Папки-передвижки

Конспект занятия с элементами тренинга «Сохраним своё душевное здоровье»

Ольга Зверева
Конспект занятия с элементами тренинга «Сохраним своё душевное здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия с элементами тренинга «Сохраним своё душевное здоровье»

Задачи: гармонизировать внутренний мир педагогов, научить способам снятия напряжения, осознания собственных психологических и физических потребностей.

Продолжительность: 1 – 1,5 часа.

Количество человек: 20 человек

Место проведения: музыкальный зал

Ход занятия

Добрый день, уважаемые коллеги, мы рады, что Вы нашли время для участия в психологическом практикуме.

Публикация «Конспект занятия с элементами тренинга „Сохраним своё душевное здоровье“» размещена в разделах

Чтобы распределиться на подгруппы, мы предлагаем каждому из Вас выбрать карточку с крылатой фразой из известного советского фильма и занять соответствующее место за столом.

Вступительное слово.

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из самых энергоемких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

Наш психологический практикум посвящен профилактике эмоционального выгорания и восстановлению психологических ресурсов.

Сегодня мы с Вами будем укреплять своё психологическое здоровье, постараемся помочь себе отвлечься от постоянных проблем и забот.

Упражнение «Самоанализ»

Инструкция: В левой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.

Арт-терапевтическая игра-тест «Точка, точка, запятая»

- Сейчас Вы нарисуете семь рисунков. Закончив рисунок на одном листе бумаги, переворачиваете его и убираете до времени.

Первый лист: изобразите те части Вашего тела или орган, которые обеспечивают по вашему мнению, внутреннюю и внешнюю безопасность.

Второй лист: нарисуйте ту часть тела (органы, которая дает наибольшую жизненную силу.

Третий лист: нарисуйте те части тела или органы, которые отвечают за сотрудничество с внешним миром, наши «дипломаты» и коммуникаторы.

Четвертый лист: изобразите те части своего тела или органы, которые помогают сопротивляться окружающей действительности.

Пятый лист: нарисуйте те свои части, которые помогают общаться с самим собой, отвечают за благополучие внутреннего, интимного мира.

Шестой лист: изобразите те свои части, которые всё это контролируют, возглавляют, собирают, другими словами – служат «генеральным директором».

Седьмой лист: нарисуйте что-то из предлагаемых вариантов:

- ту часть своего тела, которую просто хотите нарисовать ещё раз (уж очень она вам нравится,

- то, что не вошло ни в один рисунок, а вы считаете, что это должно быть – просто так, для комплекта.

Теперь вырежьте по контуру все, что нарисовали, и попробуйте составить из полученного целого человечка. Не беда, если у него будет много рук или голов.

Анализ результатов. В идеале человек должен быть нормальным и жизнеспособным, т. е. целым.

Рассмотрим параметры оценки коллажа.

Целостность и комплектность. Если у вашего человечка чего-то не хватает, значит, он «не работает». И это главный ответ на частый вопрос «Почему что-то не получается в моей жизни?», посмотрите на своего человечка.

Защищенность. Этот параметр имеет жесткое и простое требование – ВСЕ ВНУТРЕННЕЕ ОРГАНЫ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ ВНУТРИ.

В норме внутренние органы должны быть нарисованы «внутри тела», как бы защищены им. Они не должны быть больше корпусы тела, не должны располагаться отдельно. Все это выдает их незащищенность, уязвимость.

Соразмерность. Человечек должен быть реалистичным. Голова не может быть больше туловища, а одна ноге не может быть короче другой в несколько раз.

Принцип разделения властей. Иногда на каждом рисунке бывают нарисованы чуть ли не все части тела. Получается, что все отвечают за все. Представьте аналогию. Вы всем коллективом бросаетесь к Иванову, чтобы помочь ему, затем дружно бежите к телефону

чтобы позвонить родителя Сидорова, а затем все вместе садитесь писать заявление заведующему детским садом на проведение какого-либо мероприятия. Что это означает в реальной жизни? Неумение дифференцировать функции приводит к следующему. Как говорят психологи, у такого человека «стоит заболеть левому мизинцу, как у него отказывает все тело». То есть малейшее недомогание лишает такого человека трудоспособности.

