Галина Муравьева
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в группе для детей с ОНР 6-ого года жизни «Кто сказал «мяу»?»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
комплексного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка, формированию связной речи и обучению элементам грамоты
в группе компенсирующей направленности
для детей старшего возраста /6-ого года жизни/ с тяжелыми нарушениями речи
«Кто сказал «Мяу»?»
Цели:
1. Коррекционно-образовательные:
• Уточнение и активизация словарного запаса по теме «Домашние животные и птицы» (названия детенышей, глагольная лексика).
Публикация «Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в группе для детей с ОНР 6-ого года жизни „Кто сказал „мяу“?“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- «Кто сказал мяу?», Сутеев
- Темочки
• Закрепление навыков образования сложных слов, притяжательных прилагательных.
• Формирование навыков диалогической речи.
• Обучение слитному чтению прямых и обратных слогов с согласными буквами М, П.
2. Коррекционно-развивающие:
• Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.
• развитие общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук в сочетании с речью.
• Развитие просодической стороны речи: умения произвольно изменять силу и высоту голоса, выбирать нужную интонацию, правильно расставлять паузы и ударения.
• Активизация произвольного внимания и памяти, зрительного гнозиса.
• Развитие вербально-логического мышления (установление причинно-следственных связей).
• Профилактика нарушений зрения, опорно-двигательного аппарата.
• Привитие навыков элементарного самомассажа.
3. Коррекционно-воспитательные:
• Воспитание умения дружить, чувства уважения и взаимопомощи, доброты, самоконтроля.
Оборудование: демонстрационные иллюстрации к сказке В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?», предметные картинки, плоскостные изображения домашних животных и птиц, игровое пособие «Почтовый ящик», зрительные символы гласных и согласных звуков Т. А. Ткаченко, массажные коврики для ног, коврики «травка» для рук, массажные мячики-«ежики», игровые тренажеры для чтения прямого и обратного слога «Паутинка», «Витаминки», картинка «Путаница» (домашние животные и птицы).
Ход занятия:
1. Оргмомент. Психологический настрой на занятие.
Самомассаж лица и шеи (разработка О. И. Крупенчук).
Ручки растираем и разогреваем, и теплом своим лицо мы умываем.
Потирание ладоней, хлопки;
проводят по лицу разогретыми ладонями сверху вниз;
Грабельки сгребают все плохие мысли.
граблеобразные движения от середины лба к вискам;
Ушки растираем быстро вверх и вниз мы.
растирание ушных раковин;
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки.
нагибание ушных раковин, оттягивание вниз;
И перебегаем пальцами на щечки.
кончики пальцев легкими движениями перебегают на щеки;
Щечки разминаем, чтобы надувались,
разминают щеки круговыми движениями;
Губки разминаем, чтобы улыбались.
разминают нижнюю, затем верхнюю губу.
Логопед: Что вы почувствовали? (приятное тепло)
Какое у вас настроение? (веселое, радостное, весеннее, замечательное, великолепное и т. д.)
2. Звуковой анализ и синтез ряда гласных звуков с элементами кодирования.
Логопед достает из почтового ящика «звуковые письма» (звуковой ряд гласных звуков, записанный зрительными символами Т. А. Ткаченко) и предлагает «расшифровать» (пропеть) звуковой ряд.
В волшебном письме написано, что нас приглашают в сказку. Если вы согласны, давайте напишем и отправим ответ.
Дети записывают символами звуковые ряды:
АИУ ОАИ АУО
3. Подбор определений к объекту.
Сегодня к нам пришла в гости веселая и очень добрая сказка, которая называется «Кто сказал «Мяу»?». Главный герой ее – вот этот маленький щенок. Посмотрите и скажите, какой он? (маленький, слабый, беззащитный, забавный, доверчивый, неуклюжий, веселый).
Маленький щенок остался дома один. Он сладко спал на коврике возле дивана, и вдруг сквозь сон он услышал, как совсем рядом кто-то громко сказал : «Мяу!». Щенок вскочил, быстро обежал всю комнату, заглянул под кровать, под стол – никого… Решил щенок, что ему послышалось, и стал чистить, массировать свои уши.
4. Массаж ушей. Воздействие на слуховой аппарат, активные точки кишечника, выходящие на ушные раковины.
Чтобы уши не болели, (пальцами мягко разминают ушную раковину)
Разомнем мы их скорее.
Вот сгибаем, отпускаем (пальцами сгибают ухо и отпускают его)
И опять все повторяем.
Козелок мы разомнем, (большим и указательным пальцем растирают козелок)
По уху пальчиком ведем (проводят указательным пальцем по краю
ушной раковины)
И ладошкой прижимаем, (ладонями энергично растирают уши)
Сильно-сильно растираем.
5. Фонопедические упражнения (по методу В. Емельянова).
