Виктория Двинянинова
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР «Уха деда Щукаря»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №20
с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР на тему : «Уха деда Щукаря»
Подготовила: Двинянинова В. А.,
учитель- логопед
г. Новочеркасск
2019г.
Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР „Уха деда Щукаря“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
Цель: обобщить знания детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексическим темам («Овощи», «Обитатели водоемов») посредством использования регионального компонента.
Задачи:
1. Закреплять умение ориентации на плоскости;
2. Учить слышать вопрос и давать развёрнутый ответ.
3. Формировать способность формулировать свои мысли, понимать образное слово (народные пословицы, развивать воображение, мышление;
4. Учить словообразованию, подбирать определения к существительному «вода».
5. Формировать навыки звуко-буквенного анализа слов;
6. Развивать коммуникативные навыки и взаимопомощь в коллективе.
Интеграция образовательных областей: речевое и социально - коммуникативное развитие.
Предварительная работа: занятия по развитию речи по темам «овощи-фрукты», «водоёмы и их обитатели», «Донской край». Мастер-класс по совместному изготовлению плоских макетов овощей из фоармирана.
Оборудование: применение ТСО (интерактивная панель для презентации, тканевый макет-огород и макеты овощей, настольная игра «Рыбалка», сюрпризный момент по окончанию занятия.
Методические методы и приемы:
- словесные: вопросы, объяснения, поощрение;
- проблема: вовлечение детей в проблемную ситуацию;
- опора на знания детей;
- применение ТСО (интерактивная панель для презентации).
Предполагаемый результат:
- овладение детьми знаниями об особенностях кухни Донского края;
- понимают образное слово на примере пословиц о труде.
Ход занятия:
Логопед. Рада видеть вас, ребята. А я сегодня одела костюм Донской казачки, потому, что жду особого гостя. А вас хочу научить здороваться как донские казаки и казачки.
Девочки вам платочки, а мальчики – вам цветочки.
Ритуал приветствия.
Дети повторяют приветствие: «Здравствуйте, казачата, весёлые ребята!» и передают по кругу предметы, пока у девочек в руках окажутся платочки, а у мальчиков цветы.
Логопед. Гость сегодня обещал нас навестить. Это очень уважаемый пожилой человек дед Щукарь. А вот и он на экране!
Дед Щукарь. Здравствуйте, дорогие мои казачата! Хочу поделиться с вами моим опытом. Я давно живу в Донском крае и знаю некоторые казачьи секреты. Сегодня я пришёл, чтобы научить вас готовить настоящую донскую уху. А вы знаете, что такое уха?
Логопед. Ребята кто ответит на вопрос?
Ответы детей.
Логопед. Научитесь у деда Щукаря уху готовить и дома маму научите, а потом и попробуете всей семьёй.
Дед Щукарь : для ухи донской настоящей нужны овощи, рыба, вода, специи. Костёр надо разжечь. Вот сколько работы! Рецепт я вам рассказал, а готовить за вас я не буду. Я уже старенький, отдыхать мне пора. А как всё приготовите, так и меня угостите, пожалуйста. Есть пословица такая «Без труда, не выловить и рыбки из пруда!» Хочу проверить, какие вы трудолюбивые казачата. Порадуете старика!
Дети: да!
Логопед: Ребята, о чём это дед Щукарь говорил? Какая рыбка в пруду? Как вы поняли эту пословицу?
Ответы детей: (предполагаемые)
Логопед: а я ещё пословицы знаю, поможете мне их растолковать?
«Под лежачий камень вода не течёт»
«Торопливый дважды одно дело делает»
«Какие труды, такие и плоды»
«Нужно наклониться, чтобы воды напиться»
Ответы детей (по очереди или с оказанием помощи товарищу)
Логопед. Дед Щукарь на вас надеется, нельзя нам его подводить. Нужно отправляться на огород, да овощи собрать.
На столе семена овощей, тканевые макеты огорода и макеты овощей.
Логопед. Семена овощей рассмотрите внимательно и назовите, пожалуйста, какой овощ из какого семени вырастет?
Ответы детей: семена подсолнечника, семена тыквы, горох, фасоль.
Логопед. Знаю с овощами вы хорошо знакомы, но где на огороде что выросло покажите мне сами.
Макет-огород разделён на 9 частей. У каждого ребенка набор овощей и макет-огород.
Логопед. Помидор вырос слева внизу;
Огурец вырос справа посередине;
Картофель находится слева посередине;
Укроп растёт слева вверху;
Петрушка справа внизу;
Баклажан вырос в центре огорода;
Морковь внизу посередине;
Тыква вверху посередине;
А где горький перец назовите сами.
Ответы детей.
Логопед. На огороде вы поработали, все постарались, молодцы. Но для ухи донской нам не все овощи нужны. Какие возьмём для ухи?
Ответы детей. ( предполагаемые: картофель, морковь, укроп, петрушка, помидор)
Логопед. Дед Щукарь нам подсказку прислал. Нужно проверить, все ли овощи у нас подходят для ухи?
На экране появляются картинки необходимых овощей. Дети проверяют свои гипотезы.
Логопед. Овощи – это важно, конечно, но что ещё для ухи нам необходимо?
Ответы детей.
Логопед. Воду нам нужно найти для ухи. А где можно взять воды? А как будет называться вода, какая она?
Ответы детей. ( предполагаемые: в реке – речная, в озере – озёрная, в водопроводе – водопроводная, в бутылке – бутылированная… чистая, прозрачная, мутная, грязная)
Если дети назовут морскую воду, или другую неподходящую для питья, то необходимо объяснить это детям
Логопед. Дед Щукарь нам опять помогает, посмотрите на экран.
На экране виды водоёмов с питьевой водой.
Логопед. Овощи у нас есть, вода есть. А чего нет для донской ухи?
Ответы детей. (предполагаемые) рыбы нет.
Логопед. Рыба нам нужна донская, потому что уха наша особая, донская. А какую рыбу можно поймать в реке Дон?
Дети. Называют речных рыб.
Логопед. Проверьте себя, много ли речных рыб вы назвали правильно?
На экране картинки речных рыб.
Логопед. А сами желаете сходить на рыбалку?
Дети. Да!
Логопед. На две команды разделитесь. Один рыбак будет ловить рыбу, а второй считать пойманных рыбок. А потом поменяетесь. Начали рыбалку!
Игра «рыбалка»
Логопед. Ребята, для ухи что у нас есть?
Ответы детей. (овощи, вода, рыба)
Логопед. Дед Щукарь нам секреты свои раскрыл, овощи, вода и рыба у нас есть. А что дальше делать, чтобы уху приготовить?
Дети. (предполагаемый ответ) нужно развести костёр.
Логопед. Для костра нам дрова и спички нужны. Разведём костёр дружно вместе.
Речедвигательное упражнение «Костёр»
Дети становятся в круг
Дрова сухие (кулачки ударяют друг друга)
пламя лижет (левая ладонь открыта, правая скользит по ней; потом правая ладонь открытая левая скользит,
Костру высокому гореть! (поднять руки вверх)
К огню придвинемся поближе (шаг в центр, затем отступить)
Он будет наши руки греть. (интенсивно потирать ладони друг о друга)
Взлетают искры золотые, (по очереди поднимать правую, затем левую руку)
А угли тлеют медленно. (кулак левой руки накрыть скруглённой правой ладонью, затем наоборот)
К огню придвинемся поближе (шаг к центру, затем отступить)
Варить уху мы будем в нём. (левой, затем правой рукой делать круговые движения)
Логопед. Всё мы предусмотрели? Всё в уху добавили? А может позабыли что-то важное?
Дети. Гипотезы.
Логопед. Соль и перец нужно по вкусу добавить!
Вот соль и перец есть на столе, да все буквы перепутались!
Нельзя нашу уху испортить, ведь столько трудов мы вложили в
неё!
На две команды разделитесь, пожалуйста, и составьте слова СОЛЬ и ПЕРЕЦ.
Дети выполняют звуко-буквенный анализ на столе.
На экране появляется дед Щукарь и благодарит детей за вкусную уху.
Логопед. Гость наш остался вами очень доволен. А вы запомнили, из чего готовить донскую уху? Сможете маме рецепт рассказать?
Дети. Отвечают
Логопед. Пора нам расставаться, и я предлагаю сделать это, как настоящие казачата.
Ритуал прощания.
Дети повторяют прощание: «До свидания, казачата, весёлые ребята!» и передают по кругу предметы, пока у девочек в руках окажутся платочки, а у мальчиков цветы.