Елена Романова
Конспект занятия «Серый журавль-птица года»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: 1. Дать представление о назначении болота, его пользы для природы, экосистеме болота.
2. Расширять знания о болотной птице – журавле.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, положительное отношение к традициям русского народа.
Оборудование: эмблема – птица года, схема строения болота, звукозапись журавлиных криков, иллюстрации цапли, сельского журавля, аиста, микроскоп, оборудование для опытов (губка, стакан, ложечка и т. п., японский журавлик (оригами).
Публикация «Конспект занятия „Серый журавль-птица года“» размещена в разделах
- Журавль, журавлик
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня мы побываем там, где нет ни моря, ни земли, корабли не плавают, и ходить нельзя. Как вы думаете, куда мы с вами отправимся? (ответы детей, воспитатель подсказывает - это место бывает в лесу, там любят селиться лягушки, растет рогоз т. е. камыш).
- Верно, сегодня мы с вами отправимся на болото. Готовы? Перед вами карта Рязанского края и кораблик. Поставьте свой кораблик в г. Рязань, найдите р. Оку. Итак, отправляемся по р. Оке к Окскому заповеднику. Поверните налево к реке Пре, плывите до знака – этот знак означает, что мы приплыли на место назначения и можем сойти с кораблей.
- Как вы думаете, что такое болото? (ответы детей)
- Болото это хорошо или плохо? (ответы детей)
- Как вы считаете, лучше бы было, если бы все болота осушили? (ответы детей). Давайте вместе разберемся, в чем назначение болот. Для этого я предлагаю вам пройти в нашу экологическую лабораторию.
1эксперимент
- Возьмите блюдце с водой и губку. Опустите губку в воду, что вы наблюдаете? (ответы детей).
- Потрогайте губку, какая она? (ответы детей).
- Нажмите пальцем на губку, что вы наблюдаете? (ответы детей).
Воспитатель: болото, это огромная губка. Как и губка, оно впитывает влагу. Представьте себе, что в лесу, где находится болото, стоит засуха, как поможет болото лесу? (ответы детей).
Воспитатель: да, вы правильно все сказали, но не только эту пользу приносит болото. Болото – это огромный природный фильтр, оно очищает воду. И чтобы убедиться в этом, я предлагаю вам 2 эксперимент.
2 эксперимент
- Возьмите стакан с водой и опустите туда чаинки, размешайте ложечкой. Что случилось? (вода засорилась). Так и в природе, реки несут грязные воды с отходами жизнедеятельности человека по своему руслу, часть этой воды попадает в болото (выставляю схему болота). Затем грязная вода проходит через слои рогоза, мха и очищается. Старый мох и рогоз с частицами мусора и грязи отмирает и оседает на дно. Посмотрите на стакан, что случилось с чаинками? (ответы детей).
- Но вода еще не достаточно очистилась, в ней остались вредные вещества. В болоте есть множество микроорганизмов, которые перерабатывают вредные вещества. А чтобы убедиться в этом, я предлагаю вам рассмотреть простую воду и воду из болота под микроскопом.
3эксперимент
- Что вы видели в воде из водопровода?
- А в воде из болота? (ответы детей)
- Почему микроорганизмы нельзя рассмотреть простым глазом?
Воспитатель: Осевшее на дно вещество образует торф.
- Что такое торф? (ответы детей)
- Из чего он состоит? (ответы детей)
- Как человек использует торф?
Воспитатель: Вот мы с вами и выяснили назначение болота. Давайте перечислим, какую пользу приносят болота? (дети закрепляют полученные знания).
- Так болото, это хорошо или плохо? (ответы детей)
- Ребята, а для кого болото служит домом? Каких животных и растений болота вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: В лесной глуши и тиши, на болоте, скрывается целая кладовая солнца. Здесь находится множество растений, птиц, животных, насекомых. И все они между собой взаимосвязаны. Давайте проследим эту взаимосвязь.
Цепь питания:
1. Камыши-гусеницы-ящерицы.
2. Моховые кочки-клюква-журавли.
3. Комары-лягушки-цапли.
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам загадку об одном обитателе болота: «Он одновременно и красная шапочка, и буратино, и золушка». (если дети затрудняются, подсказываю: эта загадка о болотной птице, у нее длинные ноги и т. п.).
- Правильно, это журавль.
Воспитатель: Журавль, птица особая, болото для нее рай. И на болото, куда мы приплыли, тоже есть журавли. Давайте сравним журавля с белым аистом и цаплей. В чем отличие? (ответы детей).
Воспитатель: Вы правильно заметили, у журавля есть на ногах перепонки, а значит, что умеет делать журавль?
- Может ли он сидеть на дереве? Почему? (ответы детей)
- Значит, где гнездятся журавли? (ответы детей)
- Как вы думаете, птенцы у журавля неумехи (слабые, слепые) или умехи? Почему? (ответы детей)
- Дети, подумайте и скажите, для чего журавлю нужна красная шапочка? (ответы детей)
Воспитатель: Журавль строит свое гнездо на земле. Много опасностей таят в себе заросли рогоза: волки, беркуты, лисицы. Но журавль – птица большая и сильная, у него острый клюв, и постоять за себя он умеет. Гордо шагает журка шапочкой красной по болоту и предупреждает врагов – не подходи!
Воспитатель: Ребята, а журавль птица зимующая, или перелетная? (ответы детей)
- Весной птицы летят из далекой Индии в родные края. Давайте отправимся вместе с ними в родную Рязань.
Игра «Миграция птиц».
- Легко ли птицам долететь до родного края?
- Какие еще опасности встречаются детям?
- Погибают ли птицы в пути?
Воспитатель: Нелегко птицам в пути, многие из них гибнут. Сейчас в мире очень мало журавлей. Для того, чтобы журавли не исчезали совсем, люди занесли их в красную книгу, а этот год объявлен годом Серого журавля.
- В старину народ очень любил этих длинноногих птиц. Когда улетали журавли, им махали вслед и кричали: «Колесом дорога» - чтобы возвращались обратно.
О журавле складывалось много пословиц, а мы с вами знаем некоторые из них.
1. Журавль прилетел, и теплынь принес.
2. Одна у журавля дорога – на теплые воды.
3. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
4. Журавль летает высоко, да видит далеко.
Существует такая примета: тот кто сделает 1000 бумажных журавликов и подарит их, будет здоров и счастлив. Давайте подарим наших журавлей гостям.
В заключении воспитатель угощает детей «журавлиной пищей» - клюквой.