Светлана Адмакина
Рабочая программа внеурочной деятельности nо общекультурному направлению «Театр кукол» для обучающихся с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа составлена на основе проекта Концепции Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начального общего образования общекультурного направления.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе проекта Концепции Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начального общего образования общекультурного направления.
Цель программы :
Публикация «Рабочая программа внеурочной деятельности nо общекультурному направлению „Театр кукол“ для обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства - театру кукол.
Главная задача любого коллектива художественной самодеятельности – эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
Театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.
Театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение : его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т. д.
Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.
Так как основная задача кружка - создать условия для развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят, то очень важен сам процесс работы, увлечённость участников коллектива, чтобы тогда, когда начнётся работа над конкретным спектаклем, изготовление кукол, декораций, репетиции были радостью, творческой потребностью, а не скучной необходимостью.
Цель кружка - эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства - театру кукол.
Общая характеристика учебного курса.
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
- включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
- создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
- моральное поощрение инициативы и творчества;
- продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
- регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
- словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
- метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр. ;
- наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);
- работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).
Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.
Значительное место при проведении занятий занимают театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.
Описание места учебного курса в учебном плане.
Программа «Театр кукол» предназначена для детей младшего школьного возраста и рассчитана на 4 года обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:
Форма организации деятельности учащихся на занятии – индивидуально-групповая.
первый год обучения – учащиеся первого класса;
второй год обучения – учащиеся второго класса;
третий год обучения - учащиеся третьего класса;
Календарно - тематическое планирование 1 год обучения.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
Занятия кукольного кружка проводятся в актовом зале или другом приспособленном для этих целей помещении. Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение: - куклы;
- театральная ширма;
- декорации к спектаклям, бутафория;
- магнитофон;
- диски с музыкальным сопровождением;
- компьютер.
Всё необходимую декорацию и бутафорию можно изготовить самостоятельно. Под руководством педагога дети могут сшить необходимых актёров-кукол. Посильную помощь в изготовлении кукол, декораций могут оказать старшие школьники.
Используемая литература:
1. Баряева Л. Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.
2. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.
3. Белюшкина И. Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
4. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
5. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам. - М., 1982.