надя куттуева
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Кто в море живет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №102 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия по познавательному развитию
с воспитанниками старшего дошкольного возраста
«Кто в море живёт»
Составитель:
Куттуева Надежда Юрьевна, воспитатель
Санкт-Петербург
2024
Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Кто в море живет?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
Цель: расширение представлений детей о многообразии объектов живой природы, их особенностях, среде обитания и образе жизни.
Задачи:
Обучающие задачи:
• Формировать представления о морских обитателях (кит, осьминог, акула, познакомить с водной (морской) средой обитания.
• Учить группировать животных по месту обитания, способу передвижения, классу.
• Упражнять в количественном счёте в пределах 10-ти.
• Формировать понимание независимости числа от пространственно-количественных признаков.
• Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.
Развивающие задачи:
• Формировать познавательную активность детей, развивать любознательность, логическое мышление.
• Формировать интерес к глобусу, умение находить на глобусе сушу и воду.
• Дать представление о значении солёной (морской) воды для морских животных.
• Совершенствовать коммуникативные навыки (умение слушать, рассматривать и анализировать, умение вести диалог: слушать и слышать говорящего, отвечать на вопросы).
• Обогащать словарь посредством знакомства с морскими обитателями, профессиями (дайвер, аквалангист, водолаз).
• Закреплять умение работать с раздаточным материалом в парах, командах.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство взаимопомощи в процессе совместного познания.
• Воспитывать положительное отношение к живым существам, желание их беречь и заботиться.
Оборудование:
• Интерактивная доска, ноутбук, проектор.
• Научный фильм "Осьминог".
• Фонограмма записи голоса дельфина.
• Фонограмма физминутки "Морские обитатели".
• Картинка «Капля воды».
• Мягкая игрушка Дельфин.
• Глобус.
• Картинки животных.
• Картинки-модели "Суша", "Вода", "Рыбы", "Летают".
• Обручи.
• Разрезные картинки: акваланг, ласты, маска с трубкой, гидрокостюм.
• Салфетки с проявляющимися изображениями кита, акулы, осьминога + таз с водой.
• Ковролин, карточки с морскими обитателями: кит, акула, осьминог – по 8-10 штук.
• Соль, картофель, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, пластиковые ложки, салфетки.
• Энциклопедия (факты об акуле).
• Карточки с акулами для счёта.
• Презентация «Посчитай осьминогов».
• Стаканчики с символами - изображениями деятельности.
• Морские камушки.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Используемые технологии: игровые, ИКТ, элементы проблемного обучения, здоровьесберегающие, моделирование, экспериментирование, визуализация.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.
Предварительная работа:
• беседы «Кто в море, кто на суше», «Способы передвижения животных».
• чтение стихов о морских обитателях: Н. Ушкина "Морская звезда", "Морской конёк", "Медуза", "Краб, "Скат", "Дельфин".
• сюжетно-ролевая игра "Морское путешествие".
• слушание фонограммы сказки Марии Сидлер "Про морскую звёздочку".
• рассматривание иллюстраций с морскими обитателями.
• придумывание загадок о морских обитателях, рассказа о дельфине.
• подвижная игра "Рыбки плавают, ныряют, а акулы их пятнают".
Ход занятия:
Этапы деятельности, технологии Действия педагога Деятельность детей
Организационный момент
Создание положительного настроя
Педагог показывает картинку с каплей воды, предлагает построить пирамиду из рук и назвать любое слово, связанное с водой (дождь, снег, лёд, туча, озеро, река, ручей, капля, родник, водохранилище, море.).
Коммуникативная
Мотивация Педагог показывает детям глобус:
Посмотрите, ребята, какой новый предмет появился у нас в группе. Кто знает, как он называется? Что это такое?
Глобус, ребята, открою секрет, -
Шара земного картонный макет.
Синие есть здесь моря, океаны
И разноцветные разные страны.
Какой формы глобус? Почему? Как вы думаете, что на глобусе изображено синим цветом? А желтым? Чего больше на глобусе: суши или воды? Кто может жить на суше и в воде?
Познавательно-исследовательская
Классификация животных
Работа в команде Игра "На суше и в воде" : У нас есть много картинок животных, разделитесь на две команды, одна команда соберет в синий обруч всех животных, обитающих на суше, а другая команда в красный обруч – всех животных,
обитающих в воде.
А теперь каждой команде свое задание: всех водных животных разделить на две группы (рыбы и не рыбы, а всех сухопутных по способу передвижения (летающие и нелетающие).
Познавательно-исследовательская
Игровая
Сюрпризный момент
Звучит фонограмма: голос дельфина.
Кто это? Где живёт? Как вы думаете, куда нас дельфин зовет? Как туда попасть?
Коммуникативная
Разрезные картинки «Предметы, необходимые для погружения под воду»
Работа в парах
Что нам нужно, чтобы опуститься под воду и посмотреть, кто там обитает, мы узнаем, когда вы соберете разрезные картинки (акваланг, гидрокостюм, ласты, маска, трубка).
Разделитесь на пары, каждая пара соберет одну картинку.
Дети собирают разрезные картинки, называют, что собрали.
