Воробьева Наталья Вячеславна
Конспект открытого занятия НОД в средней группе «Православные традиции на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Формировать у детей представления о традициях. Зажечь искорку любви и интереса к жизни русского народа,его истории и культуре,особенностям быта.
Программные задачи:Развивать в детях лучшие качества, свойственные русскому человеку:духовность,доброту,уважение к старшим,трудолюбие.
-формировать представление о культурных традициях русского народа его особенностях быта,первой русской игрушке и ее значении в жизни человека;воспитывать любовь и уважение к родителям.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Русская народная культура. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
-Приобщать детей к благочестивым традициям.
Ход занятия.
Дети в русско народных костюмах девочки держат под ручки мальчиков под музыку (Колыбельная группы "Белый день") заходят становятся в круг делают некоторые несложные движения становятся возле стульчиков. (Их встречает хозяйка в русском народном платье) .
Вед: Здравствуйте гости дорогие (поклон с рукой от сердца)
Дети хором –Здравствуй хозяюшка (дети кланяются)
Вед:Ребята к нам пришли сегодня гости давайте поздороваемся!
Ребё нок: Хозяюшка мы пришли побеседовать с вами о культуре и традициях, о русском быте, о традиции перед великим постом.
Вед: Хорошо я вам все расскажу, но для начала перед всяким началом любого дела нужно помолиться попросить Благословения.
Молитва «Царю Небесный».
Вед: Хорошо присаживайтесь по удобнее слушайте и запоминайте.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
ВЕД: Но прежде чем я хотела бы у вас узнать, как называется страна, в которой мы с вами живем?
Ответы детей: Россия.
ВЕД: Русский народ очень любит трудиться, но раньше им было тяже намного чем сейчас, а как вы думаете почему им было нелегко?
Ответы детей:
Вед: В давние времена, когда не было машин, люди запрягали лошадь в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле. Земля после этого становилась мягкой, рыхлой. Можно было сеять. Как созреют колоски, в поле выходили агрономы, проверяли готовность зерна к уборке. Не только мужчины работали в поле, но и женщинам приходилось приходить к ним на помощь, оставляя маленьких детей одних дома.
Вед: Когда хлеб созревал, в поле выходили жнецы. В старину это делали так: брали в руки серп и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы.
В народе говорят так: «Хлеб в колосу, пора жать полосу».
Ребенок: Ходят часики природы,день неделя,месяц,год
Если весна у порога каждый день полно забот
Вед: Мы с вами девочки в поле пойдем да хлеб последний соберем.
(танец девочек с колосьями)
Вед: Вот и собрали урожай,а что мне с ним дальше делать?
Ответы детей:
Вед: С поля урожай на специальных машинах везут на элеватор.
На элеваторе зерно высушат, очистят и отправят на мельницы, чтобы смолоть зерно в муку, а затем отвезут на хлебозавод и в пекарни. Пекари пекут хлеб. Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазин. В магазине люди покупают его.
Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Не кроши его за столом. Никогда не выбрасывай хлеб!
Вед: Правильно,а еще можно испечь блины. Ведь скоро у нас праздник масленица, в это время люди ходили друг к другу в гости угощали блинами пели песни, плясали, желали друг другу здоровья,а потом начинался великий пост.
Русский народ еще славен дружбой и силой. Про наш народ говорят,что он радушный гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева и называлось оно избой.
А вы знаете,что было главным в избе?
Ребенок: Да, печка она избу обогревала,в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
Вед: а,что знает про печку (прошу ребенка прочитать стихотворение)
Ребенок:Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит
Вед:В каждой избе печка русская стоит. От печи теплый жар струится,вкусным хлебом пахнет. Печка-деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяйка,так первым делом печь топить. Ставит три больших чугуна. Первый для щей,второй для каши,а третий для всех остальных надобностей.
Вед:Вот и мы с вами ребята попробуем испечь вкусный хлеб,но для этого мне нужны помощники я приглашаю мальчиков.
Мальчики хором:Дуйте,дуйте ветры в поле,
Чтобы мельницы мололи,
Чтобы завтра из муки испекли нам пироги.
Звучит музыка для мальчиков,имитируют небольшую сценку в танце с мешками в которых находится мука.
Вед: Молодцы мальчики так постарались,теперь точно получится вкусный хлебушек ведь столько труда и любви вы в него вложили.
Ребята самое главное на столе -это хлеб!А выпекали его в русской печи. И говорили так о хлебе:"Хлеб всему голова!",а наши дети это знают и сейчас расскажут.
Ребенок:Вот он хлебушек душистый,
Вот он тёплый золотистый,
В нём здоровье наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло,берегло.
В нём земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем,
Уплетай за оби щёки,
Вырастай богатырём!
Вед:А вот и хлебушек (достаю из печи).А для вас я хлеб испекла пышный и румяный. (показываю красивый каравай и обещаю,что после занятия мы его обязательно попробуем).
Вед:А когда все дела сделаны,прижмутся дети к теплой печи,да и слушают мамины притчи.
Вот и вы мою послушайте.
Вед:А вы знаете,что ещё самым главным в избе был красный угол так его называли,где люди помещали Иконы и зажигали пред ними свечу и молились за своих родных и близких. Ведь свеча-это символ жертвенности к Богу это стремление вверх, устремление души. Свечи ставят за здравие близких,родных. Вот сегодня мы вам расскажем притчу о свечах.
Притча о свечах.
Вед:Три свечи стояли на столе,спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина,что было слышно,как они разговаривают.
Первая свеча сказала.
Свеча 1:(ребенок в руках свеча)
Я-Вера! к сожалению,я никому ни нужна. Люди не хотят ничего слышать обо мне. Думаю,мне не остается не чего другого,как погаснуть.
Вед: Едва она замолчала подул легкий ветерок и загасил свечу. (2 свеча опечалилась)
Свеча 2:(ребёнок в руках свеча)
Я-Надежна!У меня нет больше сил поддерживать свой огонек. Мир стал таким жестоким и несправедливым. Люди перестали надеяться на будущее. Люди перестали надеяться даже на тех,кто их любит больше всего-своих близких.
Вед:Сказала она и погасла. (вдруг в комнату вошел ребенок и увидел две потухшие свечки,испуганно закричал)
Ребё нок:что вы делаете?Вы должны гореть. Я боюсь темноты.
Свеча 3:Не бойся не плачь!Пока я горю,всегда можно зажечь и другие свечи. Ведь я материнская любовь!
Вед: И правильно ребята каждая мама согревает теплом и любовью своего сердца,и каждая ваша мама молится за своих детей и детки обязательно должны слушаться своих родителей.
Показ слайдов про маму с музыкой.
Вед:Нет в мире человека добрее и роднее чем мама. Недаром первое слово которое произносит малыш -это"МАМА".Мамы могут все обед сворить,куклу смастерить,приласкать,утешить,. Считалось,что кукла сделанная мамиными руками,приносит в дом счастье. Вот например сейчас вам мамы покупают и дарят куклы,а раньше делали сами своими руками. Вот мужчины мужчины вырезали вот такие свистульки (показ,а женщины вот такие куклы пеленашки (показываю куклы которые заранее были приготовлены).
Вед:Ребята вот и подошло наше занятие к концу я думою,что вам было интересно и вы что то новое узнали как жили наши предки о традициях нашего народа. А сейчас давайте помолимся. Молитва"Достойно есть"
Рефлексия:Задаю вопросы по пройденному занятию.