Екатерина Фролова
Конспект занятия «Кто рисует картинки в книжках?» с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с детьми средней группы
Кто рисует картинки в книжках? (знакомство с творчеством художника – иллюстратора Е. И. Чарушина)
Воспитатель: Фролова Е. А.
МДОАУ №103
Направление: художественно-эстетическое направленность.
Область: приобщение к изобразительному искусству.
Цель: Дать детям представление о творчестве художника - иллюстратора детской книги Е. И. Чарушина.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Кто рисует картинки в книжках?“ с детьми средней группы» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
- Развивать умение выделять средства выразительности в работах Е. И. Чарушина.
- Знакомить со средством выразительности графики – штрихом.
- Учить различать работы художников Е. Чарушина и Ю. Васнецова, ориентируясь на манеру письма и использование цвета в графике.
- Закреплять артикуляцию звука «ш» в речи.
- Развивать художественное восприятие иллюстраций.
- Воспитывать интерес к детской книге.
Работа над словарё м:
Активизация: иллюстрация, художник – иллюстратор, художник-анималист.
Пассивный словарь: натуральные цвета, профессия.
Методы и приемы:
Наглядные (показ иллюстраций, книг Е. И. Чарушина)
Словесные (беседа, вопросы к детям)
Игровые (пальчиковые игры, рисование)
Педагогические технологии: игровые.
Здоровье сберегающие технологии: пальчиковые игры, частая смена вида деятельности.
Создание среды : сказочный персонаж игрушка Незнайка, игрушка-мышка, аудиозапись таинственной музыки, книги, портрет художника-иллюстратора Е. Чарушина, иллюстрации художников Е. Чарушина и Ю. Васнецова.
Предварительная работа:
Чтение книг и рассматривание иллюстраций Е. И. Чарушина.
Игры «Кого нарисовал художник?», «Угадай, кто нарисовал?», «Художники- иллюстраторы детских книг»
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Ход занятия
Организационный момент: дети стоят в кругу и выполняют движения по тексту.
Мы пришли в детский сад (имитируем ходьбу)
Лёша рад и Витя рад,
И, конечно, все ребята (хлопаем в ладоши)
Нашей встрече очень рады!
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку? «Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита» (книга)
Воспитатель: Книга – наш большой друг и помощник. Из книг мы узнаем много нового и интересного. А какие книги вам больше всего нравятся с картинками или без?
Дети называют любимые книги.
Воспитатель вносит игрушку-Незнайку. Незнайка здоровается с детьми.
Воспитатель: Ребята, кажется Незнайка, что- то хочет мне сказать на ушко.
Послушайте, что мне рассказал Незнайка. Он любит читать книги. Но больше всего обожает рассматривать картинки, они такие красивые и интересные. Только Незнайке не понятно, почему в разных книжках картинки не похожи, то они сказочные, то, как - будто настоящие. И еще он хочет знать, кто же их рисует? Может быть мы с вами поможем Незнайке разобраться?.
Воспитатель: Хорошо, Незнайка, конечно, мы тебе поможем. Ребята, скажите, кто рисует картинки в книжках!
Дети: Рисует художник.
Воспитатель: Не совсем, так. Художник рисует картины, а иллюстрации – это книжная графика. Поэтому иллюстрации создает художник – иллюстратор. А чтобы поближе с ними познакомиться, давайте отправимся на выставку замечательного художника – иллюстратора Евгения Ивановича Чарушина.
Раз, два, три повернись,
На выставке художника окажись!
(звучит таинственная музыка, воспитатель разворачивает стенд).
Воспитатель: Открывайте глаза, посмотрите на стенд. Это Евгений Иванович Чарушин - писатель и художник - большой друг зверей и птиц. Как зовут этого художника?
Воспитатель: Родился Евгений Иванович Чарушин в Вятке. Всё своё детство он провёл в лесном крае. Ещё совсем ребёнком вместе с отцом он часто бывал в лесу, бродил по полям, наблюдая повадки зверей и птиц. Дома у него всегда жили кошки, собаки, кролики, утки. Вместе с родителями маленький Женя ухаживал за животными, лечил их, спасал от беды. Мальчик внимательно наблюдал за поведением и привычками животных. Все в их жизни было ему интересно. Позднее, когда он вырос и стал художником, то начал писать рассказы о животных и рисовать их. Больше всего Евгений Иванович любил рисовать детёнышей животных.
Посмотрите на эту иллюстрацию – кто здесь изображен?
Дети: Это волчонок.
Воспитатель: Правильно, маленький волчонок. Он похож на щенка, но это будущий волк. Что вы можете сказать про волчонка? Какой он?
Дети: Маленький, серенький, мохнатенький, одинокий, грустный, несмышленый и т. д.
Воспитатель: Давайте подумаем, почему, он грустный?
Дети: Его мама ушла на охоту, и он остался один, ему стало страшно.
Воспитатель: Хотелось бы пожалеть волчонка и успокоить его?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте подумаем, что с волчонком произошло дальше?
(Предположения детей)
Воспитатель: Кто же изображен на следующей иллюстрации?
Дети: На иллюстрации изображён котенок.
Воспитатель: Его зовут Тюпа. Он чем-то очень занят? Что он делает?
Дети: Котёнок ловит птиц.
Воспитатель: Расскажите, какой котенок?
Дети: Маленький, пушистый, неуклюжий.
Воспитатель: Обратите, внимание, что зверята у Чарушина изображены всегда в движении: бегают, прыгают, играют, и т. д. Что делает волчишко? Что делает котенок?
Дети: Волчонок лежит на траве. Он скучает. Котенок, бегает за птицей.
Воспитатель: Рисовал Е. И. Чарушин своих животных карандашом и красками. То сильнее нажимая карандашом, то еле касался бумаги. Поэтому мех у животных пушистый, то светлее, то темнее. Посмотрите внимательно на них и скажите, какие цвета использовал художник, изображая животных?
Дети: Серые, белые, коричневые, др.
Воспитатель: Правильно, он использовал натуральные цвета, такие как в жизни, в природе.
Посмотрите, какие трогательные, беспомощные и интересные животные на иллюстрациях. Рисунки Евгения Ивановича не спутаешь ни с чьими другими. Все его звери нарисованы как живые - хочется погладить их пушистую шерстку.
Воспитатель: Ребята, а кого чаще всего рисовал художник Е. И. Чарушин?
Дети: Он рисует животных и птиц.
Воспитатель: Художников, которые рисуют только зверей и птиц называют анималистами, от латинского слова «анимал», что означает «животное». Поэтому Е. И. Чарушина можно назвать художником-анималистом.
Воспитатель: Как называют художников рисующих только зверей и птиц? (инд. и кол. ответы)
У меня в руках маленькая пушистая мышка. Давайте с ней поиграем.
Проговаривание чистоговорки. «Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
Воспитатель: Хорошо. А теперь давайте представим себя маленькими зверушками и поиграем.
/Физкультминутка/
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках
А потом на пятках
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишко,
Посидим, как олененок,
И продолжим путь.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Угадай - ка!». Посмотрите на эти две иллюстрации и отгадайте, какую нарисовал Евгений Чарушин, а какую другой художник. С ним мы знакомились раньше. Это Юрий Васнецов. (дети рассматривают и объясняют свой выбор).
Воспитатель: Теперь вы знаете, ребята, что профессия художника - иллюстратора очень важна, они делают книги интересными и запоминающимися.
Воспитатель: Ребята, выставка закрывается.
Незнайке пора возвращаться в свою сказку.
Он говорит вам спасибо.
А нам пора возвращаться. Закроем глаза.
Вокруг себя обернись,
В группе снова окажись!
Вот мы и дома.
Рефлексия
Воспитатель: Где мы с вами сегодня побывали?
С кем познакомились?
Кто рисует картинки в книжках?