам в гости.
А сейчас я хочу вас спросить, что вам больше всего запомнилось и понравилось из того, что вы увидели, узнали, попробовали?
(Ответы детей)