Светлана Сергеевна Белогур
Конспект занятия с элементами исследовательской деятельности «Наши имена» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение представлений детей о важности имени в жизни человека;
Задачи:
- способствовать формированию представлений об имени человека;
- способствовать формированию представлений детей об истории русских имен, познакомить со значением некоторых из них;
- способствовать формированию представлений детей о великих людях, в честь которых названы улицы и парки родного города (ученом К. Э. Циолковском, летчике В. П. Чкалове и поэте С. А. Есенине);
Публикация «Конспект занятия с элементами исследовательской деятельности „Наши имена“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Я и мое имя, имена
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
- способствовать проявлению интереса к исследовательской деятельности;
- способствовать развитию связной речи детей, поощрять попытки высказывать личное мнение, свою точку зрения;
- способствовать развитию умения строить логичное высказывание и делать выводы;
- создать условия для развития познавательного интереса, памяти;
- создать условия для развития творческих способностей и самостоятельности;
- создать условия для воспитания выдержки и умения слушать друг друга, доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени.
Предварительная работа с родителями:
Беседа родителей с ребенком о членах их семьи, обсуждение возникновения имени в семье (почему его так назвали).
Материалы и оборудование: колокольчик, картинки для доски (знак вопроса, родители, бабушка и дедушка, богатырь и девушка в народном костюме, карандаши, восковые мелки, листочки, картинки-портреты Циолковского, Чкалова, Есенина и изображение одноименных улиц).
Словарная работа: тезка.
Ход занятия.
Воспитатель звонит в колокольчик, подзывает ребят к себе.
- Здравствуйте, ребята! Я вас всех рада видеть! Вот сейчас вы откликнулись на звон колокольчика, а как я еще могла вас позвать?
Дети: По имени, похлопать в ладоши, подойдите ко мне.
- А откуда у нас появляется имя?
Дети: Нам дают имя родители.
Воспитатель: Да, имя дается человеку с рождения, его выбирают родители.
А вам нравится ваше имя?
Дети:….
А вы хотели бы узнать, откуда берутся имена? Меняется ли имя человека со временем?
Дети:….
Тогда присаживайтесь на ковер, чтобы всем было удобно.
Дети присаживаются вокруг воспитателя, воспитатель рядом с детьми садится на ковер.
Воспитатель: А откуда мы можем узнать о наших именах?
Дети: Из книг, спросить у родителей, в интернете посмотреть.
Воспитатель: Я вам предлагаю сегодня провести небольшое исследование о наших именах, хотите? А результаты мы будем размещать на нашей доске.
Воспитатель: Итак, ребята, зачем же человеку имя? (прикрепляет на доску знак вопроса).
Дети: имя нужно, чтобы обращаться к человеку, звать его….
Воспитатель: имя – это хорошо или плохо?
Дети: хорошо, потому что ….;
Плохо, потому что могут дразниться.
Воспитатель: Знаете ли вы, почему вас так назвали? А как можно узнать?
Дети:…Спросить у родителей.
Воспитатель вешает на доску картинку «Родители».
Воспитатель: Меня родители назвали Светланой, потому что, когда я родилась, у меня были беленькие светлые волосы.
- А как зовут ваших бабушку и дедушку? (вешает значок «Бабушка и дедушка»).
Дети:…
Воспитатель: Меняются ли имена со временем?
По имени, как правило, определяется его пол - мальчик это или девочка, мужчина или женщина. Допустим, что к одному человеку обратились «Настенька», что мы можем сказать об этом человеке? Кто это: ребенок или взрослый, девочка или мальчик, женщина или мужчина?
Дети: Девочка, потому что…
Вот в детстве мы обращаемся по имени, а как надо обращаться ко взрослым?
Дети: По имени и отчеству.
Воспитатель: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых и друзей.
А как будут звать вас, когда вы вырастите?
Дети называют свое имя и отчество.
Воспитатель: Слышали ли вы такие имена : Глафира, Аксинья, Фекла, Агап, Елизар, Илларион?
Наши предки на Руси очень внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена им давали такие, как например:
(Прикрепляет картинку с богатырем и девушкой в русском народном костюме).
