Наталья Горячева
Конспект занятия с детьми 5–6 лет «Путешествие по сказкам» с использованием ТРИЗ технологий
▼ Скачать
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида детский сад «Березка»
Конспект занятия с детьми 5-6 лет
«Путешествие по сказкам»
с использованием ТРИЗ технологий
выполнила:
Горячева Наталья Геннадьевна
Педагог – психолог
1 квалификационная категоря
МКДОУ «Березка»
Публикация «Конспект занятия с детьми 5–6 лет „Путешествие по сказкам“ с использованием ТРИЗ технологий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
структурное подразделение
«Звездочка»
Вихоревка 2023 уч. г.
Цель: Закрепить у детей знание сказок и их названий.
Задачи:
• Активизировать словарный запас детей;
• Развивать связную речь дошкольников;
• Способствовать развитию интереса детей к окружающему миру;
• Развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание;
• Формировать умение выделять отличительные признаки путём сравнения, находить оригинальные решения;
• Воспитывать интерес к художественной литературе.
Материалы и оборудование: зонтик с лентами, деревья, клубок, сундук с картинками (самовар, велосипед, свеча, мыло, игрушка-лягушка, карта, волшебная книга со сказками (подарок, пень, задания.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, сказок К. И. Чуковского, рассматривание иллюстраций к сказкам, дидактические игры «Хорошо — плохо», «Придумай рифму».
Ход занятия
Психолог:
Станем рядышком, по кругу
Скажем «Здравствуйте!» друзья
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
Доброе утро!
Психолог: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки.
(Дети здороваются и присаживаются на стульчики).
Психолог: Ребята, я вчера получила посылку от доброго сказочника. Я знала, что пойду к Вам в гости поэтому взяла ее с собой. Давайте откроем ее и посмотрим, что в ней. Письмо.
(открывает и читает)
Здравствуйте, ребята, пишу вам в детский сад «Звездочка» с просьбой о помощи. Баба Яга забрала главную книгу сказок и спрятала ее. И героям сказок там очень страшно взаперти. А куда спрятала, не сказала. Для того чтобы отыскать волшебную книгу, нам нужно отправится в страну сказок и выполнить 6 заданий, после всех выполненных заданий вы получите подсказки.
Психолог: Ребята, поможем доброму сказочнику? А вы добрые? Отзывчивые? Сказки любите? Тогда у вас все получится! (ответы детей)
Психолог: Как вы думаете, что такое сказка?
Дети: Сказка- это волшебный мир. Сказка – это чудо
Психолог: Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, не реальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети и взрослые.
Психолог: Пора отправляться в страну сказок. А как же нам туда попасть? (ответы детей)
Психолог: В посылке есть что-то еще… (достает «зонт с ленточками») Как вы думаете, что это? (ответы детей)
Психолог: А, сейчас я, предлагаю отправится в путь.
Полетели карусели
Завертелись, закружились
На полянку приземлились
А полянка не простая, вся как солнце золотая
В сказку нас она зовет. (проводится игра с зонтиком, каждый ребенок берется за ленточку идет по кругу и произносит слова, закрыв глаза)
Психолог: Вот мы в сказочной стране. Посмотрите, как здесь красиво. Кругом цветы! Но что-то не так на этой поляне! (на поляне ромашки и один гриб) (берет гриб и находит первое задание)
А вот и первая подсказка (педагог задает вопросы а дети отвечают)
Психолог: — Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел? (дети - Колобок)
Психолог: — Кто съел козлят (дети -волк)
Психолог: — Кто пришел в гости к медведям? (Маша)
Психолог: — В какой сказке дед бил, бил и не разбил? (Курочка Ряба)
Психолог: — Что выросла «Большая – пребольшая»? (Репка)
Психолог: — Что случилось с ледяной избушкой? (растаяла)
Психолог: — Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке? (Медведь)
Психолог: Кому девочка несла пирожки? (Бабушке)
Психолог: молодцы ребята, сказки хорошо знаете
Психолог: Назовите сказку в названии которых есть число.
(Возможные варианты ответов детей)
— Три медведя
— Волк и семеро козлят
— Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
— Три поросёнка
(подсказка спрятана под ромашкой получают 1 подсказку)
Психолог: С этим заданием справились. Будьте готовы к тому, что в сказочной стране происходят чудеса.
Психолог: Ребята лес волшебный перед нами, тишина кругом стоит.
А как вы думаете в волшебном лесу, какие звери живут (ответы детей)
Психолог: Что необычного в сказочном лесу?
-На ёлки растёт яблоко
А вот и следующее задание (Задание 2- яблоко)
На овчарку он похож, что не зуб — то острый нож,
Он бежит оскалив пасть, на овцу готов напасть. (волк)
— Какой в сказках бывает волк?
