Ирина Спиридонова
Конспект занятия в старшей группе «Какой разный звук»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить представления у детей о высоких и низких звуках. Развивать умение детей устанавливать причинно– следственные связи: зависимость высоты звука от размера звучащего предмета. Закреплять навыки работы с датчиком звука цифровой лаборатории. Воспитывать познавательную активность.
Задачи: -Знакомить детей с органом слуха.
-Обогащать и уточнять представление детей об функционировании человеческого организма.
- Дать первичные знания о звуке, как о физическом явлении.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Какой разный звук“» размещена в разделах
Оборудование: Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик звука, диск с мультфильмом «Три медведя», детские струнные инструменты.
Ход занятия:
Просмотр отрывка из мультфильма «Три
медведя».
Воспитатель: - Какие интересные звуки вы услышали?
- Какими голосами разговаривали медведи? (Михайло Иванович говорил грубым, громким голосом, Настасья Петровна – не очень грубым, Мишутка – тонким голоском).
- Если Мишутка говорил очень тоненьким голосом, то можно сказать – он не говорил, а (пищал).
«Почему Мишутка пищал?» (предположения детей).
Воспитатель: - Вспомните, где возникает звук, который произносят люди, животные?
- Что есть в горле, чтобы появился звук?
- Звук – это что? (звуковые волны).
- Подумайте, если по-разному звучат голоса, звуки, то, возможно, голосовые связки тоже… (разные) и звуковые волны тоже (разные).
- Подумайте, какими должны быть связки, чтобы получился грубый, или, по-другому сказать, низкий звук? (толстые).
- Какие связки могут создать тонкий, или, по- другому, высокий звук? (тонкие).
- Подумайте, одинаковые ли звуковые волны будут идти от толстой и тонкой струны?
- Есть ли в нашей лаборатории предметы, которые могут издавать звуки грубые и тонкие, низкие и высокие? (музыкальные инструменты).
Берутся струнные инструменты (детская гитара, балалайка или др.).
Воспитатель: - Какая струна будет по звучанию напоминать голос Михайло Ивановича? (толстая).
- Какая струна звучит как голос Мишутки? (тонкая).
Опыт: «Разные звуки».
В лаборатории выбран режим свободного измерения.
Воспитатель:.-Что мы хотим узнать? (Одинаковы ли звуковые волны от толстой струны и от тонкой струны гитары)
Воспитатель:.- Как мы это можем сделать? (Измерить звуковые волны от толстой струны и от тонкой струны датчиком «Звук».)
- Что нам для этого нужно? (Датчик «Звук» и музыкальный инструмент: детская гитара.)
Воспитатель предлагает выбрать по считалке двух детей для измерения звуковых волн струн гитары. Дети выбирают по считалке двух детей для измерения звуковых волн струн гитары.
Воспитатель предлагает начать проведение опыта и занять места у экрана и у датчика.
Выбранные по считалке дети по очереди подходят к датчику и измеряют звуковые волны толстой струны и тонкой струны гитары. Остальные наблюдают за изменениями на экране.
Воспитатель предлагает детям озвучить результаты опыта и сформулировать вывод.
Дети озвучивают результаты опыта и формулируют вывод: «Звуковые волны толстой и тонкой струны разные, и поэтому звуки мы слышим разные : высокие и низкие».
Воспитатель: - Какие звуковые волны получаются у Мишутки?
- Почему они такие?
- У всех ли малышей звуковые волны отличаются от звуковых волн взрослого человека?
Для подтверждения ответа можно провести опыт.
Опыт: «Звуки взрослого н малыша».
Воспитатель: - Что мы хотим узнать? (Одинаковы ли звуковые волны от голоса взрослого человека и малыша)
Воспитатель: - Как мы это можем сделать? (Измерить звуковые волны от голоса взрослого и от голоса малыша датчиком «Звук».)
- Что нам для этого нужно? (Датчик «Звук».)
Воспитатель предлагает детям выбрать по считалке двух-трех детей для измерения их звуковых волн. Дети выбирают по считалке двух-трех детей для измерения их звуковых волн.
Воспитатель предлагает начать проведение опыта и занять места у экрана и у датчика. Дети занимают места у экрана и у датчика. Воспитатель измеряет звуковые волны своего голоса. Выбранные по считалке дети по очереди подходят к датчику и измеряют свои звуковые волны (чашки, стаканы). Остальные дети наблюдают за изменениями на экране.
Воспитатель предлагает детям озвучить результаты опыта и сформулировать вывод.
Дети озвучивают результаты опыта и формулируют вывод: «Звуковые волны голоса взрослого человека отличаются от звуковых волн детей, поэтому их голоса тоже разные».
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу, спасибо.