Сорокина Оксана
Конспект занятия с элементами тренинга для детей подготовительной к школе группы «Хочешь быть счастливым — будь им»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Гармонизация личности ребенка 6-7 лет через развитие навыков самовыражения и самопознания посредством применения элементов арт терапии.
Задачи:
1. Повышение самооценки и самоуважения детей.
2. Развитие способов самовыражения и самопознания детей.
3. Способствовать развитию уверенности в себе и своих силах.
4. Снятие мышечных зажимов и психоэмоционального напряжения.
5. Развитие внимания и координации, умение выражать свои эмоции с помощью движений.
Темочки:
6. Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов, расширение эмоционального опыта, развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, художественными образами.
7. Обучение новым приемам рисования и развитие умения экспериментировать.
Материалы и оборудование: воздушно-пузырьковая колба, костюм пирата, музыкальный проигрыватель, записи мелодий, пальчиковые краски, гуашь, листы бумаги А4 каждому ребенку, посылка, шкатулка с зеркальцем.
Ход занятия
Под спокойную музыку дети заходят в кабинет психолога, встают в круг и приветствуют друг друга.
Ритуал приветствия
В круг скорее становись,
Крепко за руки держись:
Подари улыбку-смайлик,
Пусть улыбка, как журавлик,
Полетит в сердца друзей…
Или стаей журавлей!
Будь же добрым, не скупись,
Щедро людям улыбнись.
От улыбки, всем известно,
Станет хмурый день прелестным!
Здравствуйте, дорогие друзья!
Раздается стук в дверь.
Психолог: Кто бы это мог быть, ребята? Сейчас посмотрим.
Открывается дверь и забегает пират.
Пират: Вот это да! Куда я попал? Кажется, я совсем заблудился. Где я? Кто вы такие? Отвечайте!
Психолог: Не ругайся пиратик, пожалуйста. Попал ты в наш любимый детский сад к нашим самым умным, добрым и веселым ребятам. Но каким образом и зачем? Расскажи нам.
Пират: Ой, ой, ой, такие уж они и умные, а еще скажите внимательные и смышленые….
Психолог: Конечно. А ты сомневаешься?
Пират: Сомневаюсь. Давайте проверим? Готовы? Ответы детей.
По команде «Лево руля» - делаем шаг влево,
По команде «Право руля» - делаем шаг вправо,
По команде «Нос» - шаг вперед,
По команде «Корма» - шаг назад.
По команде «Поднять парус!» - руки сложить домиком над головой,
По команде «Пушечное ядро!» - присесть.
Пират играет с детьми в игру.
Пират: Смотри, правда, внимательные. Мне нужны такие юнги на корабль. Ладно, расскажу вам, как я оказался здесь у вас.
Пират: Ох, моя история не весела, но я поделюсь с вами, маленькие юнги, может, вы поможете мне разобраться в том, что меня мучает всю жизнь. Когда я был ребенком, я был очень не уверенным в себе мальчиком, замкнутым, часто переживал из-за неудач, тревожился по каждому поводу и думал, что я хуже остальных ребят и что им со мной не интересно. Из-за этого у меня совсем не было друзей и мне не с кем было поделиться своей проблемой. И тогда я решил, что когда я вырасту, то стану морским пиратом, для того чтобы найти самое дорогое и бесценное сокровище на земле и тогда все скажут, что я самый богатый, самый умный, самый отважный и у меня появится много друзей. Как я ошибался…
Много лет я бороздил бескрайние моря и океаны, отбирал корабли, золото и деньги у мореплавателей. Богател с каждым днем все больше и больше, но увереннее в себе, веселее и счастливее так и не стал. Может я не нашел то самое богатство…. И тогда я сошел с корабля и отправился пешком по белому свету искать то самое - дорогое и драгоценное на земле. Так я оказался здесь. Что скажите, маленькие юнги?
Психолог: Какая не простая история. А как вы думаете, ребята? Что нужно найти несчастному пирату? Ответы детей.
Психолог: Ребята, давайте все вместе попробуем найти ответ на этот вопрос: «Что на свете самое дорогое и бесценное в жизни каждого человека?» Согласны? Тогда начнем. Вставай с нами, пиратик, в наш круг друзей.
Пират грустно: Круг друзей? Меня никогда не приглашали в круг друзей. Встает в круг, дети берут его за руки.
Психолог: А мы ведь до сих пор, не представились друг другу. У каждого из нас есть имя. Самое лучшее и прекрасное.
