Оксана Шагалова
Конспект открытого занятия в средней группе «Семейные обычаи на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщать детей к истокам русской культуры.
Задачи: развивать интерес к русским традициям и промыслам;
формировать представление о прошлом нашей родины;
расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании, о старинных семейных обычаях;
обогащать словарный запас (оберег, колыбелька, сундук);
воспитывать доброжелательность, уважение, интерес к обычаям старины, русскому фольклору.
Публикация «Конспект открытого занятия в средней группе „Семейные обычаи на Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Средняя группа
- Темочки
Оборудование: в группе оформлен уголок «Русская изба» : на столе стоит самовар, рядом на лавке колыбелька с «ребёнком», сундук с одеждой. (В начале занятия он закрыт, лоскутки ткани для изготовления куклы-скрутки, таз с водой, уголёк, зерно, монетки, записи русских народных песен.
Интеграция: Речевое развитие, Социально-культурное развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, воспитатель встречает их в русском костюме.
В: Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Вы заметили, какой необычный костюм на мне сегодня? Вы знаете, как называется такое платье?
Дети: Это сарафан.
В: Сейчас такие сарафаны не носят. Мы с вами одеваемся совсем по -другому, а их носили в далёком прошлом наши пра- пра-прабабушки.
Как называется сейчас наша страна?
Дети: Россия.
В: Раньше, наша страна называлась Русь. Хотите узнать, как жили люди раньше?
Дети: Да!
В: Тогда, я приглашаю вас в путешествие. Возьмёмся за руки, закроем глазки и скажем:
«Мы собираемся,
В долгий путь отправляемся!»
Воспитатель открывает зону «Русская изба», дети подходят к ней.
В: Куда же мы попали?
Дети: Это русская изба.
В: Посмотрите, сколько здесь интересных вещей! Вы узнали какие-нибудь из них?
Дети отвечают.
В: Присаживайтесь на стульчики. Здесь есть предмет, про который я знаю загадку:
«Стоит толстяк, подбоченивши бок.
Шипит, кипит, всем чай пить велит!»
Что это?
Дети: Самовар.
В: Как вы догадались?
Дети: Самовар большой, толстый, из него пьют чай,.
В: Вот ещё один предмет. Что это? (показывает на сундук)
Дети: Сундук.
В: Для чего в доме нужен был сундук?
Дети: Чтобы всё хранить.
В: Мы откроем сейчас сундук и посмотрим, что там внутри.
Воспитатель достаёт из сундука рубашку и сарафан, рассматривают вместе с детьми. Воспитатель обращает внимание на ткань, цвет, узоры на рукавах, горловине, по подолу одежды. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил.
В: Что же хранили в сундуках?
Дети: Одежду.
В: Не только одежду, но ещё и продукты, полотенца, скатерти, отрезы ткани. Закроем сундук. Посмотрите, что это такое? (показывает на колыбельку).
Дети: корзинка.
В: Это не просто корзинка, в таких корзинках спали раньше маленькие дети и называется она колыбелька. Вы бы хотели спать в такой колыбельке? Почему?
Дети:
В: Здесь кто-то лежит. Это маленькая девочка!
Рита, возьми девочку и покачай её. Эту маленькую девочку зовут Алёнка.
Как её будут называть ласково?
Дети: Алёнушка, Алена.
В: А что обозначает это имя?
Дети:
В: Это имя обозначает «богиня утренней зари». Ваши имена тоже что-то обозначают. Это вы можете узнать с родителями.
В: Посмотрите, здесь для Алёнушки приготовлены какие-то вещи (воспитатель показывает уголёк, зерно, монетки). Как вы думаете, для чего они?
Дети:
В: (Показывает таз с водой) В далёкие времена существовал такой обычай : когда ребёнка купали первый раз, в таз с водой клали уголё к и говорили: «Привыкай к домашнему теплу», монетки-«Будь богата», зерно- «Будь всегда сыта».
В: Давайте и мы что-нибудь подарим Алёнке. Что мы подарим ребёнку?
Дети: Игрушку.
В: Конечно, игрушку, которую мы сейчас сделаем вместе, своими руками. Из каких материалов делали игрушки раньше?
Дети:
В: Раньше не было пластмассы, резины и игрушки делали из того что было: из дерева, коры деревьев, травы, лоскутков, глины. Это были непростые игрушки, а обереги. Мы сейчас отправимся в мастерскую и сделаем для Алёнушки куклу –скрутку.
Дети вместе с воспитателем делают куклу –скрутку из ткани, прослушивают русские народные песни.
В: давайте мы подарим её девочке и каждый что- нибудь ей пожелает.
Дети дарят куклу Алёнушке с пожеланиями.
В: А гостям мы пожелаем:
Кирилл К. : «Будьте здоровы, живите богато!
Будьте в дому, как оладушек в меду!»
В: А нам пора домой. Мы возьмёмся за руки, закроем глазки и скажем:
«Мы собираемся,
В дальний путь отправляемся!» (в это время воспитатель закрывает зону «Русская изба»)
В: Вот мы и в детском саду! Вам понравилось путешествие?
Дети:
В: Что нового, интересного вы узнали?
Дети: