Елена Добровольская
Конспект занятия с элементами современных коррекционных технологий «Шахматное королевство»
▼ Скачать
Занятие с использованием современных коррекционных технологий
Тема: «Шахматное королевство»
Участие принимают 5 детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Цель: формирование у детей устойчивого интереса к шахматной игре.
Публикация «Конспект занятия с элементами современных коррекционных технологий „Шахматное королевство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Оборудование:шахматные доски, шахматы, мешок с шахматными фигурами, шарф или платок.
Ход занятия
Этапы занятия Задачи этапа Содержание
I. Организационный момент.
1. Акцентировать внимание
детей.
2. Закрепить понятия цвета «белое» и «чёрное» в шахматной игре. Педагог. Дети, мы с вами сегодня заглянем в Шахматное королевство. Вспомним все фигуры и узнаем как они ходят. Вы уже знаете, что шахматы бывают 2х цветов – чёрного и белого. Давайте задумаемся и расскажем, как вокруг, в жизни сочетается черный и белый свет. Я начну, а вы продолжите.
1. Черные буквы.
на белых страницах.
2. Черные птицы.
сидят на снегу.
3. Белые аисты.
в черном гнезде.
4. Черные кошки.
на белой трубе.
Давайте вспомним, какие фигуры ходят первыми. Правильно, белые.
Чей ход первый?
Утро вечера мудренее,
Белый цвет начинает бой,
Черный цвет может быть сильнее,
Если ты владеешь собой.
II. Выставка кукол из разных театров. 1. Закрепить ранее усвоенные знания о шахматных фигурах, правилах ходов и взятия фигур, понятиях направления движения на шахматной доске «по горизонтали», «по диагонали» и «по вертикали».
Шахматные загадки
1. Один раз погибает, а два раза родится. (Пешка)
Солдатик усталый, идущий пешком,
Зовется Пешкой, ему не легко,
Но если дойдет до восьмого ряда,
Возможно, ждет его награда:
Корона Ферзя или мощь Ладьи.
Иди вперед, назад не гляди!
2. Не живёт в зверинце,
Не берёт гостинцы,
По косой он ходит
Хоботом он водит.
(Слон)
3. Продвигается не косо и не прямо,
А буквой «Г» - так шахматисты говорят.
(Конь)
Конь
Звук «Г» подобен ржанию коня.
Спросите вы сегодня у меня,
Как ходит конь
на шахматной доске?
И я отвечу: ну, конечно, буквой «Г»!
5. Стою на самом краю,
Пусть откроют – пойду.
Только прямо хожу,
Как зовут, не скажу.
(Ладья)
4. Гладкий люблю я, расчищенный путь,
На шаг в любую сторону могу шагнуть!
(Король)
5. Он может ходить, как Ладья и как Слон –
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад…
А бьёт он и вдаль и в упор.
Он очень опасен вблизи и вдали –
Ты больше вниманья ему удели.
(Ферзь)
Королева
Когда враги ворвались в царство,
Отстригла косу Королева,
Надела на себя мужское платье
И воевать в доспехах захотела.
Есть клетки белые, а есть, как чернозем,
А Королеву смелую зовут с тех пор Ферзем.
Вы хорошо справились со всеми заданиями, а теперь немного отдохнём и разомнёмся.
III. Физминутка. 1. Развитие общей моторики.
2. Развитие внимательности. Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
мы чуть-чуть поприседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
Самый лучший наш отряд
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
IV. Игра «чудесный мешочек».
V. Викторина. 1. Развитие познавательных процессов. Педагог. Дети, теперь я предлагаю вам немного поиграть.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Дети с завязанными глазами по очереди вытаскивают шахматные фигуры из мешка и на ощупь пытаются определитьфигуру.
Викторина «Вопросы из шахматной шкатулки».
1. Как ходит пешка? (только вперед)
2. Как бьёт пешка? (наискосок)
3. Если дальнейшему передвижению пешки мешает пешка противника (стоит на её пути, можно ли перепрыгнуть через неё или обойти слева, справа?
4. Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях? (Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)
5. Где стоят ладьи на доске до начала игры? (по краям)
6. Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход? (нет, только одну фигуру)
7. Какие бывают слоны у чёрного и у белого войска? (белопольные и чернопольные)
8. Какая фигура не может встать на белые поля? (чернопольный слон)
9. Между какими фигурами на доске стоит конь?
10. Чем конь отличается от всех остальных фигур? (ходит буквой «г», перескакивает через свои и чужие фигуры)
11. Какие шахматные фигуры скрываются в словах: «оладьи», «спешка», «заслонка», «коньки».
12. Не люди, не звери, не часы, а ходят?
(шахматные фигуры)
13. Какой король не умеет говорить?
(шахматный)
14. На доске есть у меня две лошадки – два ….(коня)
VI. Подведение итогов 1. Повышение эмоционального фона Педагог. Дети, Вы большие молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями и проявили себя серьёзными, добросовестными, знающими шахматистами. Вам полагается награда (далее следует сюрпризный момент).