Добрыня - делающий добро.
Любомир - любящий мир.
Людмила - милая людям.
Святослав – святая слава.
Владимир – владеющий миром.
Тихомир – тихий и мирный.
Надежда, Вера, Любовь - все это древнерусские имена.
Воспитатель: Сейчас предлагаю вам разделиться на 2 команды – мальчиков и девочек, и обсудить, какие имена в нашей группе редкие, а какие распространенные. Что это значит, ребята?
Дети: Несколько детей носят одно имя.
Дети перемещаются за столы (встают вокруг) и обсуждают. Кто умеет писать, записывает самое редкое имя и часто встречающееся. (Мальчики записывают имена мальчиков, девочки – девочек). Потом воспитатель подводит итог, проводит рейтинг (самых популярных и самых редких имен, и дети прикрепляют свои записи на доску. Можно на период обсуждения поставить песочные часы.
Воспитатель: Как называют людей с одинаковым именем?
Дети: Тезка.
Воспитатель: Тезка восходит к слову теза. Оно означает «такой же», «тот же». Ваш тезка носит такое же имя, что и вы.
Кто у нас в группе тезки?
Дети: Маша Ванюкова и Маша Корх, Марк Боронтов и Марк Алпатов.
Воспитатель: Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань»
В группе было восемь Тань
– Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду – Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
Воспитатель: как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации?
Дети: Может быть по фамилии?
Воспитатель: Совершенно верно. По фамилии.
Воспитатель: Бывают одинаковые имена у мальчиков и девочек?
Дети:…
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам поиграть и немного подвигаться. Хотите?
Слушай имя и играй и задания выполняй!
• Софьи попрыгали на одной ножке.
• Миши и Андрюши захлопали в ладоши.
• Яны и Арины затопали ногами.
• Паши и Вероники взялись за руки и затанцевали.
• Маши взялись за руки и присели.
Ребята, пока вы совещались, на нашей доске появилась еще несколько картинок. Вы заметили? Что на них изображено?
Дети: Улица, дома, парк.
Воспитатель: А как вы думаете, какое отношение имеют эти картинки к теме нашего исследования?
Дети:….
Воспитатель: Именами знаменитых, заслуженных людей названы города, улицы, парки и многое другое. Ребята, может быть вы знаете, какие улицы или парки, скверы носят чье-то имя?
Дети:…
В нашем городе есть улица Циолковского (картинка на доске, названа она в честь Константина Эдуардовича Циолковского, великого ученого, нашего земляка, которого называют отцом космонавтики. Именно благодаря его научным работам человечество смогло подняться до невиданных ранее высот и выйти в космическое пространство.
Улица Чкалова носит имя знаменитого российского летчика-испытателя – Валерия Павловича Чкалова, автора нескольких фигур высшего пилотажа.
Улица Есенина – в честь нашего земляка поэта С. А. Есенина.
Этих людей уже давно нет, а память о них живет в их именах. И может так случится, что кто-то из вас станет знаменитым и прославит свое имя!
Ребята, я знаю, что вы очень любите рисовать. Предлагаю вам творческое задание: нарисовать свой портрет, подписать свое имя и оформить шкафчики в раздевалке – сделать их именными. Как вам такая идея? Поддерживаете меня?
Дети выбирают формат листа, либо ромашку без серединки с разноцветными лепестками (каждый свой цвет) и в центре рисуют свой портрет и пишут имя. Материалы для рисования по выбору – карандаши, мелки.
Можно включить музыкальное сопровождение - песенка «Имена» Малышарики.
После рисования дети вывешивают свои портреты на доску.
Воспитатель подводит итог: Ребята, смотрите сколько много информации мы с вами собрали сегодня об именах. Давайте посмотрим на нашу доску.
• Что особенно сегодня запомнилось тебе, Миша? А тебе, София?
• Было ли интересно узнать о старорусских именах?
• А кто бы из вас хотел сделать мини книгу о своем имени? А сочинить сказку о своем имени?
Спасибо, ребята! Мне сегодня тоже было очень интересно с вами!