Динара фазылова
Конспект интегрированного занятия. Опыты-эксперименты «Волшебница вода» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия опыты-эксперименты
«Волшебница вода» в подготовительной группе.
Цели:
1. Образовательные:
- рассказать о значении воды в нашей жизни;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воды;
- на основе опытов показать, что вода может быть в твердом, в газообразном, в жидком состояниях;
- дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
2. Развивающие:
Публикация «Конспект интегрированного занятия, Опыты-эксперименты „Волшебница вода“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
- развивать мыслительную деятельность;
- учить раскрывать причины наблюдаемых явлений;
- подводить детей к суждению, умозаключению;
- учить осознавать причины наследственной связи, используя отдельные поисковые действия.
3. Воспитательные:
- прививать бережное отношение к воде;
- вызывать эмоциональную отзывчивость.
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Активизация словаря: прозрачная, чистая, мутная, с осадками, хрустящий, блестящий.
Обогащение словаря: пар, термос, газообразная, твердая, жидкая, росточек.
Предварительная работа:
1. Опыты с водой, игры, развлечения: «Капельки - вода», «Тонет-плавает», «Вода-лед», «Снег-вода».
2. Изготовление масок: «Капельки», «Облако», «Солнышко», посадка
горошек.
3. Наблюдение в природе, в уголке природы, в группе.
4. Беседы природоведческого характера.
5. Ведение календаря природы.
Методические приемы: объяснения, вопросы к детям, поощрения, художественное слово, игровые моменты, сюрпризный момент.
Оборудование: банка со снегом, термос, стекло, блюдце со льдом, стаканчики с водой, ложки, поднос, речной песок, «озеро», карточки, маски, колокольчики.
Ход занятия:
I часть.
Дети сидят полукругом на стульчике у ковра.
- Ребята, сегодня на занятии я хочу с вами говорить… (Раздается стук в дверь)
- Сейчас я посмотрю, кто к нам пришел? (Под музыку «Тик-так» входит Незнайка).
- Ой, ребята, кто это? Вы узнали его? (Незнайка кашляет).
- Что же случилось, почему такой грустный? Не заболел ли ты? А что ты кашляешь?
Незнайка:- Я вчера на улице снег ел и у меня болит горло.
- Да не горюй ты, выпей «Микстуру», присаживайся, будь гостем на сегодняшнем занятии. (Незнайка сядет).
- Ребята, подскажите Незнайке, чего нельзя делать на улице? (есть снег).
- Почему? (снег грязный, холодный).
- Расскажите о свойствах снега (белый, пушистый, хрустящий, легкий, воздушный, блестящий).
- Мы сегодня занесли в группу снег, давайте посмотрим его.
I опыт «Снег- это вода».
(Показ снега в баночке).
- Что же случилось со снегом, куда он делся? (растаял).
- Во что превратился? (в воду).
- Почему же здесь снег растаял, а на улице нет? (в помещении температура высокая, а на улице низкая).
- Ребята, вы говорили, что снег превратился в воду, посмотрите в какую воду, какая она? (грязная, мутная, с осадками).
- Видишь Незнайка, чистый снег превратился в грязную воду, ты убедился, что нельзя есть снег?
Незнайка:- Да, никогда в жизни не беру в рот снег.
- Значит, ребята, что мы можем говорить о снеге проделав этот опыт? (Снег- это тоже вода).
- Сегодня мы с вами поговорим о воде. И вы узнаете много интересного, для этого нужно внимательно слушать и хорошенько заниматься.
- Скажите где и какую воду вы видели сегодня? (в садике, дома).
- Для чего нужна вода? (пьем, моем руки, купаемся, стираем, пол моем, цветы поливаем, моем посуду, кушать готовим и т. д.)
- Правильно, вода нужна для всего живого организма на земле.
- А вы знаете откуда берется вода в кране?
- Послушайте. Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране - вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
- К воде, ребята, надо относиться бережно, не оставляйте без надобности открытые краны.
- А кто знает пословицы о воде? Давайте Незнайке расскажем.
а) Без росы трава не вырастет;
б) Вода и мельницу ломает;
в) Будет дождь - будут грибы;
г) Даст бог дождь - уродится и дождь;
д) Дождь прибьет, солнышко поднимет;
ж) Снегу надует, хлеба прибудет;
з)Тяжело против воды плыть.
- Молодцы, ребята. Вот видишь, Незнайка, сколько пословиц знают наши дети о воде.
II часть.
- А сейчас, Незнайка, тебя мы приглашаем в лабораторию. Здесь мы будем проводить опыты с водой. (Дети с Незнайкой проходят за столы).
