Светлана
Конспект занятия сюжетно — ролевой игры «Маша в городе»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программное содержание:
Учить детей правильно вести себя на улицах и дорогах города, дать понятие «регулировщик». Развивать умения анализировать дорожные ситуации, умение применять знания на практике. Воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах города, объяснять, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, упражнять в различии сигналов регулировщика, закреплять знания о дорожных знаках; активизация словаря «указательный и предупреждающий дорожные знаки»,«тротуар», «пешеход», «пешеходный переход», «регулировщик», «сигналы регулировщика», «жезл».
Публикация «Конспект занятия сюжетно — ролевой игры „Маша в городе“» размещена в разделах
Методические приё мы:
художественное слово, проблемная ситуация, сюрпризный момент, наглядность, вопросы причинно-следственного характера.
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде посредством сюжетно-ролевой игры «Маша в городе».
Задачи:
(Социально – коммуникативное развитие)
-Творчески использовать в игре знания об окружающей жизни, атрибуты в соответствии с сюжетом;
-Упражнять в умении понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;
- Поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми, основанные на сотрудничестве;
- Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру.
(Познавательное развитие)
-Закрепить знания детей о дороге, о транспорте, пешеходе.
-Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
(Речевое развитие)
-Активизировать речь детей.
-Упражнять в умении вести диалог, используя в речи формы вежливости.
(Физическое развитие)
-Развивать двигательную активность, быстроту, ловкость.
(Художественно – эстетическое развитие)
-Формировать навыки ритмичных движений в соответствии с характером музыки.
-Улучшить эмоциональное самочувствие детей и раскрепощение.
Интеграция видов деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Технологии: Игровые, ИКТ технологии, интерактивные.
Содержание игры
Подготовительная часть игры :
1. Повторение и изучение правил дорожного движения, знаков, различных ситуаций на дороге и в транспорте, рассматривание иллюстраций, картин.
2. Обыгрывание дорожных ситуаций с использованием правил поведения на улице.
3. Чтение художественной литературы: А. Усачёв «Правила дорожного движения», Х. Тайдре «Я и улица», М. Каменский «На перекрёстке».
4. Рассказы воспитателя об обязанностях пешехода, о правилах поведения на дороге.
5. Подготовка атрибутов и костюмов к мероприятию.
6. Разучивание стихов, танцев.
7. Дидактические игры : «Дорожные знаки», «Светофор».
8. Взаимодействие с родителями:
педагогическая пропаганда знаний об игровой деятельности ребенка среди родителей.
Папка - передвижка «Сюжетно – ролевая игра в жизни ребенка».
Консультация «Во что играют дети?».
Изготовление атрибутов к игре.
Роли:
• Водитель – ребенок
• Кондуктор - ребенок
• Официант – ребенок
• Повар - ребенок
• Пассажиры - дети
• Пешеходы – дети
• Музыканты - дети
• Инспектор - взрослый
Атрибуты:
- Повар: Бейджик повара, фартук и колпак, кухонная посуда, столовые приборы, газовая плита, мойка, технологические карты по приготовлению блюд, продукты питания
- Официант: Бейджик официанта, фартук и колпак, столовая посуда, столовые приборы, салфетки, меню, блокнот и карандаш для приема заказа, калькулятор для подсчета стоимости заказа, совочек и щетка для уборки столов
- Посетители: Сумочки, кошельки, деньги
- Водитель: Руль, инструменты, бензоколонка
- Кондуктор: Сумка, билеты,деньги.
- Кассир: Билеты, деньги.
- Инспектор: Жезл, фуражка
Транспорт, макеты дорожных знаков.
Ход игры
Игровые действия:
- Повар: Готовит еду, накладывает на тарелки, «наливает» напитки в чашечки, передаёт официанту.
- Официант: Сервирует стол, встречает и рассаживает гостей, предлагает меню, советует выбрать блюда, относит заказ повару и рассказывает о нем, подает на стол выполненный заказ, предлагает включить музыку, рассчитывает посетителей, предлагает посетить кафе еще раз, убирает столы после ухода посетителей.