Упражнение «Поем имя»
Цель: гармонизация осознания собственного имени
Психолог: Друзья, давайте представим себе, что мы разучились разговаривать и умеем только петь, а нам нужно друг с другом познакомиться. Давайте поиграем в такое знакомство. По очереди каждый из вас споет свое имя, а следом за каждым из вас, ваше имя хором пропоют остальные.
Дети и пират выполняют упражнение.
Психолог: Какие красивые у всех имена, ребята, и твое, Непобедимый Джо, тоже очень красивое.
Пират: Да? А я и не знал. Я думал мое имя страшное, а оно оказывается красивое. Чудеса….
Упражнение «Хвастунишки»
Цель: повышение самооценки, создание положительной атмосферы в группе.
Психолог: А теперь, я предлагаю вам, немного похвастаться. Например, я говорю: «Я - очень веселая», а вы все хором говорите: «Да, ты очень веселая». И так все участники по очереди. Начнем?
Дети и Непобедимый Джо выполняют упражнение.
Психолог: Скажите, друзья мои, что было для вас сложно в этом задании? А что понравилось?
Пират: Мне было сложно сказать о себе что-то хорошее, но когда я сказал, что я знаю много интересных историй, и что со мной не соскучишься, а все ребята хором повторили, мне стало так тепло на душе, так приятно. А вам, маленькие юнги, что понравилось? Ответы детей.
Упражнение «Пузырьки»
Цель: разогрев участников, развитие внимания и координации, развитие способов самовыражения в движении, снятие мышечных зажимов, создание положительной атмосферы в группе.
Психолог: На счет «три» мы превращаемся в легкие мыльные пузыри, летящие по ветру. Но помните, что мыльные пузыри очень хрупкие, будьте аккуратней, не натолкнитесь друг на друга.
Звучит музыка, дети и пират кружатся на ковре.
Ход упражнения: все дети маленькие пузырьки, Непобедимый Джо – большой пузырь. Большой пузырь, двигаясь важно, неторопливо, старается дотронуться до маленьких пузырьков. Задача маленьких пузырьков – двигаясь легко и быстро избежать столкновения, как с большим пузырем, так и с маленькими пузырьками.
Музыка затихает, все плавно опускаются на ковер.
Упражнение с элементами сказкотерапии
«Хочешь быть счастливым – будь им»
Цель: способствовать развитию уверенности в себе и своих силах.
Психолог: Друзья, один мой знакомый - мудрый кит, рассказал мне историю про маленького дельфина, который очень сильно хотел стать счастливым и переживал по этому поводу. Готовы послушать? Тогда начнем.
«На дне океана жил-был маленький дельфин. Дельфинчик любил играть в салки со своими друзьями и резвиться в воде целый день напролет. Однажды, малыш задумался о том, будет ли он счастливым? Дельфин начал сильно волноваться и переживать из-за этого. Он поплыл к своей маме и спросил: «Мам! Я стану счастливым?». «Конечно, станешь, малыш, но если сомневаешься, спроси у солнца, оно находится высоко в небе и все знает»
- отвечала мама улыбаясь. Дельфиненок еле дождался восхода солнца и когда первые солнечные лучи заскользили по воде, что есть силы, закричал
«Солнышко, ты очень мудрое, подскажи мне – как стать счастливым?»
Улыбнулось солнце, погладило дельфинчика своим лучиком и ответило: «Хочешь быть счастливым – будь им!». Эти слова малыш запомнил на всю жизнь.
После того как дети послушают сказку, они проигрывают ее. Каждый по очереди становится в круг и громко кричит слова дельфиненка : «Как стать счастливым», а дети хором отвечают: «Хочешь быть счастливым - будь им!».
Пират: Так просто? А ведь я ребята всегда красиво рисовал и мог бы работать учителем рисования, учить детей искусству и быть счастливым, но из-за того, что думал, что мои рисунки, ни кому не понравятся, из-за своей неуверенности в себе, занялся совсем другим в жизни. Эх…
Психолог: Видите, ребята, все в ваших руках, главное очень сильно захотеть и не переживать. Что-то мы засиделись, друзья мои. Предлагаю вам потанцевать. Я буду включать разную музыку, а вы танцевать под нее. Готовы?
Упражнение с элементами танцевальной терапии
«Обитатели морских глубин»
Цели: снятие мышечных зажимов, развитие умения выражать свои эмоции с помощью движений.
Необходимые материалы: запись 4 мелодий: плавная, импульсивная, тревожная, спокойная.
Ход упражнения:
«Рыбки резвятся» - импульсивная музыка. (1 мин)
«Дельфины» - плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения. (1 мин)
«Акула» - тревожная музыка. (1 мин)
«На морском берегу» - спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морского прибоя. (1мин)
Психолог: Ребята, какая музыка и движения вам больше всего понравились? Что получилось легко, а что с трудом. Ответы детей.
Пират радостно: оказывается, я умею танцевать, а всю жизнь боялся рассмешить людей своими танцами. Как все просто.
Релаксация «Волшебный мир океана»
Цель: Снятие физического и психического напряжения.
Психолог: Вы, наверное, устали, пока танцевали? Предлагаю отдохнуть. Устраивайтесь на ковре, поудобнее, закрывайте глазки и представьте, что мы оказались в подводном мире океана.
Звучит мелодия «Звуки океана», психолог тихо произносит текст.
В чистой, ласковой водице
Плывёт рыбок вереница.
Чешуёй златой сверкая,
Кружится, играя стая…
Вниз их манит тишина,
Глубина… не видно дна…
Рыбки, рыбки вниз пошли,
рыбки, рыбки все легли…
глазки все прикрыли…
плавнички расслабили…
хвостик тоже не играет…
рыбка мышцы расслабляет…
здесь покой и тишина…
тихо плещется волна…
Вода прозрачно – голубая
Нас баюкает, качает…
На поверхность из глубин
Подплывает к нам дельфин…
Вот совсем не зная страха,
Проплывает черепаха…
А за ней, раскинув ножки,
Вглубь несутся осьминожки…
Дети слушают мелодию.
Ах, прозрачная водица!
Видим рыбок вереницу…
Можно рыбок нам догнать…
Только вот пора вставать.
Все, как рыбки, встрепенулись,
Из морских глубин вернулись.
Психолог: Волны осторожно вынесли вас на берег. Откройте глаза. Расскажите, что вы чувствуете. Дети и пират обмениваются впечатлениями.
Пират: Никогда не думал, что можно путешествовать и восхищаться красотой подводного мира в своем воображении под прекрасную музыку.
Рисование «Красота подводного мира»
Цель: Самовыражение и самопознание детей, развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов, расширение эмоционального опыта, развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, художественными образами, обучение новым приемам рисования и развитие умения экспериментировать.
Психолог: Друзья мои, предлагаю вам нарисовать то, что вы представляли и чувствовали во время релаксации. Выразите это с помощью кистей, красок, а так же ваших ладошек и пальчиков. Опираясь на свои ощущения, постарайтесь передать в рисунке волшебство и красоту подводного и вашего внутреннего миров. Начнем? Под мелодию «Звуки океана» дети и пират рисуют.
Психолог: Какие же вы все-таки молодцы, ребята: и поете, и танцуете и красиво рисуете. Так что же самое важное, самое главное и самое бесценное в нашей жизни? Раздается стук в дверь. Почтальон приносит посылку от мудрого кита с надписью «Самое дорогое и бесценное». Психолог удивленно снимает упаковку, достает красивую шкатулку-раковину, открывает её, видит внутри зеркальце и дает каждому ребенку заглянуть в него и понять что на свете самое драгоценное это они сами. Дети высказывают свои мысли об этом.
Пират: Дорогие, ребята, наша встреча с вами мне очень помогла. Я понял, что зря переживал по всякому поводу, тревожился, зря был не уверен в своих силах и боялся что-либо новое пробовать и начинать делать. Теперь мне ясно, что я сам по себе самый лучший и уникальный. Спасибо вам большое за помощь. Я желаю вам быть самими собою, любить себя и окружающих людей. А мне пора спешить открывать свою школу искусств, где я буду работать учителем рисования. До свидания, друзья. Пират уходит.
Рефлексия
Психолог: Дорогие мои, друзья! Вам понравилась наша сегодняшняя встреча?
Если понравилась, положите белые бусинки в шкатулку, если не очень – черные. Дети выполняют.
Ритуал завершения занятия
Дети стоят в кругу, держась за руки.
Психолог: Ребята, давайте скажем еще раз слова солнца: ««Хочешь быть счастливым - будь им!» Дети проговаривают слова хором. Запомните их на всю жизнь, а так же то, что передал вам мудрый кит: «Самое дорогое и бесценное в вашей жизни – это вы сами. Будьте собой, будьте счастливыми, веселыми, и открытыми, и делайте счастливыми людей вокруг вас». До новых встреч.