Приложение МААМ

Конспект занятия с элементами исследовательской деятельности «Наши имена» в старшей группе

Светлана Сергеевна Белогур
Конспект занятия с элементами исследовательской деятельности «Наши имена» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: обобщение представлений детей о важности имени в жизни человека;

Задачи:

- способствовать формированию представлений об имени человека;

- способствовать формированию представлений детей об истории русских имен, познакомить со значением некоторых из них;

- способствовать формированию представлений детей о великих людях, в честь которых названы улицы и парки родного города (ученом К. Э. Циолковском, летчике В. П. Чкалове и поэте С. А. Есенине);

Публикация «Конспект занятия с элементами исследовательской деятельности „Наши имена“ в старшей группе» размещена в разделах

- способствовать проявлению интереса к исследовательской деятельности;

- способствовать развитию связной речи детей, поощрять попытки высказывать личное мнение, свою точку зрения;

- способствовать развитию умения строить логичное высказывание и делать выводы;

- создать условия для развития познавательного интереса, памяти;

- создать условия для развития творческих способностей и самостоятельности;

- создать условия для воспитания выдержки и умения слушать друг друга, доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени.

Предварительная работа с родителями:

Беседа родителей с ребенком о членах их семьи, обсуждение возникновения имени в семье (почему его так назвали).

Материалы и оборудование: колокольчик, картинки для доски (знак вопроса, родители, бабушка и дедушка, богатырь и девушка в народном костюме, карандаши, восковые мелки, листочки, картинки-портреты Циолковского, Чкалова, Есенина и изображение одноименных улиц).

Словарная работа: тезка.

Ход занятия.

Воспитатель звонит в колокольчик, подзывает ребят к себе.

- Здравствуйте, ребята! Я вас всех рада видеть! Вот сейчас вы откликнулись на звон колокольчика, а как я еще могла вас позвать?

Дети: По имени, похлопать в ладоши, подойдите ко мне.

- А откуда у нас появляется имя?

Дети: Нам дают имя родители.

Воспитатель: Да, имя дается человеку с рождения, его выбирают родители.

А вам нравится ваше имя?

Дети:….

А вы хотели бы узнать, откуда берутся имена? Меняется ли имя человека со временем?

Дети:….

Тогда присаживайтесь на ковер, чтобы всем было удобно.

Дети присаживаются вокруг воспитателя, воспитатель рядом с детьми садится на ковер.

Воспитатель: А откуда мы можем узнать о наших именах?

Дети: Из книг, спросить у родителей, в интернете посмотреть.

Воспитатель: Я вам предлагаю сегодня провести небольшое исследование о наших именах, хотите? А результаты мы будем размещать на нашей доске.

Воспитатель: Итак, ребята, зачем же человеку имя? (прикрепляет на доску знак вопроса).

Дети: имя нужно, чтобы обращаться к человеку, звать его….

Воспитатель: имя – это хорошо или плохо?

Дети: хорошо, потому что ….;

Плохо, потому что могут дразниться.

Воспитатель: Знаете ли вы, почему вас так назвали? А как можно узнать?

Дети:…Спросить у родителей.

Воспитатель вешает на доску картинку «Родители».

Воспитатель: Меня родители назвали Светланой, потому что, когда я родилась, у меня были беленькие светлые волосы.

- А как зовут ваших бабушку и дедушку? (вешает значок «Бабушка и дедушка»).

Дети:…

Воспитатель: Меняются ли имена со временем?

По имени, как правило, определяется его пол - мальчик это или девочка, мужчина или женщина. Допустим, что к одному человеку обратились «Настенька», что мы можем сказать об этом человеке? Кто это: ребенок или взрослый, девочка или мальчик, женщина или мужчина?

Дети: Девочка, потому что…

Вот в детстве мы обращаемся по имени, а как надо обращаться ко взрослым?

Дети: По имени и отчеству.

Воспитатель: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых и друзей.

А как будут звать вас, когда вы вырастите?

Дети называют свое имя и отчество.

Воспитатель: Слышали ли вы такие имена : Глафира, Аксинья, Фекла, Агап, Елизар, Илларион?

Наши предки на Руси очень внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена им давали такие, как например:

(Прикрепляет картинку с богатырем и девушкой в русском народном костюме).

Добрыня - делающий добро.

Любомир - любящий мир.

Людмила - милая людям.

Святослав – святая слава.

Владимир – владеющий миром.

Тихомир – тихий и мирный.

Надежда, Вера, Любовь - все это древнерусские имена.

Воспитатель: Сейчас предлагаю вам разделиться на 2 команды – мальчиков и девочек, и обсудить, какие имена в нашей группе редкие, а какие распространенные. Что это значит, ребята?

Дети: Несколько детей носят одно имя.

Дети перемещаются за столы (встают вокруг) и обсуждают. Кто умеет писать, записывает самое редкое имя и часто встречающееся. (Мальчики записывают имена мальчиков, девочки – девочек). Потом воспитатель подводит итог, проводит рейтинг (самых популярных и самых редких имен, и дети прикрепляют свои записи на доску. Можно на период обсуждения поставить песочные часы.

Воспитатель: Как называют людей с одинаковым именем?

