Александра Курепова
Конспект занятия с детьми старшего возраста «Опыты и эксперименты. Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
с детьми старшего возраста
по теме: «Опыты и эксперименты. Свойства воды».
Цель: Создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи:
1. Образовательная.
Закрепить и обобщить знания детей о свойствах воды, их проявлениях в природе и повседневной жизни.
2. Развивающая.
Публикация «Конспект занятия с детьми старшего возраста „Опыты и эксперименты, Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Формировать интерес к познанию окружающего мира и экспериментированию. Продолжать знакомить опытным путём со свойствами воды (прозрачность, у воды нет вкуса, нет формы, нет запаха, вода – растворитель).
3. Воспитательная.
Воспитывать уважительное отношение к каждому ребёнку и детей друг к другу, умение работать в коллективе. Воспитывать аккуратность, соблюдение правил безопасности во время экспериментов.
Виды детской деятельности:
Познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Оборудование. Набор картинок для задания «Вода в окружающем мире» (снег, дождь, облако, озеро, роса, иней, туман, набор бумажных облаков для моделирования, аудиозапись (шум воды, видеозапись динамической паузы «Тучка».
Для проведения опытов : медицинские шапочки, поднос, прозрачные пластмассовые стаканы, таз, колбы, вода, акварельные краски, соль, сахар, песок.
Ход занятия:
- Ребята посмотрите, что у меня в руках? (глобус). - Как вы думаете, почему так много синего и голубого цвета? (ответы детей). - Ребята, предлагаю вам поиграть, мы будем передавать капельку и вспоминать где мы в жизни встречаемся с водой.
- Ребята, я вам прочту стихотворение, где автор делится своими знаниями и впечатлениями о воде. Послушайте:стихотворение Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде?"
- Так без чего нам не прожить? (ответы детей)
- Почему? (ответы детей)
- Верно, вода - одно из самых удивительных веществ на нашей планете, и мы с ней встречаемся каждый день, иногда даже не видя, по шуму, можем определить, что это.
- У меня для вас сюрприз. Прислушайтесь.
Шум моря; (аудиозапись 1) (ответы детей)
Шум дождя; (аудиозапись 2) (ответы детей)
Журчанье ручейка; (аудиозапись) (ответы детей)
- Вы все хорошо справились с заданием.
- Ребята, у меня для вас есть подарки, выбирайте, что вам нравится (дети выбирают, снежинки, капельки, тучки) эти подарки не простые, они вам помогут вам выполнить задание. Но для начала нам нужно разделиться на дружные компании.
(Детям предлагается выбрать способ деления, перечисляются признаки и способы деления).
- И так, наши компании уже определены, рабочие места заняты, теперь посыльные получают конверты с заданием.
Задание «Вода в окружающей среде»
(Детям предлагается набор карточек, из которых они должны выбрать то, что является водой, убрать лишние карточки; лед, снег, дождь, облако, озеро, море, морозные узоры, иней, туман, лишние карточки дети должны убрать.)
Динамическая пауза «Тучка» (видеоролик).
- Ребята, как вы думаете, у нас в группе есть вода? (ответы детей)
- Верно, вода нас окружает всегда и везде. (Воспитатель наливает воду и вносит в группу, дети совместно с воспитателем рассматривают воду, рассуждая о её свойствах).
- Ребята, для того, чтобы убедиться в наших словах, я предлагаю провести несколько опытов. Как вы думаете, где можно провести опыты и эксперименты?
- Правильно, в лаборатории.
- Как называют людей, которые проводят опыты? (ответы детей).
- Ребята, посмотрите, это наша лаборатория, где мы сегодня будем проводить важные опыты. Сегодня мы будем с вами доказывать свойства воды.
- Предлагаю пройти в нашу лабораторию, мои подарки помогут вам занять нужные места.
Опыт № 1.
Вода растворителем. Докажите этот факт. У вас на столах, в разных сосудах находятся разные вещества. Постарайтесь определить, что это за вещества (сахар, соль, песок).
( Воспитатель напоминает детям как правильно это делать: нельзя пробовать незнакомые вещества на вкус, нюхать осторожно, направляя ладонью пары запаха от сосуда к носу).
- И так, начинаем свою испытательную работу.
Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:
- соль и сахар растворяются быстро в воде, вода при этом остается прозрачной;
- песок в воде не растворяется.
Вывод:
- Вода является растворителем определенной категории веществ, например сахара и соли. Песок в воде не растворяется.
Опыт № 2. Вода не имеет формы.
- И так, я предлагаю вам, налить воду в различные емкости и определить имеет ли вода форму.
(Дети наливают воду в специальные емкости, различной формы)
Вывод:
- Вода не имеет формы, она принимает форму сосуда, в который её наливают.
Опыт № 3. Вода окрашивается.
- Ребята, я предлагаю опытным путём определить, что будет происходить с водой, если мы в ней будем растворять разноцветные краски.
(Дети растворяют различные цвета красок, наблюдают за происходящим, делают выводы)
Вывод:
- Вода имеет свойство окрашиваться.
- Ребята, наша опытно-экспериментальная работа завершена. Впереди еще много разных интересных исследований. Предлагаю перейти к следующему заданию «Моделирование из облаков».
- Я хлопаю в ладоши столько раз, сколько у нас должны образоваться компаний (дети делятся на компании, звучит аудиозапись «Облака»).
Детям предлагаются «бумажные облака», из которых каждая компания выкладывает разные фигуры, просматривает итоги работ у товарищей, отгадывают задуманное.
- Ребята у вас получились удивительные фигуры, а давайте мы ещё и раскрасим наши великолепные облака и научим наших друзей тоже моделировать различные фигуры.