Тамара Орлова
Открытый урок объединения «Театр кукол» по теме «Художественная целостность спектакля»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – Освоение учащимися понятия «художественная целостность» через понятия целое и художник.
Задачи: - закрепить знания о понятии художественная целостность;
- развить мышления и способности ребенка анализировать жизненные явления и события;
- стимулировать познавательные способности и желания детей через анализ жизненных событий, явлений и факторов при создании сценического образа;
- совершенствовать актерское мастерство в работе над образом.
Ход урока.
I Разминка
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Вибрационный массаж.
Публикация «Открытый урок объединения „Театр кукол“ по теме „Художественная целостность спектакля“» размещена в разделах
4. Работа над звукорядом И Э А О У Ы – бросаем дротик, снежок, фейерверк, укладываем спать, задаем вопрос.
5. Добавим к каждой букве звукоряда согласные Т К ТП ПТ КП ПК.
6. Работа над скороговоркой: «От топота копыт, пыль по полю летит».
7. Работа над мимикой. Изобразить эмоции мимикой: грусть – печаль, радость, злость, гордость, испуг – страх, боль, усталость, каприз, омерзение, хитрость, стеснение, безразличие, удивление, серьезность. Кислый, сладкий, соленый.
8. Работа над жестом. Ведущий называет действие, участники показывают: я, ты, здравствуйте, до свидания, иди, нельзя, тихо, там, тут, сядь, встань, большой, маленький, отойди, не знаю, я в домике, не хочу разговаривать с вами.
9. Заменить слова на жесты: Колпак мой треугольный,
треугольный мой колпак,
а если не треугольный,
то это не мой колпак
II Объяснение темы урока :
Педагог: Сегодня мы поговорим о художественной целостности. Скажите, пожалуйста, что это такое?
(На доске рисуют по очереди)
Дети отвечаю:
1 – уши, 2 – мордочка, 3 – тело, 4 – ноги, 5 – руки.
Педагог: Как можно это назвать?
Дети: Части или детали.
Педагог: Правильно, а если эти отдельные части соединить в одно целое, что получится?
Дети: Чебурашка.
Педагог: Молодцы. Мы собрали целого Чебурашку. А как вы думаете, если мы захотим, мы можем его заново разложить на части?
Дети: Да (называют части, из которых состоит Чебурашка).
Педагог: Хорошо. Таким образом, мы с вами пришли к выводу, что из отдельных частей можно собрать целое, а целое можно разложить на отдельные части.
Скажите, а на какие части можно разложить стол?
Дети: На ножки и крышку (столешницу)
Педагог: А на какие части можно разложить стул?
Дети: На ножки, сиденье и спинку.
Педагог: А чашку?
Дети: На стенки, ручку и дно.
Педагог: Молодцы. А на какие части спектакль?
Дети: Пьеса, кукла, ширма, музыка, декорация, актер.
(Педагог на доске по мере ответов чертит схему)
Спектакль – целое и состоит из частей :
П + К + Ш + М + Д + А
Педагог: Хорошо. Но в театре, артисты, слово целое заменили словом целостность. Мы говорим, что в процессе работы, собирая все части в единое, мы создаем «целостность спектакля». Слово целостность происходит от слова целое. Целостность это специфическое театральное слово. И так, давайте повторим, мы с вами создаем целостность спектакля.
(Дети повторяют)
Педагог: Текст, интонация, мимика, жест, костюм.
(Педагог на доске по мере ответов чертит схему)
Целостность роли состоит :
Т + И + М + Ж + К
Но мы еще добавляем художественную целостность роли или спектакля. Давайте подумаем, от какого слова может происходить слово – художественный?
Дети: От слова художник.
Педагог: Правильно, а почему?
Дети: Потому, что артист является как бы художником. Он сам рисует образ.
III Работа над картинкой – раскраской.
Педагог: Вот сейчас каждый из вас попробует быть художником. Возьмите, пожалуйста, цветные карандаши. И разукрасьте картинку теми цветами, какими сочтете нужным. Работаем быстро, на данное задание отводится 10 минут. (Дети работают)
Педагог: Поднимите, пожалуйста, свои рисунки. Посмотрите они все разные, по красочности. Сколько художников, столько и цветных решений. Артист тот же художник, он сам решает какие краски использовать для своего персонажа.
Вот у нас было несколько артистов которые играли роль кота. И что у нас все коты били одинаковые?
Дети: Нет.
Педагог: А почему?
Дети: Они по-разному двигались и говорили. У них разные жесты.
Педагог: Правильно. Каждый из них как художник сам подбирал краски для создания образа.
Только красками артиста являются: интонация, жест, мимика.
И так мы с вами пришли к решению что спектакль, это как палитра художников. Поэтому мы и говорим художественная целостность спектакля. А чтобы краски были ярче, артисту помогает воображение.
IV Составление рассказа.
Педагог: (раздает чистые листы бумаги). Сейчас каждый представит себя в образе своего героя, и от лица этого героя нужно написать небольшой рассказ, о своей жизни из 3 – 4 предложений.
Например (педагог читает рассказ составленный другими детьми о своих героях) :
Я – роза.
Я – маленькая роза. Женя с мамой посадили меня весной. Однажды летом светило солнце. Женя уехал на дачу. Мне очень хотелось пить. И вот я стала засыхать. Женя приехал, а я засохла. Тогда ее мама полила меня и посыпала удобрением. И я ожила. Потом Женя никогда не уезжал на дачу.
И так каждый представляет себя в образе своего героя, что значимого в спектакле происходит с ним. Преступайте к работе, времени на все 4 минуты.
Педагог: Кто готов прошу зачитать свои работы (дети по очереди читают, обсуждают по ходу чтения). Замечательно. Надеюсь что ваши письменные работы, помогут вам ярче разукрасить и раскрыть образы своих героев на сцене. Прошу пройти за ширму.
V Показ спектакля.
VI Обсуждение показа.
VII Закрепление. Итак, сегодня мы с вами говорили о художественной целостности. Давайте еще раз повторим.
Целостность – это – то же, что и целое, и обозначает единое. Художественная – от слова художник и отражает яркость и красочность. Надеюсь, ваши образы, как и весь наш спектакль, будут являться художественно целостными произведениями.
Всем спасибо. До свидание.