Речевые обороты: Добрый день. Проходите, пожалуйста. Присаживайтесь, пожалуйста. Познакомьтесь с нашим меню. Что желаете покушать… Я могу вам предложить…. Я бы вам посоветовал… Приготовьте, пожалуйста… С вас… До свидания. Приходите к нам еще.
- Посетители: Приходит в кафе, присаживаются за столами, заказывают меню, ждут заказ, разговаривают между собой, едят, рассчитываются с официантом, благодарят работников кафе
Речевые обороты: Добрый день Мы бы хотели…. Мы выбрали… Все было очень вкусно. До свидания.
- Пассажиры: Вызывают такси по телефону, садятся в такси, пристегиваются ремнями, говорят, куда их нужно отвести, расплачиваются с водителем, благодарят водителя.
Речевые обороты: Здравствуйте! Это такси! Отвезите нас, пожалуйста, в кафе. Вот деньги. Спасибо. До свидания.
- Водитель: Управляет машиной, уточняет у пассажиров, куда они хотят поехать, получает деньги.
Речевые обороты: Добрый день. Куда вас отвести? Присаживайтесь. Пристегните ремни. Садитесь поудобней. С вас … До свидания.
- Пешеходы: Ходят по улицам, гуляют, торопятся.
- Пассажиры общественного транспорта: Ждут на остановке автобус, расплачиваются с кондуктором.
Речевые обороты: Здравствуйте! Мне один билет. Спасибо.
- Кондуктор: Продает билеты.
Речевые обороты: Проходим в салон. Оплачиваем проезд.
Игра:
Воспитатель создает игровую ситуацию, вводя, сказочный персонаж Машу. Он говорит, что Маша приехала к детям из леса. Ей очень нравится у нас, и она хочет все получше узнать.
Сегодня Маша хотела бы попасть в зоопарк, чтобы посмотреть зверей, но она не знает дороги, не знает правил поведения в зоопарке. Ребята, давайте поможем гостье. Кто из вас уже побывал в зоопарке (дети говорят, что были не одни, а с родителями и поэтому не знают дороги). Воспитатель говорит: ”Не беда, я вам помогу!
Как вы думаете, на чем мы можем туда добраться?
Дети: Мы поедим на трамвае, троллейбусе, маршрутном такси, автобусе.
Воспитатель: Отгадав загадку, вы узнаете, какой транспорт мы выберем:
Что за чудо? Синий дом,
Окна светлые кругом.
Носит обувь из резины,
А питается бензином.
Дети: Это автобус.
—Правильно, мы поедем на автобусе. Вы будите пассажирами. А кто ещё есть в автобусе?
Дети: Водитель и кондуктор.
Выбирается водитель и кондуктор, детям раздаются кошельки и деньги для покупки билетов.
Воспитатель:
Напоминаю вам, что кондуктор продаёт билеты в автобусе и следит за порядком. Итак, вышли мы на улицу, и пошли к автобусной остановке по… забыла, как же называется часть улицы, по которой должны ходить пешеходы?
Дети: Тротуар.
Воспитатель: Правильно, пешеходы должны ходить по тротуару. А по какой стороне они должны идти?
Дети: По правой.
Воспитатель: Почему?
Дети: Чтобы пешеходы не мешали друг другу идти.
Воспитатель: В пешеходном деле самое главное и трудное переходить улицу. Ребята, где пешеходы должны переходить улицу?
Дети: В строго определенном месте.
Воспитатель: Правильно, улицу надо переходить в строго определенном месте. А как называется это место?
Дети: Пешеходный переход.
Воспитатель: А как еще называют пешеходный переход?
Дети: Его ещё можно назвать «зеброй».
Воспитатель: Дети, а ведь у пешеходов есть помощники при переходе улицы. Какие?