- Все красиво сели на свои места. Сегодня познакомимся с некоторыми свойствами воды. Вода может быть в трех состояниях: в газообразном, в жидком, в твердом.
- Чтобы доказать это, мы будем делать опыты с водой.
II опыт «Пар- Это вода».
- Ребята, что это? (термос).
- Что туда обычно наливают? (воду, чай).
- Я налила туда заранее кипяченную воду. Открою его, что видите? (поднимается пар).
- Беру стекло, положу его над паром, что видите? (капельки воды).
- А эти капельки из чего появились (из воды).
- Из этого какой вывод можем сделать? (пар – это вода в газообразном состоянии).
- Сейчас переходим к следующему опыту.
III опыт «Лед- это вода».
- У вас в блюдцах маленькие льдинки. Потрогайте, какие они на вид, на ощупь? (прозрачные, твердые, холодные, мокрые, скользкие).
- Посмотрите повнимательнее, что с ними происходит? (уменьшаются).
- Почему лед растаял? (в группе температура воздуха высокая).
- Значит, был лед, растаял. Какой вывод можно сделать? (лед - тоже вода, только в твердом состоянии, по другому лед это твердая вода).
- Мои юные экспериментаторы, вы наверное устали, давайте все превращаемся в капельки и немножко поиграем. Идем с нами Незнайка.
- Игра называется «Ходят капельки по кругу». По очереди аккуратно берите маски – капельки и колокольчики. И идите ко мне соберитесь все.
(Как игра начинается помощник воспитателя убирает со стола и готовит атрибуты для следующего опыта).
Игра «Ходят капельки по кругу».
(включается музыка «Ручей»).
Воспитатель – мама Тучка, дети – Капельки.
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки – по два, по три).
Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку – делятся на две команды) .
Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и стекла в большой - пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу) .
Плавали – плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. (появляется Солнышко, танцует) .
Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх) .
Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.
- Молодцы, Капельки. Хорошо поиграли. Теперь аккуратно собираем маски – капельки и тихонько проходим на свои места.
- Продолжаем опыты с водой.
IV опыт «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые не растворяются».
(включается музыка «Иней»).
- Ребята, перед вами стоят по два стаканчика с водой,
- В один из них положите обычный, речной песок, размешивайте ложкой.
- Растворился песок или нет? (нет).
- В другой стаканчик посыпьте ложечку сахарного песка, размешивайте.
- Что произошло (сахарный песок растворился).
- Какой вывод можно сделать (обычный, речной песок не растворяется в воде, а сахарный песок растворяется).
Незнайка: Ребята, и я хочу предлагать вам свой опыт.
Vопыт «Плавает или тонет».
(Этот опыт проводит Незнайка. Он с детьми подходят к «озеру»).
- Взяли по два предмета, запоминайте их. Положите в наше «озеро».
- Какой предмет утонул, с что плавает на поверхности?
( Положили: скрепку, монету, камешки, ракушку, пенопласт, пуговицу, карандаш, конструктор, кораблик, линейку).
Примерные ответы детей:
а) конструктор из пластмасса – легкий, плавает;
б) карандаш деревянный – легкий, плавает;
в) скрепка железная – тяжелая, утонула;
г) кораблик из бумаги – легкая, плавает на поверхности и т. д.
- Значит, определили какие предметы тяжелые – утонули, а какие легкие – не утонули, плавают на поверхности.
- Ребята, у вас наверное у всех дома есть комнатные растения. Каждый день поливайте их. Как вы думаете, что происходит, если мы с вами на будем поливать их? (засохнут, увянут листики).
VI опыт «Вода нужна всем».
- Три дня в блюдце в намоченной марле держала горох, а в другом блюдце в сухом марле. Эти блюдца поставила на подоконник.
- Давайте проверяем, что же с ними случилось? (в одном из них появился росточек, а в другом нет).
- Как вы думаете, почему?
- Видите, ребята, вода нужна и для жизни, и для роста растений, вода нужна всем.
Незнайка: Ребята, я вам приготовил сюрприз: карточки с рисунками. Вы должны угадать, что нарисована на нем и рассказать, что они означают:
У воды нет запаха.
вода прозрачная
Вода без цвета.
Незнайка: Ой какие вы догадливые, молодцы, спасибо вам.
- Ребята, на сегодня мы с вами заканчиваем проводить опыты, продолжим на следующих занятиях.
III Заключительная часть.
- О чем говорили на сегоднешнем занятии?
- Какие опыты проделали?
- Что нового узнали о воде?
- Какие новые свойства узнали?
- Ребята, на занятии все хорошо учавствовали, видите даже у Незнайки настроение поднялось, выздоровел он.
Незнайка: Друзья, за ваши старания угощу вас сладостями.
(Звучит песня «Незнайка и его друзья».)