Тараканова Людмила Вячеславовна
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Пришла зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
по ОО «Познавательное развитие».
Тема: «Пришла зимушка- зима».
Программное содержание: Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; приобщать детей к русской национальной культуре; развивать у детей способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы; воспитывать чувство эмпатии к родной природе.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Пришла зимушка-зима“» размещена в разделах
Материалы к занятию : Иллюстрации с изображением русской природы зимой.
Цветок с 12 лепестками. Календарь погоды. Рабочие тетради «Здравствуй, мир!», цветные карандаши.
Оборудование для опытов со снегом и свечой.
Ход занятия:
Педагог: Дети! Мы с вами путешествуем уже давно и успели побывать во многих местах.
- Где мы были в прошлый раз? (В смешанном лесу.)
-А во что мы и Таня с Ваней были одеты? (В зимние куртки, теплые сапоги, меховые шапки, варежки.)
На дворе зима.
- СКОЛЬКО месяцев зимой? ( Их три: декабрь, январь, февраль.) Давайте приклеим к нашему цветку-годовику еще три лепестка.
- Какого они должны быть цвета? Выберите!
Первый месяц зимы - декабрь. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. О чем говорят нам эти названия? Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет».
Вспомните, какая погода была в декабре (по календарю погоды).
- В какой из дней его можно назвать лютень, студень, стужайло?
- В какой из дней, ветреный или безветренный, легче переносится мороз?
С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи. 22 декабря - самый короткий день в году.
Послушайте пословицу «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты».
Второй месяц зимы - январь. Пишем его название на 2-м белом лепестке.
В народе называют январь - просинец. Как вы думаете почему? Е этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо.
- А греет ли январское солнце?
- Какой из дней января можно назвать просинец (по календари наблюдений за погодой?
- Какой день был самым морозным, самым снежным, самым ветреным?
Народные поговорки гласят: «Январь на пороге - прибыло дня на куриный шаг». И еще: «В декабре день было совсем помер, да в январе опять воскрес». Что бы это значило? После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться. Январь считается самым холодным месяцем года.
- Как вы думаете, почему говорят: «Мороз не велик, да стоять не велит», «В зимний холод всякий молод»?
- В какой сказке мужик мороза не испугался? «Два Мороза».
- Почему он даже разделся в сильный мороз?
Динамическая пауза: «Не щипайся, Мороз».
Последний месяц зимы - февраль. Какая погода будет в феврале? Поживем - увидим. Одно можно: сказать - в феврале зима с весной встретится. Что это значит?
В старину февраль называли ветродуй, вьюговец и бокогрей.
Такие непохожие названия. Что бы это значило? В феврале ешь стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны. Русская пословица говорит: «В феврале два друга - мороз да вьюга».
Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какой будет весна. Если в этот день будет светить солнце, то весна будет теплой. Если он пасмурный - готовься к поздним заморозкам и метелям. Вот такая примета.
- Как вы понимаете слово «примета»?
- Вы обратили внимание, как часто мы зимой говорим: вьюга, метель, пурга.
- А что это такое?
Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой.
- Что это? Ветер со снегом назвали метелью.
Бывает, что метель называют вьюгой. Прислушайтесь к вою ветра «Вьююуу-у Я вью-ю-у-га.». Так метель сама себя назвала.
Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. В такую метель за несколько метров ничего не видно вокруг. Воздух мутный. Даже днем кажется, что наступили сумерки. Это пурга.
А бывает и так. Морозный солнечный день. Ветер несет снег по низу, по самой земле.
- Как может называться такая метель? Поземка.
- А сейчас отгадайте загадку:
«Одеяло бело, всю землю одело». Что это?
- Почему снег называют одеялом, ведь под одеялом тепло, а снег холодный?
Опыт со снегом:
Перед занятием принесем в группу два небольших, достаточно рыхлых снежка. Один положите на блюдце и поставьте на стол. Другой положите в стакан и заверните в шерстяной шарф.
- Как вы думаете, какой снежок растает быстрее?
(Пока идет занятие, снежки таят. И наконец наступает момент, когда можно развернуть шарф).
- И что же мы видим? Снежок, лежащий на блюдце, растаял значительно больше. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем опыт. Зажжем свечу и попробуем подержать над ней руку. Горячо!
- Что нужно сделать, чтобы не жгло? Или убрать руку или заслонить ее чем-нибудь от огня. Например, тем же шарфом.
- Почему теперь руке не горячо? Шарф не пропускает тепло от свечи к руке, задерживает его.
- Почему не растаял завернутый в шарф снежок? Шарф не пропустил комнатное тепло к снежку.
- Зачем человек зимой надевает шубу? Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу или не пускает к нему холод.
- Бывают шубы из камня, дерева, стекла. Что это за шубы? Это каменные и деревянные дома, термос.
- Так почему говорят: «Одеяло бело, всю землю одело»?
- Почему под снегом теплее?
- Почему зимой белый медведь в снежной берлоге не замерзает?
- В какой сказке травка под снегом отдыхала? («Рукодельница ленивица».)
- Помните сказку «Снегурочка»? Когда девочка стала грустить?
- Почему? Весной солнце стало пригревать, и она начала таять.
Пальчиковая гимнастика «Разогреем наши руки».
Работа в пособии «Здравствуй, мир!». Выполнение заданий по теме занятия.
Итог занятия :
- Что узнали нового, после проведения опытов?
- Что понравилось на занятии?
- Чем вам нравится зимнее время года?