(злой, зубастый, и т. д)
Психолог: Назовите сказки в которых есть волк?
— Колобок
— Теремок
— Рукавичка
— Красная шапочка
Психолог: Мы с вами знаем, что сказочные герои, в том числе и волк, обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. Давайте поиграем в игру, которая называется наоборот. Для игры мы возьмём волшебный клубок. Я буду вам его бросать, и называть слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением.
Добрый – злой
Быстрый — медленный
Светлый — темный
Грустный – весёлый
Радостный – печальный
Сытый – голодный
Трусливый – храбрый
Сильный — слабый
Психолог: Давайте посмотрим, есть для нас подсказка… Есть! Значит и с этим заданием мы справились. (получают 2 подсказку) Продолжаем наше путешествие. Смотрите перед нами речка, а как попасть на другой берег?
(ответы детей)
(переправляются через речку)
Психолог: Посмотрите, камень лежит прямо на тропинке, надо его убрать, чтобы никому не мешал. (под камнем находят 3 подсказку)
Психолог: Куда мы попали? Что там растет?
(Растет яблоня)
Психолог: — Из какой сказки это дерево?
(Это дерево из сказки «Гуси-лебеди»)
Психолог: А, что там под яблонькой лежит?
Под яблонькой чудесный сундучок
Давайте посмотрим, что же в нем? (дети присаживаются на стульчики)
(сундучок открывается, из него достаем чемоданчик Айболита)
Психолог: Из какой это сказки?
(сказка «Айболит»)
Психолог: А кто написал эту сказку?
(Корней Иванович Чуковский)
Психолог: Что-то ещё лежит в сундучке. А здесь картинки. Давайте рассмотрим их (самовар, велосипед, мыло, свеча).
В какой сказке встречаются эти предметы?
(Муха-Цокотуха, Тараканище, Мойдодыр)
Психолог: Ребята, эти картинки напомнили мне еще одну игру, которая называется «хорошо-плохо»
В каждой картинке можно найти хорошее и плохое.
(в самоваре хорошо, что можно пить тёплый чай, а плохо то, что можно обжечь руку)
(мыло – может отмыть грязь, плохо- может попасть в глаза и будет щипать).
(в велосипеде хорошо то, что на нём можно кататься, плохо т, что можно упасть) (получают 4 подсказку которая лежит в сундучке)
Психолог: Готовы отправиться дальше?
Психолог: Подождите, не спешите, смотрите какая высокая трава, будем идти, высоко поднимая колени. Куда мы с вами вышли? (болото) Ой, смотрите кто там? Кто это ребята?
(царевна-лягушка)
Психолог: Давайте с ней поздороваемся. (берет лягушку и подносит к уху) Ребята, царевна – лягушка сказала мне, что следующее задание находится под кувшинкой (задание5-кувшинка)
Придумать слова-рифмы к слову лягушка
(дети - лягушка—хлопушка, лягушка—подушка, лягушка—хохотушка, лягушка—попрыгушка, лягушка—толстушка)
(получают 5 подсказку)
Динамическая пауза под музыку:
Поднимите плечики,
Попрыгайте, как кузнечики.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко.
Повернитесь вправо, влево,
Приседайте вниз и вверх
Вдох и выдох. Тишина.
Поработать нам пора
Психолог: Ребята, а еще лягушка мне сказала, что она рисовала картины, но они у неё не получились, а вышли одни кляксы. Давайте превратим эти кляксы в рисунки. (выполняют задание)
Психолог: Ребята, какие интересные получились у вас рисунки. (рассматривают)
(получают последнюю подсказку 6)
Психолог:— Ребята, давайте посчитаем наши подсказки. Сколько нам надо было собрать подсказок? (ответ) Значит, мы справились со всеми заданиями. А сейчас мы подсказки соберём в одну картину и узнаем, где Баба Яга спрятала волшебную книгу. (Собираем картинку из подсказок, подходим к пню, открываем а там волшебная книга сказок)
Психолог: Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться. Волшебную книгу мы возьмём с собой и рассмотрим её в группе.
Давайте подойдём к нашей волшебной карусели, чтоб она обратно перенесла нас в детский сад.
Произносят слова, с закрытыми глазами под волшебную музыку.
Полетели карусели
Завертелись, закружились
И в наш садик приземлились
Психолог: Вам понравилось путешествие?
(ответы детей)
Теперь вы знаете, что есть чудесная страна сказок. И благодаря волшебной книге, вы всегда сможете путешествовать по сказкам.
Список литературы:
1. Русские народные сказки.
2. Большева Т. В. ; «Учимся по сказке». Развитие мышления дошкольников с помощью «Квиз- технологий»
3. Корзун А. В. Весё лая дидактика: использование Элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Мн. :, 2000г.
4. Родина Н. К. «Истории и сказки в психологической практике»