Как назвать человека, который опускается под воду? (водолаз, аквалангист, дайвер)
Для чего нужна их работа?
Познавательно-исследовательская
Физминутка «Морские обитатели»
Начинаем погружение.
Дети с воспитателем выполняют движения под музыку.
Двигательная
Экспериментиро-вание – кит
Пальчиковая игра «Морская волна»
Морские обитатели живут в море каждый на своё м этаже: на поверхности воды, в толще воды и на дне. Давайте узнаем, кого мы встретим на поверхности воды.
Дети в таз с водой опускают салфетку с водорослями. Из водорослей появляется кит. Педагог предлагает детям выбрать картинки китов и прикрепить их на панно сверху.
Как вы думаете, почему кит живёт в море и обитает на поверхности воды? (предположения детей)
Морская вода более плотная, чем речная, и киту легче там плавать, держаться на поверхности. В морской воде много разных микроэлементов и больше для него пищи.
Хотите убедиться, что в морской воде киту легче плавать?
Проведем опыт. Как называют того, кто занимается опытами? (учёный, химик, физик)
Выберете себе пару.
Но прежде, чем мы начнем, чтоб не ронять, не проливать, нужно пальчики размять:
На морях бывают штормы,
Волнообразные движения пальчиками
Там большие ходят волны.
Развести руки в стороны
Выше дома, выше крыш
Поднять руки вверх
Пароход им - как малыш!
Пальчиками обеих рук показать "мало"
Дети подходят к столам. На столах для каждой пары приготовлены стаканы с пресной водой, картофель, ёмкости с солью, ложки.
Ребята, у вас в стаканах речная пресная вода, картофель - это кит. Давайте выпустим «кита» в стакан с пресной водой. Что стало с «китом»? (ответы детей). Выньте «кита».
Теперь добавьте в воду соль, размешайте как следует и запустите «кита». Что произошло? (ответы детей).
В какой воде кит легче, в какой тяжелее? Какой можно сделать вывод? (ответы детей, воспитатель помогает правильно сформулировать)
Ребята, как мы можем сделать волны? (ответы детей) Попробуйте подуть. Как надо дуть? (ответы детей)
Познавательно-исследовательская
Чтение энциклопедии - акула
Количественный счёт Погружаемся дальше. Сейчас мы узнаем, кто в море обитает в толще воды.
Воспитатель предлагает детям опустить в таз вторую салфетку с водорослями. Из водорослей появляются акула. Педагог предлагает детям выбрать картинки акул и прикрепить их на панно в середину.
Что вы знаете про акулу? Что может помочь нам узнать новую информацию про акул? Давайте прочитаем, что говорится про акул в энциклопедии.
Факты про акулу:
1. Акулы совсем не чувствуют боли.
2. Кожа акулы жесткая и толстая, до 10 см толщиной.
3. У акул скелет не имеет костей. Он состоит из хрящей.
4. У акул зубы меняются постоянно, и новые вырастают всего за 10 дней.
5. Тигровые акулы обладают настолько сильными челюстями и острыми зубами, что способны прокусить панцирь морской черепахи.
6. Акулы-мако способны выпрыгивать из воды на высоту двухэтажного дома.
7. Фонарные акулы могут светиться в темноте.
8. Гренландская полярная акула — самая медлительная рыба, но в ее желудке были обнаружены северные олени, белые медведи и чрезвычайно быстрые тюлени.
9. Эполетная кошачья акула может использовать свои плавники как ноги, чтобы ходить, когда уровень воды слишком низкий.
10. Китовые акулы размером примерно с автобус.
Как называется книга, в которой написаны научные сведения о животных или предметах? Какой интересный факт про акул вы запомнили?
Смотрите, в энциклопедии лежат какие-то картинки. Кто на них изображен? А как вы думаете, на какой картинке акул больше всего? Давайте проверим.
Педагог предлагает детям карточки с одинаковым количеством больших и маленьких акул, но с разным расположением (вразброс, в линию, по периметру). Дети считают и делают выводы.
Познавательно-исследовательская
ИКТ – осьминог
Согласование числительного с существительным Давайте узнаем, кого в море мы встретим на дне.
В таз с водой опускается третья салфетка. Появляется осьминог. Педагог предлагает детям выбрать картинки осьминогов и прикрепить их на панно вниз.
Что вы знаете про осьминогов? Давайте посмотрим научный фильм про осьминога.
Просмотр научного фильма (1 мин. 20 с.)
Что интересного узнали про осьминога?
Весёлые осьминожки просят их сосчитать, при этом надо называть и число, и слово «осьминог».
Дети считают осьминогов: один осьминог, два осьминога и т. д.
Познавательно-исследовательская
Коммуникативная
Рефлексия На столе стоят 5 стаканчиков с картинками («Глобус», «Суша-вода», «Кит», «Акула», «Осьминог»).
Что нового, интересного вы сегодня узнали? Что узнали про глобус? Про животных суши и воды? Про кита? Про осьминога? Про акул?
Дети отвечают и кладут камешек в тот стаканчик, про что или про кого они узнали новую информацию.
Коммуникативная