В идеале уши отвечают за слух, глаза – за зрение, а сердце – за любовь. Но когда на рисунке «все отвечает за все» - это точно говорит о хаосе в организме.

Реалистичность. Никто не говорит, что нужно рисовать, как художник. Человек может функционировать только с настоящими частями тела.

Принцип кратности. Он сводится к следующему: шесть голов – это хорошо. Но тогда должно быть и по шесть рук-ног или хотя бы по две пары. А когда чего-то явно в избытке, а чего-то нет совсем – это нарушение принципа кратности.

А теперь самостоятельно проанализируйте свой коллаж в соответствии с основными параметрами. Посмотрите, какой орган отвечает у вас за коммуникацию с миром. У одних – уши, у других – руки. Это два совершенно разных способа жить. Не правда ли? Никто лучше вас не поймет корень ваших же собственных проблем.

Упражнение «Цветное королевство».

Цель: развитие у участников умений и навыков социальной перцепции при использовании невербальных средств общения.

В сказочном мире существовали два королевства – Синее и Зеленое. Эти королевства были добрыми соседями, в столице каждого из них стоял дворец, в каждом дворце находились король и королева, принц и принцесса, главный министр, фрейлина, начальник стражи, повар, садовник, астролог.

Легко догадаться, что в синем королевстве у всех жителей костюмы были синего цвета, а в Зеленом – зеленые, да и другие вещи в этих королевствах были соответствующих цветов в остальном же никаких различий. Даже внешне король синего королевства был похож на короля Зеленого королевства. Однажды злая волшебница наслала на оба королевства ужасный ураган. Он был такой силы, что всех жителей, словно легкие перышки, разметало по сказочному миру, когда ураган наконец затих, жители не могли понять, в каком они из королевств – Синем или Зеленом – они оказались. Волшебный ураган не только все перемешал, но и лишил людей возможности различать цвета, поскольку все оказалось покрыто толстым слоем пыли. страшнейший грохот, сопровождавший ураган, на время оглушил жителей, и они ничего не слышали, однако всем жителям очень хотелось вернуться к своим привычным обязанностям, ведь каждый из них помнил, кто он и в каком королевстве он жил, но понятия не имел, кто находится рядом с ним.

Представьте себе, что вы оказались на месте жителей этих королевств, давайте попробуем разрешить возникшую перед ними проблему, каким образом мы будем это делать? сейчас вы по очереди вытяните карточку и узнаете, какая роль досталась вам в вашей игре – повара, или скажем главного министра, цвет надписи на карточке подскажет, к какому королевству вы относитесь. важнейшее условие - никому не показывайте свою карточку! посмотреть карточки можно только по моей команде.

Теперь, когда карточки находятся у вас, приготовьтесь, одновременно поднимите карточки, посмотрите, что у вас там написано и сразу снова положите их «рубашкой» вверх, слева от меня будет располагаться одно королевство, а справа другое. я не знаю, какое из них окажется - Синим, а какое – Зеленым. ваша задача навести порядок в королевствах. вам нужно выстроиться в одну шеренгу – каждому в соответствии с выпавшей ему ролью и в нужном королевстве. Порядок расположения указан на доске.

Какие вы молодцы! Сегодня мы увидели, как наш коллектив может на невербальном уровне почувствовать и понять друг друга, но а для этого просто необходимо вслушиваться и стараться услышать окружающих себя людей.

Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.

Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Время: 3 мин.

А сейчас мы немного потанцуем.

Процедура: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен

танец рук

танец головы

танец живота

танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Вопросы для обсуждения:

какой танец было легко исполнить, какой трудно?

почувствовали ли освобождение от зажимов, где они локализовались?

Отображение

Цель: Упражнение поощряет осознание тела, творческое движение и межличностную эмпатию. Оно дает опыт и руководства, и следования за кем-то.

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: Нет.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

Процедура: Все члены группы делятся на пары. В каждой паре один участник становится ведущим, а другой - ведомым.

Встаньте лицом к лицу и смотрите друг другу в глаза. Если вы лидер, начинайте делать какие-нибудь медленные, изящные движения руками, ногами, головой и торсом. Во время движения осознавайте свое тело и чувства. В течение всего упражнения смотрите партнеру в глаза и старайтесь осознавать его.

В качестве ведомого отражайте движения своего партнера - как будто вы его зеркальный образ. Например, если партнер вытягивает правую руку, вытягивайте левую. Пусть партнер руководит тем, куда и как вы двигаетесь. Старайтесь ни о чем не думать. Пусть вас "ведет" ваше тело. Примерно через пять минут поменяйтесь ролями. По окончании задания поделитесь своими чувствами с партнером.

Животные

Цель: Упражнение предусматривает символическую ролевую игру и творческое взаимодействие с другими членами группы.

Необходимое время: 30 минут.

Материалы: Нет.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

Процедура: Выберите любое млекопитающее, рептилию или птицу. В течение 20 минут вы должны быть этим животным, "переняв" его форму, движения и звуки. Вероятнее всего, одно и то же животное выберет не один участник. Не объявляйте о своем выборе. Ползайте, прыгайте, скачите и "летайте", изображая это животное. Спонтанно взаимодействуйте с другими. Подходите к заданию творчески и старайтесь выразить такие стороны своей личности, которые, может быть, нелегко выразить в вашей обычной жизни. Шумите, осознавайте чувства, возникающие у вас, будь то страх, гнев или любовь. В заключение поделитесь своими впечатлениями от опыта с остальной группой.

Упражнение "Пять добрых слов"

Оборудование: листы бумаги, ручки

Форма работы: Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.

Задание. Каждый из вас должен:

• обведите свою левую руку на листе бумаги;

• на ладошке напишите свое имя;

• потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева.

В одном из "пальчиков" полученного чужого рисунка, вы пишете какое - нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя. Другой человек делает запись на другом пальчике и т. д., пока лист не вернется к владельцу.

Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с "комплиментами".

Обсуждение

- Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей "руке"?

- Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?

Упражнение «Самоанализ».

Психолог: - Возьмите, пожалуйста, листочки, где вы рисовали геометрические фигуры. В правой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас. Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялись на красный, зеленый, желтый.

Если вы изобрази круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими.

Если квадрат - вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.

Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.

Психолог: - И в заключении мы бы хотели вам рассказать притчу «Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Эту притчу мы взяли не случайно. В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно.

Берегите себя для себя! Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Береги своё здоровье» Цель: Формировать у детей понятие, что такое здоровье человека и здоровый образ жизни. Задачи: 1. Уточнять и расширять представления о.

Календарный план недели «Береги своё здоровье. Профилактика простудных заболеваний)» в средней группе Тема недели: «Береги своё здоровье (профилактика простудных заболеваний)». Цель: формировать первоначальные представления об охране жизни.

Конспект занятия «Бережем своё здоровье» Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Бережем своё здоровье» Цель: Учить применять правила сохранения.

Конспект занятия с элементами тренинга для детей подготовительной к школе группы «Хочешь быть счастливым — будь им» Цель: Гармонизация личности ребенка 6-7 лет через развитие навыков самовыражения и самопознания посредством применения элементов арт терапии.

Конспект занятия с элементами тренинга «Этапы развития ребенка». 2 часть Цели занятия: • Особенности детей, находящихся на разных возрастных этапах. • Возрастные кризисы ребенка и умение родителя менять способы.

Конспект занятия «Сохраним свое здоровье» Конспект занятия на тему «Сохраним своё здоровье» Цель: способствовать формированию основ здорового образа жизни. Задачи: - продолжать.

Конспект родительского собрания с элементами тренинга «Домашние обязанности ребенка 6–7 лет» Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» РОДИТЕЛЬСКОЕ.

Конспект занятия с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Сплочение коллектива» Цель: создать условия для сплочения педагогического коллектива. Задачи: • Способствовать улучшению эмоционального контакта между членами.

Конспект занятия с элементами тренинга для педагогов «Пирог времени» Занятие с элементами тренинга для педагогов на тему «Пирог времени». • Цели и задачи: • Повышать коммуникативные навыки педагогов; • Снять.

Конспект занятия с элементами тренинга «Этапы развития ребенка» (I часть) Цели занятия: • Особенности детей, находящихся на разных возрастных этапах. • Возрастные кризисы ребенка и умение родителя менять способы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с элементами тренинга «Сохраним своё душевное здоровье»
Опубликовано: 12 сентября 2019 в 19:02
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия с элементами тренинга «Сохраним своё душевное здоровье»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Зверева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД