Елена Шматко
Конспект занятия для детей с ЗПР «Снеговик-почтовик»
[b
]Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)[/b]
Тема: Коллаж «Снеговик-почтовик» по мотивам сказки В. Сутеева «Ёлка»
Воспитатель: Шматко Елена Чеславовна.
Программное содержание:
Цели: Обучение детей технике составления коллажа. Приобщение детей к сказке через произведение В. Сутеева «Ёлка» посредством образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Публикация «Конспект занятия для детей с ЗПР „Снеговик-почтовик“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Снеговик. Материалы про снеговиков
- Темочки
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
Обучать воспитанников приёмам работы в технике «коллаж», используя нетрадиционные материалы. Продолжать учить вырезать круг из квадрата, закругляя углы, вырезать две одинаковые детали из прямоугольника, сложенного пополам. Закреплять умение правильно намазывать клей на деталь.
Коррекционно-развивающая:
Коррекция зрительной памяти через упражнения в развитии непроизвольного запоминания, развития устной связной речи, развития мелкой моторики рук.
Коррекционно-воспитательная:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни воспитанников в определённое время года. Воспитывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки, реализации конструктивного замысла. Осуществлять экологическое воспитание.
Методические приёмы:
словесные – беседа, указания воспитателя, художественное слово, вопросы к детям, объяснение (рассказ воспитателя о создании коллажа);
наглядные - рассматривание образца, показ детских работ в конце занятия;
игровые – подвижная игра;
самостоятельность - работы детей;
момент помощи - оказание индивидуальной помощи воспитателем.
Методическое обеспечение:
Демонстрационный материал.
мольберт, полуготовый коллаж зимнего пейзажа, магниты для крепления детских работ, указка; письмо от Деда Мороза; значки («Помощники Деда Мороза»).
Раздаточный материал:
Коллаж «Зимний лес», выполненный ранее детьми на плотной бумаге голубого (синего) цвета формата А-4, с использованием кусочков тюля, кружева, а так же деревьев и ёлочек, вырезанных из открыток;
детали для коллажа, вырезанные из открыток: животные – зайцы, белки, медведь, щенок (по 1-2 детали на ребёнка);
по 2 квадрата из белой бумаги разного размера для туловища снеговика, голова снеговика из фетра (купленная в магазине);
шерстяные нитки для вязания коричневого и зелёного цвета для ёлки;
вата для снега или облаков;
кисти и ножницы в подставке, простые карандаши, клей ПВА в тарелочках, клеёнки или пластины для аппликации, матерчатые салфетки, влажные салфетки.
Аудио
аудиозапись «Снеговик-почтовик» (минусовка).
Предварительная работа: чтение сказки В. Сутеева «Ёлка», просмотр мультфильма «Снеговик-почтовик», рассматривание иллюстраций в книге В. Сутеева, рисование и лепка снеговика, вырезание изображений из открыток; просмотр презентаций о зиме и Новом годе; лепка снеговика из снега на улице; заучивание физминутки «Снеговик»; подвижная игра «Снеговик».
Словарная работа:
Пассивный словарь
• коллаж, тюль, кружево.
Активный словарь
• снеговик - почтовик, письмо, ёлка, отправился, помощники.
Ход занятия
1. Организационная часть.
Собрались все дети в круг-
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(дети садятся на стулья в игровой зоне)
2. Основная часть.
В: Ребята, какой праздник недавно прошёл? Помните, мы писали письмо Деду Морозу, чтобы он принёс для нас ёлку? Он исполнил наше желание, и на празднике у нас в саду была замечательная пушистая ёлка. Но сегодня в детский сад пришло от Деда Мороза письмо с просьбой! Давайте его прочитаем!
«Дорогие ребята!
Я - Дед Мороз! Я принёс много живых ёлок на праздник людям, но после праздника их выбрасывают. Я хочу вернуть их обратно в лес. Еловыми ветками будут питаться зайцы, олени и лоси, ведь снежной зимой им так сложно найти для себя еду. Мне необходима ваша помощь! Если вы согласны помочь мне и животным, то я принимаю вас в отряд моих помощников!»
В: Вы согласны помочь Деду Морозу? (пристегнуть детям значки «Помощники Деда Мороза»)
А кого мы отправим в лес возвращать ёлочки, вы узнаете из загадки:
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Холодный большой –
Кто я такой? (Снеговик)
В: Ребята, а давайте поиграем в игру «Снеговик»! (в-ль – снеговик)
Подвижная игра «Снеговик» (дети показывают все движения по тексту)
Лепим мы снеговика: (наклон вниз, имитация лепки кома снега)
Шляпу, нос, глаза, бока.
Вышел славный снеговик - (руки на пояс, повороты влево-вправо,
Он не мал и не велик (приседают, встают).
Снеговик, не зевай! (грозят указательным пальчиком)
И ребят догоняй! (дети разбегаются, Снеговик ловит детей, дети убегают и садятся на стулья).
Беседа
В: Помните, мы читали сказку В. Сутеева «Ёлка» и смотрели мультфильм «Снеговик-почтовик»?
- Кто слепил снеговика? (ответы детей)
- Что дали дети снеговику? (ответы детей)
- Куда отправился снеговик? (ответы детей)
- Кто пошёл со снеговиком в лес? (ответы детей)
- Кого встретил наш герой в лесу? (ответы детей)
- Кто показал снеговику дорогу к Деду Морозу? (ответы детей)
- Какую ёлочку выбрал Дед Мороз для ребят? (ответы детей)
- Понравилась ли ёлка ребятам? (ответы детей)
Ну а теперь надо помочь Деду Морозу! Пришло время сделать снеговиков и «отправить» их в сказочный лес отнести ёлочки.
Проходите в нашу мастерскую. (Дети садятся за столы).
Практическая часть.
В: Вы на прошлом занятии уже создали необычную картину «Зимний лес» – коллаж из кружева и тюля. Посмотрите, что находится у вас на столах. Сейчас я вам расскажу и покажу, как можно с помощью этих вещей сделать снеговика и ёлочку.
Рассказ и показ воспитателя.
(на мольберте)
В: Прежде чем начать работать, давайте подготовим руки.
Физкультминутка «Снеговик»
Раз – рука, два – рука: Вытягивают одну руку вперёд,
потом другую.
Лепим мы Снеговика. «Лепят» снежок.
Три – четыре, три – четыре: Гладят ладонями шею.
Нарисуем рот пошире. «Рисуют» пальцами рот.
Пять – найдём морковь для носа, Кулачками растирают крылья носа.
Угольки найдём для глаз. Указательными пальцами дотрагиваются до глаз.
Шесть – наденем шапку косо, Приставляют ладонь ко лбу «козырьком» и растирают лоб.
Пусть смеётся он у нас. Качаем головой влево – вправо.
Семь и восемь, семь и восемь – мы помочь его попросим. Трут ладонь об ладонь.
Напоминается техника безопасности при работе с ножницами и клеем.
Во время занятия оказывается индивидуальная помощь воспитателем детям.
3. Заключительная.
В: Ребята, что вы делали на занятии? Из каких материалов вы сделали ёлочку? Зачем нужно вернуть ёлочки в лес?
В: Вы очень постарались. Какие красивые снеговики и ёлочки у вас получились. Давайте ваших Снеговиков-почтовиков поместим на выставку и полюбуемся ими, а потом они отправятся к Деду Морозу относить ёлки.
(Аудиозапись – минусовка из мультфильма «Снеговик-почтовик»).