Светлана Бачерикова
Конспект занятия «Сия прялка изрядна — хозяюшка обрядна»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Познакомить детей с традиционным видом женского рукоделия прядением;
2. Обогатить речь детей словами: прялка, прядение, веретено;
3. Развивать познавательную активность, любознательность;
4. Продолжать воспитывать интерес к истории и культуре России;
Материал: клубок ниток, шерсть овцы, щётки для расчёсывания шерсти, прялка, прялка детская, веретёна.
Ход ООД:
- Загадываю загадку:
Без рук, без ног,
Под лавку скок.
- А вот наша отгадка (показываю клубок)
- Посмотрите, какие нитки в клубке длинные, прочные.
Завивайся ниточка в клубочек.
Публикация «Конспект занятия „Сия прялка изрядна — хозяюшка обрядна“» размещена в разделах
Свяжет бабушка хорошенький платочек.
-А вы хотите увидеть, как такие нитки получаются? Тогда пойдёмте в нашу горницу.
Детей в горнице встречает хозяйка. Приглашает в гости. Дети просят рассказать, как получаются нитки.
Хозяйка:
-Кто первый придумал нитки делать, никто не знает, давно это было.
Только заметили люди, что шерсть животных (коз, овец) похожа на короткие ниточки.
-Это шерсть какого животного, как вы думаете? (показываю овечью шерсть).
- Посмотрите. Отдельные шерстинки действительно похожи на тонкие ниточки.
Вот и догадались люди их скручивать вместе, чтобы нити стали толще и прочнее. Скручивать вместе, по другому - называется прясть.
-Посмотрите, я возьму в левую руку немного шерсти, зажму её в кулаке, вытяну несколько шерстинок и скручу. Повторю ещё раз.
-Вышли ниточки длинные или короткие? (короткие)
Вот видите, что у нас получилось – и ниточка короткая и прясть т. е. скручивать нитки неудобно.
Чтобы прясть длинные нитки люди придумали специальные предметы.
- Для того, чтобы нитки были ровные, сначала шерсть чешут щётками. Это щётка.
- Что это? (щётка).
- Давайте рассмотрим щётку. Это доска с ручкой. На доску наколочена проволока. Чтобы расчесать шерсть, нужны две щётки.
(Показать, как чешут шерсть, дать попробовать детям).
- Расчёсанную шерсть привязывают к специальной подставке – прялке. У прялки ест донце, на которое садится мастерица.
- Что это такое? (донце).
- Ещё у прялки есть стояк и зеркало (показывает детям, просит их показать зеркало, стояк)
- А чтобы скрученная нить не раскручивалась, получалась длинная, конец её привязывали к деревянной палочке – веретену. Верхний конец у него заострён.
- Садится пряха за прялку, левой рукой вытягивает шерстинки, правой рукой крутит веретено.
(Дети наблюдают за процессом прядения).
- Дети, догадайтесь, почему эту деревянную палочку назвали веретено?
- А сейчас вы тоже попробуете вращать веретено (предлагает детям несколько веретён).
Тоненький кончик веретена возьмите в правую руку, а левой придерживайте веретено. Вертим веретено тремя пальцами, большой палец отталкивает, а указательный и средний поддерживает.
Воспитатель:
- Прялка была раньше в каждой семье. Начинали учиться прясть с детства. Родители старались заказать прялку для дочери у самого лучшего мастера (показываю детскую прялку).
А чтобы дочь росла хорошей мастерицей, её присаживали за донце прялки и приговаривали: «Расти хорошей мастерицей».
Мы тоже вам, девочки, желаем быть хорошими мастерицами. Искусными рукодельницами, а чтобы наше пожелание исполнилось, вас тоже всех присадим на донце прялки.
(Присаживаем девочек на донце прялки со словами: «Даша, расти хорошей мастерицей»).
Хозяйка:
Теперь вы знаете как делаются шерстяные нитки. В старину женщины зимними вечерами собирались прясть вместе в одной избе. Пряли и при этом пели песни, частушки. Такие посиделки назывались супрядки.
(Дети исполняют русские народные песни по своему выбору).
Хозяйка прощается с гостями.