Дети: Тезка.

Воспитатель: Тезка восходит к слову теза. Оно означает «такой же», «тот же». Ваш тезка носит такое же имя, что и вы.

Кто у нас в группе тезки?

Дети: Маша Ванюкова и Маша Корх, Марк Боронтов и Марк Алпатов.

Воспитатель: Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань»

В группе было восемь Тань

– Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду – Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках…

Воспитатель: как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации?

Дети: Может быть по фамилии?

Воспитатель: Совершенно верно. По фамилии.

Воспитатель: Бывают одинаковые имена у мальчиков и девочек?

Дети:…

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам поиграть и немного подвигаться. Хотите?

Слушай имя и играй и задания выполняй!

• Софьи попрыгали на одной ножке.

• Миши и Андрюши захлопали в ладоши.

• Яны и Арины затопали ногами.

• Паши и Вероники взялись за руки и затанцевали.

• Маши взялись за руки и присели.

Ребята, пока вы совещались, на нашей доске появилась еще несколько картинок. Вы заметили? Что на них изображено?

Дети: Улица, дома, парк.

Воспитатель: А как вы думаете, какое отношение имеют эти картинки к теме нашего исследования?

Дети:….

Воспитатель: Именами знаменитых, заслуженных людей названы города, улицы, парки и многое другое. Ребята, может быть вы знаете, какие улицы или парки, скверы носят чье-то имя?

Дети:…

В нашем городе есть улица Циолковского (картинка на доске, названа она в честь Константина Эдуардовича Циолковского, великого ученого, нашего земляка, которого называют отцом космонавтики. Именно благодаря его научным работам человечество смогло подняться до невиданных ранее высот и выйти в космическое пространство.

Улица Чкалова носит имя знаменитого российского летчика-испытателя – Валерия Павловича Чкалова, автора нескольких фигур высшего пилотажа.

Улица Есенина – в честь нашего земляка поэта С. А. Есенина.

Этих людей уже давно нет, а память о них живет в их именах. И может так случится, что кто-то из вас станет знаменитым и прославит свое имя!

Ребята, я знаю, что вы очень любите рисовать. Предлагаю вам творческое задание: нарисовать свой портрет, подписать свое имя и оформить шкафчики в раздевалке – сделать их именными. Как вам такая идея? Поддерживаете меня?

Дети выбирают формат листа, либо ромашку без серединки с разноцветными лепестками (каждый свой цвет) и в центре рисуют свой портрет и пишут имя. Материалы для рисования по выбору – карандаши, мелки.

Можно включить музыкальное сопровождение - песенка «Имена» Малышарики.

После рисования дети вывешивают свои портреты на доску.

Воспитатель подводит итог: Ребята, смотрите сколько много информации мы с вами собрали сегодня об именах. Давайте посмотрим на нашу доску.

• Что особенно сегодня запомнилось тебе, Миша? А тебе, София?

• Было ли интересно узнать о старорусских именах?

• А кто бы из вас хотел сделать мини книгу о своем имени? А сочинить сказку о своем имени?

Спасибо, ребята! Мне сегодня тоже было очень интересно с вами!

Публикации по теме:

Конспект беседы на тему «Наши имена» для детей с ЗПР Цель: учить детей приветливо обращаться по имени друг к другу. Задачи: 1. Знакомить с вежливым обращением друг к другу через имя; 2. Учить.

Конспект организованной деятельности в старшей-подготовительной группе «Что означают наши имена» в соответствии с ФГОС Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края [h4Конспект.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Искусственный снег»Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Искусственный снег» Конспект познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Исскуственный снег».Цель – Создание условий для формирования представлений.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы» Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе группе. Материал может быть использован воспитателем на занятиях.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мыльные секреты» .

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Заводим дрожжевое тесто» Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная. Цели: совершенствование трудовых навыков детей,.

Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ «Наши помощники — органы чувств»Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ «Наши помощники — органы чувств» Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ «Наши помощники-органы чувств» Васильева Елена Федоровна. Цель: .Сформировать у детей.

Конспект занятия по познавательно–исследовательской деятельности для старшей группы «Вода. Какая она?»Конспект занятия по познавательно–исследовательской деятельности для старшей группы «Вода. Какая она?» Цель:расширение представлений о воде, ее свойствах. Задачи:Образовательные:- познакомить детей со свойствами воды: (не имеет вкуса, цвета,.

Занятие по экологическому воспитанию дошкольников с элементами исследовательской деятельности в старшей группе «Кругом вода»Занятие по экологическому воспитанию дошкольников с элементами исследовательской деятельности в старшей группе «Кругом вода» Занятие по экологическому воспитанию дошкольников с элементами исследовательской деятельности в старшей группе "Кругом вода". Воспитатель:.

Занятие в старшей группе «Мы и наши имена»Занятие в старшей группе «Мы и наши имена» Цель: дать понятие о значении имени в жизни людей. Задачи: Обучающие: закрепить с детьми значение имени и фамилии, познакомить детей с третьей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с элементами исследовательской деятельности «Наши имена» в старшей группе
Опубликовано: 14 января 2024 в 18:45
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия с элементами исследовательской деятельности «Наши имена» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сергеевна Белогур (УИ 161990) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД