Диана Ряховская
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия
с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Ряховская Д. Р. к. п. н., учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Тема насекомых вызывает у детей большой интерес, они с удовольствием рассматривают предметные картинки, фотографии с изображением насекомых. Дошкольники на занятии делятся своими знаниями о насекомых, их повадках, но представления и знания детей часто бывают не систематизированы и слабо актуализированы, ввиду недостаточного развития когнитивно-речевой сферы. Определяя ту или иную лексическую тему, мы стараемся сформировать более целостные представления детей по конкретно выбранному материалу.
Публикация «Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Наша задача не только уточнить и расширить представления и знания детей о жизни насекомых, их пользе и вреде, но и активизировать лексику детей существительными, глаголами, прилагательными. Используя игры и игровые приемы, мы отрабатываем, совершенствуем навыки в образовании грамматических категорий и форм. Задаем вопросы, мотивируем к ответам, развивая, таким образом, диалогическую форму речи детей, а также выявляя уровень информации, которым владеют дети. Обобщив представления о насекомых, мы обучаем детей составлять описательные рассказы, развивая навыки связной речи. Что, в свою очередь способствует развитию более сложной формы речи - монологической.
Тема: «Насекомые»
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и закрепление представлений о насекомых (внешнем виде, образе жизни). Расширение и актуализация словаря по теме «Насекомые». Формирование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов : на, с/со, в, из, над; согласование числительных 1-5 с существительными; образование существительных родительного падежа множественного числа). Совершенствование навыка составления описательных рассказов с опорой на предметные картинки и план.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи (отработка навыка практического употребления простых распространенных предложений, развитие интонационной выразительности речи). Развитие навыков диалогической речи. Развитие крупной моторики. Координация речи с движением, развитие творческого воображения. Развитие словесно-логического мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи. Развитие зрительного, слухового внимания и восприятия. Развитие межмодального синтеза и запоминания.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, инициативности, доброжелательности, коммуникативных навыков.
Оборудование: предметные картинки с изображениями насекомых, образные игрушки: жук, бабочка, жук в коробочке; игрушка би-ба-бо Незнайка.
Предварительная работа: разучивание подвижной игры «Гусеница».
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игровой момент, появляется игрушка би-ба-бо Незнайка. Он показывает предметные картинки с изображением насекомых и предлагает детям назвать их.
Незнайка: Какие вы молодцы ребята! Можно и мне с вами поучиться на занятии.
II. Введение в тему
Логопед : Ребята, как мы одним словом назовем их всех?
Дети: Насекомые.
Логопед знакомит детей с жизнью насекомых с приходом весны.
Логопед : Весной насекомые просыпаются и начинают, что делать?
Дети: Летать, ползать по земле.
Логопед : Где ползают насекомые?
Дети: По листьям, деревьям, траве.
Логопед : Шмели, пчелы, бабочки, что начинают делать?
Дети: Собирать (нектар) пыльцу с цветов.
Затем логопед дает описательную характеристику насекомым и подключает детей.
В качестве опоры детям предлагается картинка на мольберте, индивидуальная предметная картинка и план:
1. Размер
2. Окраска
3. Части туловища
4. Как передвигается?
III. Подвижная игра "Пчелки"
Пчелки в улье сидят, (Дети делают окошечки из рук)
И в окошечко глядят
Полетать все захотели,
Друг за дружкой полетели: (Кружатся, руки в стороны)
"Ж-ж-ж-ж-ж. "
IV. Игра "Где бабочка, где жук?"
Логопед прячет бабочку-игрушку за доску (стол, стул и т. д.) и спрашивает детей.
Логопед : Куда спряталась бабочка?
Дети: Бабочка спряталась за доску, стул и т. д.
Затем логопед убирает бабочку и спрашивает детей.
Логопед : Откуда вылетела бабочка?
Дети: Бабочка вылетела из-за доски, стула и т. д.
Логопед : Куда села бабочка?
Дети: Бабочка села на стол, стул, подоконник и т. д.
Логопед : Откуда слетела бабочка?
Дети: Бабочка слетела со стола, со стула, с подоконника и т. д.
Логопед : Бабочка над чем кружится?
Дети: Бабочка кружится над цветком, над столом и т. д.
Логопед показывает коробочку, в которой сидит жук и спрашивает.
Логопед : Где сидит жук? Откуда вылезет жук?
Дети: Жук сидит в коробочке. Жук вылезет из коробочки.
Логопед прячет большого жука под стол и спрашивает детей.
Логопед : Куда спрятался жук?
Дети: Жук спрятался под стол, стул и т. д.
Логопед : Откуда вылезет жук?
Дети: Жук вылезет из-под стола, стула и т. д.
V. Игра "Один - много"
Логопед показывает детям картину с изображением луговых цветов и насекомых. Привлекает внимание детей к изображениям насекомых во множественном числе.
Логопед : Кого много на картине?
Дети: Пчел, шмелей, муравьев и т. д.
Логопед : Ребята, а давайте попробуем посчитать, сколько пчел?
Дети: Одна пчела, две пчелы, три пчелы, четыре пчелы, пять пчел.
VI. Подвижная игра "Гусеница"
Этот странный дом без окон (Дети лежат на спинках, вытянувшись;
У людей зовется "кокон". руки вдоль туловища, ногами в центр круга.)
Свив на ветке этот дом, (Переворачиваются на левый бочок,
Дремлет гусеница в нем. подкладывают ладонь под щечку.)
Спит без просыпа всю зиму. (Переворачиваются на другой бочок,
руки под щечку.)
Но зима промчалась мимо - (Переворачиваются на спину, потягиваются
лежа.)
Март, апрель, капель, весна. (Медленно садятся.)
Просыпайся, Сонюшка! (Потягиваются, сидя.)
Под весенним ярким солнышком (Встают, потягиваются стоя.)
Гусенице не до сна
Стала бабочкой она! (Бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
(В. Егоров)
VII. Итог занятия