Наталья Антипова
Конспект ОД по развитию речи по мотивам сказки Е. Р. Железновой «Кто починил мосток» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по развитию речи с детьми подготовительной группы
(по мотивам сказки Е. Р. Железновой «Кто мосток починил?»)
Программное содержание:
Воспитывать интерес к истории своей Родине – России («Социализация»).
Публикация «Конспект ОД по развитию речи по мотивам сказки Е, Р, Железновой „Кто починил мосток“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Уточнить знания детей о ремеслах и занятиях людей в русской крестьянской общине, не связанных с земледелием: печника, гончара, мельника, кузнеца, плотника, об особенностях их труда, инструментов («Познание»).
Показать возможности существовавшего товарообмена: показать взаимозависимость людей разного рода занятий в крестьянском сообществе.
Предоставить детям возможность посредством экспериментов и проведения опытов с мукой и глиной проверить их свойства. Развивать умение делать самостоятельные выводы и умозаключения («Познание»).
Опираясь на опыт детей, и учитывая их предпочтения, использовать мультимедийную презентацию с элементами анимации с последующим обсуждением и выполнением с воспитателем и сверстниками необходимой деятельности («Социализация»).
Продолжать работу по обогащению обществоведческих слов: ремесла, ремесленники, профессии («Коммуникация»).
Развивать творческое, активное воображение («Познание»).
Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций и отгадывание загадок про русские ремесла. Рисование и раскрашивание печника, гончара, кузнеца. Поиск информации о древних профессиях и оформление альбома «Ремесла на Руси», чтение и обсуждение сказки «Кто мосток починил?»
Предварительная работа воспитателя
• Подготовить демонстративный и раздаточный материал.
• Приготовить музыкальную фонограмму, мультимедийную презентацию.
Оборудование: мультимедийная установка, столы для оформления выставки, мешочек с глиной, глиняный горшочек, мешочек с мукой для эксперимента, лупы, деревянный конструктор, инструменты мастеров.
Ход ООД:
Дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их. (Здравствуйте.)
По дорожке мы скакали, мы скакали, мы скакали
В круг ребята встали.
(дети образуют круг)
На широкой Руси нашей матушке
Колокольный звон разливается,
А у нас в этом зале, ребятушки. Путешествие славное начинается.
-Ребята, сегодня у нас с вами необычное путешествие, а как вы думаете, чему мы его посвятим? С кем встретимся? (дети рассматривают выставку рисунков и книг, расположенную в зале). Выслушиваются ответы детей.
-Правильно, наше путешествие мы посвятим ремеслам на Руси, а люди, которые ими занимались – ремесленниками. На Руси издавна жили и трудились люди, которые занимались земледелием, т. е. пахали землю, сеяли хлеб, но были и люди, которые обладали особыми умениями, к ним относились мастера: посмотрите какие. Ответы детей
- Мне так понравились ваши рисунки, что задумала я вам рассказать сказку, да сказку не простую, а про ремесла и их важности в жизни людей, хотите ее услышать….
Но вы знаете, в дороге всякое бывает, и мне может понадобиться ваша помощь, поможете?
Ну, а чтобы сказка получилась яркой и увлекательной, нам будет помогать экран. (детям предлагается присесть на стулья возле экрана)
- Давным-давно под красным солнышком, под ходячими облаками стояла деревенька «Невеличка»(повествование сопровождается песней музыка Е. Левдокимова, слова А. Карасева «Что же вышло»).
Подними ладошки выше
И сложи над головой
Что же вышло? Вышла крыша
А под крышей мы с тобой.
дети выполняют гимнастику
А жили в той деревеньке, те самые мастера. Жили, не тужили, все подряд мастерили.
И была в этой деревне речка, не глубокая, но очень быстрая.
Подними ладошки выше
И сложи перед собой.
Что же вышло? Вышел мостик
Мостик крепкий и прямой.
дети выполняют гимнастику
- А мосток - то непростой, деревянный вот какой! Стоит, поскрипывает, да не жалуется, дело свое честно выполняет.
Много лет прошло, много воды в речке утекло, стал мосток уже не тот: перила надломились, опоры подкосились. И стали люди обходить мосток стороной.
Стал грустить мосток без работы-заботы, искать, кто же ему поможет?
Поможем мостику найти мастера, который его починит? (Поможем.)
По дорожке мы шагали, мы шагали, мы шагали.
Кирпичи мы увидали.
В другом углу зала часть стены из кирпичей
Печнику привет!
-Ребята, а чем занимается печник? Как думаете, может печник помочь?
(ответы детей).
-Здравствуй, печник! Мы к тебе за помощью, починил бы ты мосток -переправу, подладил. (с поклоном)
Печник:
Не серчайте, ремесло у меня иное, кирпичи брать да печи ровно класть.
Ребята, может вы тоже попробуете заняться этим ремеслом.
(Задание: выложить из геометрических фигур - печь.)
Не всякий человек может сложить печь, а только настоящий мастер, чтоб и грела хорошо и не дымила.
Я предлагаю взять с собой глины. (дети получают глину в мешочке и идут дальше)
(на экране слайд с изображением гончара)
Воспитатель: Правильно, гончара. Чем занимается гончар?
Воспитатель: Здравствуй гончар! Мы к тебе за помощью, вот тебе глина,
починил бы ты мосток-переправу, подладил
Гончар: Не серчайте, мое ремесло другое – посуду мастерить, а не мосты править. Вот возьмите горшочек, да ступайте дальше.
Подвижная игра «Гончары» (Спросить у детей кто такой купец)
Дети делятся на пары и распределяются по кругу. В каждой паре один ребенок «горшок» - сидит на полу, другой стоит за ним – «хозяин». В центре круга «купец», он ходит по «базару» (внутри круга, рассматривает «горшки», выбирает для покупки. Подходит к одной паре.
Купец: Хозяин, твой горшок?
Хозяин: Мой
Купец: Почем продаешь?
Хозяин: По 5 рублей (ответы могут быть разными).
Купец: Ой, что-то дорого пойду к другому.
Хозяин: Не уходи, постой, возьми мой.
Купец: Ладно, беру
Купец выходит из круга, берет хозяина за руки. Раскачивают руками и поют вместе со всеми детьми.
Чичары, чичары собирайтесь гончары
Покупайте горшки, а теперь скорей беги.
Хозяин и купец разбегаются в разные стороны, обегают круг и возвращаются к сидящему «горшку». Кто добежит первым, становится «купцом», кто проиграл «горшком», а сидящий «горшок» становится «хозяином».
По дорожке мы скакали, мы скакали, мы скакали….
Видят мешок стоит, что же в мешке лежит?
Воспитатель предоставляет детям возможность не глядя в мешок, т. е на ощупь, по запаху, на вкус определить содержимое мешка.
Воспитатель: К какому мастеру мы с вами попали? (К Мельнику)
- Здравствуй, мельник, вот тебе горшок, починил бы ты мостик, подладил? (с поклоном)
Мельник: Не серчайте, мое ремесло иное – зерно в муку молоть, возьмите муки да ступайте дальше.
Воспитатель предлагает детям провести ряд опытов. Делим детей на две команды: первая команда проводит эксперименты с мукой, другая с глиной.
Возьмем стаканчик и аккуратно насыплем немного муки на лист бумаги. Легко ли сыплется мука? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Как вы считаете, что легче высыпать – муку или глину? Мука рыхлая, сыпучая, а глина –сыплется плохо, слипается комочками.
Из чего состоят мука и глина? С помощью какого прибора мы можем узнать, из чего состоят мука и глина? (лупа). Мука состоит из мелких частиц, которые не прилипают друг к другу,а глина-из маленьких частиц, которые прилипают друг к другу. Как мы еще можем узнать о свойствах муки и глины? Попробовать нарисовать на муке и глине что – нибудь руками, во что легче воткнуть палочку?
- Ребята, а как вы думаете, можно ли с помощью муки починить мосток? (Ответы детей)
По дорожке мы бежали, мы бежали, мы бежали
И кого мы повстречали?
Воспитатель: Я предлагаю посмотреть на экран. (Где появляется картинка с изображением инструментов, которыми работает кузнец, дети называют сами профессию
Кузнеца мы повстречали.
Воспитатель: Здравствуй, кузнец, мы к тебе за помощью, починил бы ты мосток-переправу подладил? (с поклоном)
Кузнец: Не серчайте, мое ремесло иное у наковальни стоять, молот крепко держать и делать изделия из металла. Возьмите топор, да ступайте дальше.
- По дорожке мы шагали, мы шагали и долго думали, из чего же сделан наш мостик? (Из дерева)
Плотник: Сколочу вам лавку, стол,
Да еще скамейку.
Вовсе не охотник,
А самый лучший ….(ПЛОТНИК)
Воспитатель: А кто из мастеров работает с деревом? (плотник)
-Здравствуй, плотник с деревом работник, вот тебе топор, починил бы ты мосток, подладил?
Плотник: Вот это моя работа!
-Обрадовался плотник, принялся за работу, а мы ему в этом и поможем.
Под руководством воспитателя с помощью деревянного конструктора дети строят мосток.
Ребята, а как вы думаете, сейчас такие чудо мастера есть в нашей жизни?
А какой мастер вам понравился больше всего. С кем вы бы хотели встретиться еще? т. д
Плотник: Принимайте, люди добрые, работу плотницкую. Служи мосток – переправа.
-А я знаю пословицу о ремёслах «Кто что знает, тем и хлеб добывает.» Она означает то, что у каждого мастера своё дело. Поэтому каждому человеку нужно уметь что-то делать. И дело это человек должен любить и делать его хорошо.
-К каким мастерам мы обращались за помощью, чтобы починить мостик?
Воспитатель: Бежит под мостом речка, светит солнце красное, несет службу исправно мосток – переправа.