Дети: Светофор, инспектор-регулировщик.
Воспитатель: Главный на дороге светофор. А если светофор сломался, то кто приходит на помощь? (Регулировщик).
У регулировщика тоже есть сигналы, которые надо научиться читать. Даёт сигналы он с помощью жезла. Если регулировщик поднял жезл вверх, то это значит: - «Жди!» и соответствует жёлтому сигналу светофора.
Если регулировщик стоит к вам лицом, то он говорит: «Стой!» - это соответствует красному сигналу светофора.
Регулировщик встал к вам боком, то он говорит: «Иди!». Это зелёный сигнал светофора. Запомнили? А сейчас я вам предлагаю поиграть. Кто-то из детей будет регулировщиком и будет показывать сигналы, а все остальные – соответствующие сигналы светофора. (Дети играют).
По окончанию игры дети подходят к пешеходному переходу. Проходят на автобусную остановку.
Кондуктор: Уважаемые пассажиры, приготовьте, пожалуйста, деньги для покупки билетов.
(Дети заходят в автобус через заднюю дверь, расплачиваются с кондуктором, получают от него билеты и едут до остановки «Зоопарк».)
Воспитатель: Все готовы отправиться в зоопарк?
Дети: Да, готовы.
Воспитатель:
Мы в автобус дружно сели,
И в окошко посмотрели.
Наш шофёр педаль нажал,
И автобус побежал.
(Выставляется знак «Осторожно дети»)
Воспитатель: Дети, как называется этот дорожный знак? Что нужно делать водителю? Почему этот дорожный знак заключен в красный треугольник?
Автобус продолжает движение. Дети поют веселую задорную песенку путешественников.
Воспитатель: Посмотрите, мы подъезжаем к зоопарку. Но нам нужно так поставить автобус, чтобы он не мешал другому транспорту.
Выставляется дорожный знак «Место стоянки». Ребенок объясняет назначение этого знака. Дети выходят из автобуса.
Воспитатель:
Что нужно купить, чтобы попасть в зоопарк, кто продает билеты, и кто их проверяет (ответы детей, распределение ролей). Игровые моменты. Когда дети покупают билеты, воспитатель может спросить детей, каких животных хотели бы они посмотреть, были ли они уже в зоопарке и др. На фланелеграф выставляются картинки животных. Воспитатель просит назвать их. Спрашивает, кто работает в зоопарке, кто охраняет зверей в клетках, кто их лечит, кто их кормит.
Воспитатель:
На улице очень жарко, поэтому некоторые звери спрятались в домики. Давайте подойдем к домикам, я загадаю загадку, а вы попытаетесь отгадать, что за зверь спрятался в домике (загадывает несколько загадок, дети отгадывают).
Воспитатель:
- Ребята, сегодня на доске объявлений я увидела новую рекламу (показывает рекламу). Недалеко от зоопарка открывается детское кафе «Лакомка». Хотите там побывать?
-Кафе «Лакомка» - это место, где дети вместе с родителями могут не только вкусно покушать, но и весело провести время: посмотреть мультфильмы, послушать музыку.
- Поиграть в игры, посмотреть выступления клоунов.
- В кафе можно праздновать дни рождения, отдыхать семьей, встречаться с друзьями.
- Здесь можно полакомиться пончиками, блинчиками, пирожными, фруктовыми шашлычками, съесть мороженое, попить кофе, сок, коктейли.
Воспитатель:
- Но вот беда, сегодня открытие кафе, а его работники заболели. Сможем ли мы заменить заболевших?
Поэтапное решение проблемы-Кто работает в кафе (ответы детей)
- Что делает повар в кафе? (готовит еду, раскладывает еду на тарелки)
- Какие обязанности у официанта? (встречает гостей, накрывает столы, приносит заказ, рассчитывает посетителей)
Воспитатель:
- Еще в кафе работает аниматор. Аниматор - это артист, который развлекает посетителей, проводит конкурсы, игры.