Щенок собрался поспать еще, но снова услышал под ухом: «Мяу!». Тогда он влез на подоконник и спрыгнул вниз, во двор. Последуем и мы за ним. Попав во двор, щенок услышал так много звуков, что даже растерялся.
Где-то собаки рычали: «Р-р-р.» - с ощущением вибрации в горле.
В стойле коровы мычали: «Му-у!» - в низком регистре.
В комнате мухи жужжали: «Ж-ж-ж…».
Мимо машины бежали: «Тр-р-р…».
Гудели от ветра все провода: «Знь! Знь!» - в высоком регистре.
Капала в кухне из крана вода: «Динь!» - короткие звуки сверху вниз.
Перекликались в ночи поезда: «У-у-у.» - в среднем регистре.
Листья на ветру шумели: «Тс-с-с.» - долго тянут на выдохе.
Змеи в лесу шипели: «Ш-ш-ш…».
А комары все пели: «З-з-з…» - в высоком регистре.
Мячик скачет днем и ночью,
Успокоиться не хочет: «Пам! Пам!»
Куклы кашляют в постели –
Днем мороженое ели. «Кх! Кх!»
6. Образование сложных слов.
Попав во двор, щенок увидел много больших, незнакомых животных и очень испугался. Поможем ему задобрить домашних животных и птиц, похвалим их.
Игра с мячом «Поймай два слова, а верни одно» :
У лошади быстрые ноги. Какая она? Быстроногая.
Крутые рога. Круторогая (корова).
Звонкий голос. Звонкоголосый (петух).
Острый клюв. Остроклювая (курица).
Белый, как снег. Белоснежный (гусь).
Красные лапы. Краснолапый (гусь).
Короткий хвост. Короткохвостая (коза, овца).
Большие глаза. Большеглазая (корова, коза).
Длинная шерсть. Длинношерстная (овца).
Толстое брюхо. Толстобрюхая (свинья).
7. Закрепление названий детенышей домашних животных и птиц.
Игра «Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера мы были».
Конечно, животные и птицы не обидят щенка, ведь они еще не забыли, как были маленькими сами.
Кем была лошадь? Лошадь была жеребенком.
Корова? Коза? Овца? (Теленком, козленком, ягненком, цыпленком,
Курица? Свинья? поросенком и т. д.)
8. Уточнение и активизация глагольной лексики, предметного словаря.
Во дворе большой переполох: детеныши заигрались и убежали от своих мам, потерялись.
Игра «Как родители кричат, чтоб домой позвать ребят?»
Лошадь – ржет
Корова – мычит
Гусыня – гогочет
Курица – квохчет, кудахчет
Коза, овца – блеют
Свинья – хрюкает
А вот и пропавшие детеныши. Поможем каждому найти свою маму.
Кому ты отдашь жеребенка?
(Жеребенка отдам лошади. Теленка отведу к корове. Гусят я провожу к гусыне и т. д.)
9. Массаж спины.
Мамы очень обрадовались своим детенышам и начали играть с ними в веселые игры. А хорошенькие свинки застучали на машинке. Поиграем и мы.
Дети встают «паровозиком».
Как на пишущей машинке Похлопывают ладонями по спине впереди
Две хорошенькие свинки стоящего ребенка
Все постукивают, Похлопывают кулачками
Все похрюкивают.
Туки-туки-туки-тук! Поворачиваются на 180 градусов и
постукивают пальчиками, затем
Хрюки-хрюки-хрюки- хрюк! поглаживают ладонями
10. Слитное чтение прямого слога с буквой «М».
А в подарок нам от свинок килограммы витаминок! (Дети получают плоскостные круглые «витаминки»).
Чтобы наш щенок быстрее рос, становился умным и сильным, угостим его витаминами «Растишка». Но чтобы они помогли, нужно правильно прочитать названия.
Дети читают слоги на «витаминках» :
МА МО МУ МЫ МИ АМ ОМ
11. Самомасаж пальцев рук с использованием коврика-«травки».
Нашему щенку понравились витамины и он еще веселей побежал по травке.
А вместе с ним побегут и наши пальчики по массажному коврику- «травке».
Полянка
На полянке, на лужайке целый день скакали зайки.
(прыгают всеми пальцами по коврику)
И катались по траве от хвоста и к голове.
(прокатывают ладони от основания к кончикам пальцев)
Долго зайцы так скакали, но напрыгались, устали.
(«допрыгать» и «лечь» ладонями на коврик)
Мимо змеи проползали, «С добрым утром!» - им сказали.
(ладони по очереди ползут как змеи)
Стала гладить и ласкать всех зайчат зайчиха-мать.
(ладони поочередно гладят коврик)
12. Формирование навыков диалогической речи, развитие интонационной выразительности речи. Инсценировка стихов-диалогов: «Который час» (французская нар. песенка) и «Кисонька-мурысонька» (рус. нар. песенка).
