Екатерина Карпенко
Конспект НОД по развитию речи «Живое Черное море» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«ЖИВОЕ ЧЕРНОЕ МОРЕ»
для детей старшего дошкольного возраста
(с учетом регионального компонента, с использованием
здоровьесберегающих технологий, песочной терапии и ИКТ)
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Карпенко Е. А.
Актуальность:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Живое Черное море“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Черное море – богатство нашего края! Такое знакомое-знакомое, но таинственное и загадочное. Используя в своей работе игры и пособия о морских обитателях я задумалась о том, что мир нашего моря значительно отличается от мира других морей и океанов. Это связанно и с его месторасположением, и особенностями лежащих глубоко под водой земных пород. Именно поэтому мне захотелось познакомить детей с данной темой ближе – темой живой природы Черного моря. Учитывая региональный компонент Крыма и насытив занятие различными инновационными и здоровьесберегающими технологиями, я попыталась окунуть ребят в виртуальное путешествие по просторам морских глубин Черного моря.
Программное содержание:
Цель: развивать речь детей посредством игровых технологий.
Задачи:
- образовательные:
• уточнить и актуализировать знания и представления детей о флоре и фауне Черного моря.
• актуализировать и активизировать словарь по лексическим темам: «Родной край» и «Животный мир морей и океанов»;
• совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов, образование относительных прилагательных); подбор существительных к прилагательным, согласование слов в предложении;
• стимулировать речевую активность детей, поддержание диалога, умение формулировать полный ответ;
- развивающие:
• развивать чувство рифмы и ритма;
• развивать воображение, умение отгадывать загадки;
• развивать фонематические процессы, закреплять правильное звукопроизношение в самостоятельной речи, автоматизировать звук Р в словах и предложениях;
• развивать слуховое внимание и восприятие;
• развивать межполушарные связи;
• развивать мелкую, тонкую и общую моторики, артикуляционную моторику.
- воспитательные:
• воспитывать гуманное отношение к природе;
• формировать чувство сопереживания, сочувствия;
• формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности.
Место проведения: МБДОУ №49 «Золотой петушок» г. Симферополя.
Материалы и оборудование:
• звукозаписи: морской прилив, релаксационная музыка;
• проектор, экран, презентация;
• песочница;
• раздаточный материал «Ракушки», животный мир морей (по загадкам);
• жемчужины.
Предварительная работа: совместное рассматривание лэпбука «Черное море», книг, картин, разучивание стихотворений и загадок о морских обитателях, создание совместно с родителями и воспитателем фотоальбома «Мое лето!»
Ход НОД:
1 слайд. Титульный
2 слайд.
1. Минутка вхождения в день.
Логопед: Доброе утро, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня в сад? (предварительные ответы детей, например: - Мое настроение радостное, как радуга! – А мое – весёлое, я сегодня солнышко. – А я сердитое, я – тучка! А мне плакать хочется, я – дождик. И т. д.)
(Обращение к «Тучкам» и «Дождикам») А хотите, мы поможем вам, ребята, стать веселыми и радостными, как мы?
Давайте возьмемся за руки. Это наш круг радости! Посмотрите друг на друга и подарите друг другу улыбку, поделитесь хорошим настроением с друзьями. Повторяйте за мной:
Пусть наша добрая улыбка
Согреет всех своим теплом!
Напомнит вам, как надо в жизни
Делиться счастьем и добром!
Дети прислоняют сложенные вместе
руки к сердцу.
Протягивают руки от сердца в центр круга. Берут друг друга за руки.
(Картотека развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, автор-составитель Александрова Е. В.).
Правда, так радостно чувствовать тепло рук своих друзей?
Дети: Да!
Логопед: Ну вот и отлично!
2. Блиц-опрос «Кто знает?» (с использованием ИКТ).
Логопед: А кто может рассказать, в какой стране мы живем?
Дети: Мы живем в России!
3 слайд.
Логопед: Верно! (На экране появляется карта России).
А как называется полуостров, на котором мы живем?
Дети: Наш полуостров называется Крым. (На этом же слайде Россия увеличивается в масштабе, появляется Крым).
Логопед: Правильно (жестом обращает внимание детей на презентацию). А кто может сказать, какими морями омывается Крым?
Дети: Наш полуостров омывается Черным и Азовским морями.
Логопед: Да! А в каких городах Крыма можно увидеть море?
Дети: Море можно увидеть в Алуште, Ялте, Евпатории, Саках, Керчи, Феодосии и т. д.
Логопед: А в Симферополе есть море?
Дети: Нет! Чтобы увидеть море, нам нужно выехать из Симферополя на машине или автобусе и добраться до морских городов.
Логопед: Ребята, хотите прямо сейчас оказаться на море? Где можно полежать на жарком песочке, погреться в лучах жаркого солнышка, послушать шум волн, охладиться, выпив прохладного лимонада, съесть кусочек вкусного мороженного, или просто окунуться в наше море? А самое главное, что это путешествие будет совсем без автобусов, машин и электричек? Раз – и вы уже там!
Дети: Хотим!
Логопед: Тогда закрывайте глазки и слушайте…
3. Слушание рассказа (развитие воображения).
4 слайд - анимация. Одновременно звучит шум и «мелодия» моря.
Логопед: Войдем в море? Наденем маски и – вниз! Это так просто – разорвать блестящую пленку поверхности, взмахнуть ластами и оказаться в другом мире – легко лететь сквозь бирюзовую воду, соскользнуть к солнечным зайчикам на песчаном дне…
От нас метнулись быстрые молодые ставридки и бесшумно отлетел краб-отшельник. А ты взмахнул руками и полетел дальше. И вот ты видишь, как по песку ползают тяжелые рапаны, скользят невесомые и незаметные камбалы… А вот и опасный колючий ерш!
Среди множества водорослей притаился морской конек, а прямо перед твоим носом проплыла барабулька… Ой, еще одна! И еще одна! А если перевернешься, то в бирюзовой толще воды сможешь увидеть как плавают прозрачные, будто кисель, медузы, словно танцуют в медленном танце.
Мир черного моря так прекрасен и удивителен!
(автор: А. Вершинин «Живое Черное море»).
Логопед: Открывайте глазки! Вот мы и оказались на море! Скажите, а какое море вы увидели?
4. «Подбери слово».
Дети: Прозрачное, чистое, спокойное, дружелюбное, живое и т. д.
Логопед: А про что еще можно сказать «Прозрачный»?
Прозрачный – лес, ручей, лед…
А про что можно сказать «Чистая»?
Чистая – вода, посуда, правда…
А что может быть «Живое»?
Живое – существо, пение, общение…
Звучит релаксационная мелодия.
5. Релаксационное упражнение в песочнице «Море».
Логопед: Посмотрите, а вот и морское дно! (Дети проходят к песочнице). Оно ровное и гладкое. Море умиротворенное. (Дети плавно разглаживают песчинки, стараются не нарушить «морского спокойствия»). А всегда ли бывает море спокойным? Каким оно бывает?
Дети: Оно бывает угрюмым, бушующим, бурлящим, темным, страшным, жутким. Во время шторма волны поднимают песок и обнажают много интересных вещей, спрятанных там годами… (Дети ныряют в песок пальчиками, имитируют шторм на морском дне и находят там морские камни).
Логопед: Но ветер на море успокаивается, и волны становятся все тише и тише… (Дети опять разглаживают песок и отряхивают руки, музыка затихает).
6. Кинезиологическое упражнение «Море»
а) Море, утренней волной,
Принесет на берег свой
б) И оставит для детей
Уйму нужных им вещей:
в) Камни, гладкие, как мыло
(Ими Море волны мыло);
г)Тину, словно прядь волос
С гребешка стряхнул Утес;
И принцесс морских игрушки –
Настоящие ракушки.
а) Дети соединяют большие пальцы колечками с другими (от указательных до мизинцев и обратно) одновременно на обеих руках.
б) Затем соединяют пальцы разноименных рук друг с другом по очереди: большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки, и наоборот, и так до мизинца.
в) Поглаживание рук сначала правая сверху, затем левая.
г) «Стряхивание» - резкое разжимание кулачков обеих рук одновременно.
Руки берут в замок.
7. «Скажи правильно»
Логопед: Посмотрите, какие ракушки вынесло на берег. (Демонстрирует детям ракушки) Ой, мне кажется там что-то пищит? Слышите?
Дети: Там кто-то спрятался…
Логопед: Как знать? Может и спрятался, а может ракушки захватили кого-то в плен? Как же нам узнать? Оказывается, если посмотреть сквозь предмет на солнце, то через его тонкую стенку можно что-то и увидеть. Но солнышко сегодня светит слабо, чем же можно заменить солнце?
Дети: Солнце можно заменить фонариком или лампочкой!
Логопед: Давайте попробуем! Маша, кто у тебя в ракушке? А у тебя?
(Дети автоматизируют произношение звука Р в предложении «У меня в ракушке…»: краб, рыба-ёрш, морской окунь, морской конек, рапан, катран, барабулька, водоросли)
Логопед: Давайте поможем им освободиться? Если ракушку отпустить в море, то она от соленой воды сама раскроется и выпустит своего пленника. (Дети выкладывают ракушки на морское дно).
5 слайд – анимация.
8. «Доскажи словечко»
Логопед: А кто еще живет в черном море? Отгадайте мои загадки. (По мере отгадывания загадок на экране появляются эти обитатели Черного моря, а в песочницу выставляются макеты).
Вновь играя и шаля
Перед носом корабля
Над водой мелькают спины, -
Мчатся шустрые… (дельфины)
Он рыбешка, потому
Никогда не скажет «Му»!
Но малек, иль старичок,
Все равно зовут … (бычок)
Плавает прозрачный зонтик
«Обожгу! – Грозит. – Не троньте!»
Лапки у нее, и пузо,
А зовут ее… (медуза)
Ракообразная малышка
Меняет цвет – уж это слишком!
Морских глубин цветная детка
Ты симпатичная… (креветка)
Вот так рыба – просто чудо
Очень плоская – как блюдо!
Оба глаза на спине
И живет на самом дне.
Очень странные дела…
Это рыба - … (камбала)
6 слайд.
Логопед: А еще одну загадку отгадаете?
Только снаружи ракушка проста,
Внутри – удивительная красота,
Если песчинка в нее попадает,
В белую бусинку ее превращает. (Жемчужина)
9. Кинезиологическое упражнение «Жемчужина»
а) Я была простой песчинкой
На бескрайнем дне морском
б) От других – неотличимой
И невзрачной – но потом…
в) Я к моллюску в дом попала
И красавицею стала –
г) Перламутрова, кругла
В сто раз больше, чем была.
д) И зовусь заслуженно
«Крымская жемчужина»
а) Поочередно соединить кулачки и ладошки под ритм.
Соединить пальцы в замок на каждый ритм смещаться на 1 палец влево-вправо.
б) Соединить ладони и раскрыть «Раковину»
в) Тереть ладонь о ладонь, имитировать круг
г) Увеличивать круг, раскрывая руки все шире и шире.
д) Катать воображаемую жемчужину в руках. Поднять ее над головой.
10. Окончание занятия.
Логопед: Ну что ж, пора нам домой? А на прощание нам Черное море дарит настоящие драгоценные жемчужины. Берегите их, храните. (Логопед вручает детям пакетики с жемчужиной). А теперь зажмуримся и скажем волшебные слова: Раз, два, три… В садик, Море, нас верни! (Дети повторяют и возвращаются в сад).
7 слайд.
Логопед: Ну что? Понравилось вам наше путешествие? Мы обязательно еще куда-нибудь отправимся! Правда?