Распределение ролей по желанию детей
Воспитатель:
- Давайте подумаем, кто кем сможет работать? (дети высказываются)
Воспитатель:
-Уважаемые работники кафе «Лакомка» прошу вас занять свои рабочие места.
Воспитатель:
- А мы будем посетителями.
Игра детей. Повар готовит еду, официант накрывает стол, таксист «строит» из стульев такси, посетители берут сумочки, кошельки, наряжаются перед зеркалом, берут в банкомате деньги. Дети разыгрывают поездку на такси.
Когда посетители приедут, их у входа встречает клоун.
Клоун:
- Уважаемые гости!
Детское кафе мы открываем,
Праздник весёлый мы начинаем!
Вас ждут сюрпризы и угощение.
А ещё – весёлое настроение
- Предлагаю вам по поводу открытия кафе разрезать ленточку. (Дети ножницами разрезают ленту)
Добро пожаловать в наше уютное и светлое кафе. Занимайте свободные столики. (Дети садятся)
Официант:
- Здравствуйте, прошу познакомиться с нашим меню.
Далее дети играют по собственному замыслу: официант принимает заказ, передает повару и т. д.
Вбегает клоун.
Клоун:
- Я веселый клоун Бим. Вижу, вы заскучали. Приглашаю поиграть.
Клоун Бим организует конкурс со стульчиками.
Клоун:
- Вот, какие веселые и ловкие гости!
Посетители заказывают мороженое, продолжают угощаться.
Вбегает клоун Бим.
Клоун:
- Продолжаю представление всем на удивление!
Организует игры с мыльными пузырями, дискотеку (Дети танцуют вместе с клоуном танец «Барбарики»).
Клоун:
- Уважаемые гости, праздничная программа по поводу открытия нашего кафе подошла к концу. Сейчас наше кафе закрывается. Приходите к нам завтра, приводите с собой друзей.
Официант считает на калькуляторе, подходит и предлагает посетителям счет, они расплачиваются.
Далее посетители благодарят работников кафе за праздник, вызывают такси, едут домой, повар и официант наводят порядок в кафе.
Далее воспитатель говорит, что им пора возвращаться в детский сад: «Мы поедем на автобусе. Кто водит автобус? Выберите сами водителя.»
Водитель садится в кабину построенного из стульев автобуса, остальные дети-пассажиры рассаживаются на стулья.
Вошли пассажиры, закрылись все двери.
В автобусе чисто, светло.
Водитель уверен: все дети примерны.
Вот сядут, посмотрят в окно.
Подумают, что же увидели в парке,
Каких незнакомых зверей?
Но вот остановка. И дети
Бегут в детский сад поскорей.
Воспитатель:
Вот мы и приехали. Маша, тебе понравилось наше путешествие? А вам, ребята? А теперь давайте вспомним об основных правилах поведения в транспорте - автобусе, такси, правилах поведения на улице, в кафе.
Аннотация:
Сюжетно – ролевая игра направлена на формирование безопасного поведения старших дошкольников на дороге. Действие игры проходит в автобусе и на дороге, в кафе, в зоопарке. Тем самым дети знакомятся с разными видами профессий; играют роли пассажиров, водителя, и одновременно с этим повторяют и проговаривают правила поведения в транспорте, на дороге, на остановке. Данная игра позволяет не только закрепить правила дорожного движения, но и несет в себе нравственную составляющую: пассажир – пожилой человек. Здесь дети отрабатывают правила поведения с пожилым человеком, уступая место в автобусе. Тем самым, формируется чувство уважения, сострадания к старшим людям.
В процессе игры происходит интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие, Художественно – эстетическое развитие
Список литературы:
Методическая литература:
Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность».
Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», 2015
Журнал «Дошкольное воспитание», 2008г.
Литература для чтения:
А. Усачёв «Правила дорожного движения».
Х. Тайдре «Я и улица».
М. Каменский «На перекрёстке».