-Обитатели двора тоже общаются между собой. Послушаем, о чем говорят две курицы.
- Который час? - Двенадцать бьет.
- Кто вам сказал? - Знакомый кот.
- А мышка где? - В своем гнезде.
- Чем занята? - Штанишки шьет.
- Штанишки шьет кому? - Супругу своему.
- А кто ее супруг? - Барон Ку-ка-ре-кук!
-А сейчас поговорим с красавицей-кисонькой.
Кисонька-мурысонька, ты где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысонька, что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысонька, что из муки пекла?
- Прянички.
-Кисонька-мурысонька, с кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна! Не ешь одна!
13. Развитие мелкой моторики, зрительно-пространственной координации.
Выкладывание портрета кошки из треугольников с опорой на образец.
-Мы с вами очень хорошо знаем, кто сказал «Мяу». Поможем щенку: выложим портрет кошки из треугольников, которые у вас на столах.
14. Упражнения для профилактики зрительного напряжения глаз.
Щенок сел и стал внимательно смотреть по сторонам: где же кошка?
Смотрит вправо – никого, Резко переводят взгляд
Смотрит влево – никого. вправо-влево.
Раз – два, раз – два, закружилась голова. Выполняют круговые движения глазами.
Глазки закрывали, глазки отдыхали, Закрывают глаза.
Как откроем мы глаза, Резко переводят взгляд
Вверх посмотрим, да-да-да. вверх-вниз.
Вниз ты глазки опусти,
Вверх опять их подними.
Пальцами погладь глаза, Мягко поглаживают веки
Отдыхать пришла пора. указательными пальцами
15. Развитие речемыслительной деятельности.
«Небылицы». «Какое слово лишнее?»
Никого не увидел щенок и стал от скуки сочинять небылицы:
Яйца высиживают курицу.
Собака кудахчет на чужих.
Корова дает шерсть.
Кошка клюет молоко.
Свинья мычит в будке.
Дети исправляют небылицы и правильно строят связные высказывания.
А сейчас скажите, какое слово лишнее в моем ряду?
Корова, коровник, кора, коровий.
16. Чтение обратных слогов с буквой П. «Паутинка».
Даже паучок хочет помочь щенку. Он соткал для него записку на паутинке.
Дети подходят и читают слоги:
АП ОП УП и т. д.
Паучок советует предложить неуловимому котенку молоко, и тогда он непременно появится и перестанет дразнить щенка. Но пока мы гуляли во дворе, молоко у нас убежало.
17. Физминутка «Убежало молоко».
Убежало, убежало, убежало молоко – бегут «змейкой», затем по кругу
Вниз по лестнице скатилось,
Вдоль по улице пустилось,
Через площадь потекло,
Постового обошло,
Под скамейкой проскочило, бегут, забрасывая ноги назад
Три старушки подмочило,
Угостило двух котят, делают «пружинку» на месте
Разогрелось – и назад:
Вдоль по улице летело, бегут с высоким подъемом колена;
Вверх по лестнице пыхтело, идут медленным шагом, переваливаясь
И в кастрюлю заползло, с боку на бок
Отдуваясь тяжело.
Тут хозяйка подоспела:
- Закипело? Выполняют дыхательное упражнение:
- Закипело! вдох, не поднимая плечи; на выдохе
произносят «Уф- ф – ф.», как можно
дольше
18. Развитие зрительного гнозиса. «Путаница» (изображения животных, наложенные друг на друга).
Смотрите, ребята, котенок действительно появился! Котик ротик облизал, «Мяу-мяу!» - он сказал. Вот и встретились наконец щенок и котенок. И, как все малыши, они, конечно, крепко подружились.
А чтобы щенок не забыл, кого он встретил сегодня, подарим ему фотографию обитателей нашего двора. Посмотрите внимательно и скажите, кто на ней изображен.
19. Итог занятия. Поощрение детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи у детей 4-7 лет. Игровые технологии. М., ТЦ «Сфера», 2006
2. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., ТЦ Сфера, 2005.
3. Беляковская Н. Н., Засорина Л. Н., Макарова Н. Ш. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии. М., 2009.
4. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М. ТЦ Сфера, 2004.
5. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим. М. ,ТЦ Сфера, 2004. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. Линка – Пресс, М., 2000.
6. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Изд. дом «Литера», СПб,
2003.
7. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры (для детей 4-7 лет). Изд. дом
«Литера», СПб, 2008.
8. Кудрявцев В. Т. Психолого-педагогические принципы
развивающей оздоровительной работы с дошкольниками. Начальная школа. 2000. № 7.
9. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. Под общей редакцией Сократова Н. В. М., ТЦ Сфера, 2005.
10. Ткаченко Т. А. Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. М., «Издательство ГНОМ и Д», 2001.