Людмила Плетюхина
Конспект занятия «Средства передвижения будущего»
Конспект непосредственной образовательной деятельности: “Средства передвижения будущего”
Педагог подготовительной группы
Плетюхина Людмила Львовна
(высшая квалификационная категория)
Образовательная область: Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие.
Интеграция: Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие.
Форма проведения: интегрированное занятие.
Форма образовательной деятельности: подгрупповая, индивидуальная.
Публикация «Конспект занятия „Средства передвижения будущего“» размещена в разделах
Форма организации детей: совместная деятельность педагога с детьми, беседы, демонстрация и рассматривание слайдов, рассказы детей, ситуативный разговор с детьми, составление классификационной схемы (круги Эйлера, конструирование из бросового материала, проектная деятельность.
Материалы и оборудование: тематические слайды, бросовый материал, пластилин, картон, цветная бумага, клей ПВА, кисточки для клея, фломастеры.
Цель: Развитие умственных и логических, познавательных, творческих, конструктивных и художественных способностей через конструирование из бросового материала.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с историей транспорта, его развитием в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.
2. Закреплять знания детей о видах транспорта (назначении и использовании); умения их классифицировать и графически изображать с помощью кругов Эйлера.
3. Совершенствовать навыки конструктивной деятельности из разных видов бросового материала.
4. Продолжать обучать детей придумывать сюжет будущей композиции, детально продумывать замысел и самостоятельно подбирать материал для воплощения замысла индивидуально и в группах.
5. Развивать творческие способности, фантазию, воображение, логическое мышление, речь детей.
6. Продолжать воспитывать доброжелательные отношения к партнеру, умение договариваться и работать совместно.
Предварительная работа: Чтение и рассматривание энциклопедий, иллюстраций о транспорте, его развитии; чтение художественной литературы по теме; познавательно- исследовательская деятельность; изготовление поделок “транспорт”; конструирование транспорта из наборов <<лего>>,
железного конструктора; рисование транспорта будущего; составление рассказов о транспорте; дидактические игры, <<Что за чем? >>, <<Придумай название>>, Почемучка; составление макетов; оформление музея <<История развития транспорта>>.
Ход НОД:
I часть. Вводная часть.
Пед. : - Дети, у нас сегодня много гостей. Поприветствуем их.
Дети: - Здравствуйте!
(Дети стоят полукругом, лицом к воспитателю.)
Пед. : - Ребята, Вы знаете, что в нашем городе проходит неделя посвященная Дням науки и техники. Как вы считаете, что такое наука? (ответы детей). А что же такое техника (ответы детей). Совершенно верно, именно в дни науки и техники люди делятся своими знаниями о достижениях в различных областях промышленности, культуры, науки. В городах проходят научные конференции, на которых обсуждаются самые разнообразные идеи. Участником таких конференций может стать любой ученый. И сегодня я предлагаю Вам побыть на месте этих ученых. Хотите?
Дети:- Да.
Пед. - Тогда занимайте свои места.
Пед. : - Дети, на предыдущих занятиях мы с вами знакомились с разным транспортом, современным и транспортом прошлого, с его возникновением. Из истории мы знаем, что транспорт не всегда был таким как сейчас. Я предлагаю Вам вернуться в прошлое, когда у человека не было техники.
Слайд № 1
(лодка; человек, плывущий на бревне; человек с крыльями; тележка.)
Пед. :- Ребята, рассмотрите картинки и расскажите, что Вы видите. Можно ли то, что мы видим назвать первым транспортным средством человечества?
Дети:- Можно. Человек использовал бревно для передвижения по воде, затем он изобрел лодку. (Почему человек изобрел лодку) Груз перевозили на телегах, запряженных лошадью. Люди мечтали летать и изобрели крылья, но попытки подняться в воздух были неудачными. Идею полета человек не оставлял.
Слайд № 2
(первый автомобиль, паровоз, корабль, самолет.)
Пед. :- Прошло время. И что же мы видим? Чем отличаются предыдущие виды транспорта?
Дети:- Человек изобрел двигатель- это научно- техническая разработка. Появились автомобили, железная дорога. По воде стали плавать большие корабли, а раньше люди плавали на лодках и гребли веслами сами. Человек смог передвигаться по воздуху на самолете.
Слайд № 3
(современный автомобиль, подводная лодка, ледокол, ракета.)
Пед. :- И вот человек стал полноправным покорителем земли, воздуха и водного пространства.
Дети:- Человек смог передвигаться не только по воде, но и под водой- появились подводные лодки. Люди научились плавать по северным морям. Человечество освоило космос. Современные средства передвижения стали более безопасными, удобными, более стойкими к погодным условиям.
Пед. : - Молодцы! Как вы много знаете. Я вам предлагаю наши знания классифицировать и превратить их в схему. (Работа со схемой).
Педагог рисует на доске большой круг и спрашивает детей, что он обозначает. Мы с Вами сегодня много говорили о транспорте. Как Вы думаете, что обозначает круг, который я нарисовала.
Дети:- Это транспорт.
Пед. :- Какие виды транспорта мы знаем?
Дети:- Наземный, воздушный и водный. (Если называют подземный, схему дополнить)
Пед. :- Назовите, какой транспорт относиться к наземному, воздушному, водному.
(Детям предлагается дорисовать схему с помощью маленьких кругов).
Пед. :- Ребята, мы рассмотрели на слайдах разные виды транспорта, как со временем он развивался. А как, Вы, думаете, пройдет сто лет, а может двести, изменится транспорт, или останется таким же?
Дети:- Измениться. Станет более удобным, прочным, безопасным, легким, сверхскоростным, экологически чистым, будет управляться с помощью автопилота или компьютера.
Пед. :- Я предлагаю Вам стать инженерами-конструкторами и приглашаю Вас, в наше конструкторское бюро для создания транспорта будущего. Но сначала я предлагаю Вам поиграть. Мы сейчас разделимся на группы. Я раздам Вам карточки с условными обозначениями, Вы посмотрите и согласно условным обозначениям займете места за столами, а я Вас потом спрошу какой вид транспорта Вы будете изобретать.
(Дети расходятся за столы с условными обозначениями; педагог спрашивает детей о том, какой вид транспорта они будут изобретать.)
Пед. :- Желаю Вам творческих созданий! Начинайте работать.
Уважаемые, наши гости, если вы хотите попробовать Ваши силы в создании транспорта будущего, можете присоединиться к ребятам.
II часть. Самостоятельная практическая деятельность детей.
1. Обдумывание композиции и названия
2. Подбор бросового материала
3. Конструирование
III часть. Обсуждение работы.
Пед. : - Ребята, я вижу, Вы завершаете свою работу, давайте посмотрим, что у вас получилось.
Расскажите о своем транспорте, как Вы его назвали, к какому виду он относится (Рассказы детей).
Давайте вернемся к нашей схеме и дополним ее. Вспомните, что обозначает большой круг, маленькие круги. Какой новый вид транспорта Вы изобрели? (Дети дорисовывают схему). А теперь закройте глаза и представьте, что мы перенеслись на сотни лет вперед. Ребята, посмотрите на экран. Возможно, благодаря Вашим сегодняшним изобретениям наш город будет выглядеть вот так. В этом городе будут ездить все созданные Вами машины. (На экране изображен город будущего)
Пед. :- Молодцы! У Вас получились очень интересные работы. На память о сегодняшнем занятии я хотела бы вручить Вам медали юных изобретателей.
Давайте сейчас отпустим наших гостей, а вы расскажите друг другу о своих изобретениях, а потом мы поставим их в наш музей.
Всем большое спасибо!