Галина Кряквина
Конспект занятия речевому развитию в старшей группе «В Гости к Зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
2. развитие речевого творчества детей через сочинение сказки;
3. расширение и активизация словаря по теме «Зима»;
4. развитие качеств креативного мышления (беглости, гибкости, оригинальности мышления);
5. обучение детей алгоритму составления метафор;
6. повышение мотивации детей к самостоятельной творческой деятельности.
Публикация «Конспект занятия речевому развитию в старшей группе „В Гости к Зиме“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Подготовительная работа: проведение с детьми речевых игр «Цепочка противоречий», «Выложи карты на стол, «Что может быть таким», игровое упражнение «Теремок» на развитие ассоциативности, беседы о временах года, наблюдения на прогулке, опытно-экспериментальная деятельность со снегом, льдом.
Оборудование: мультимедийная система; презентация на тему «Зима»; мольберт; магнитная доска; картинки для упражнения «Теремок» (звезда, собака, стакан, подсолнух, мороженое, облако, гора, подарок и др.); картинки для составления метафор; карточки с фигурами для дорисовывания.
Формат проведения: занятие
Ход занятия:
Воспитатель включает музыку А. Вивальди «Зима». Ранее дети эту музыку не слышали. Привлекает внимание детей к новой музыке, дает послушать 1-2 мин.
Воспитатель: Вам нравиться эта музыка? Как вы думаете, о чем она рассказывает? (Ответы детей). Отгадайте загадку и узнаете правильно ли вы определили содержание музыки.
Воспитатель:
К нам пришло
Письмо одно.
Было странное
Оно.
Вместо марок –
Три снежинки,
А конверт –
Из чистой
Льдинки.
А письмо
Не на листке.
А на беленьком
Снежке:
— Скоро, скоро
К вам примчу,
На метелях
Прилечу.
Запляшу
И закружу.
Снегом землю
Наряжу,
И деревья
И дома…
И подписано:
Дети: Зима.
Раздаются звуки метели.
Слайд 1. В это время на экране появляется Снежная королева.
Снежная Королева: Здравствуйте, ребята! Хотите отправиться в гости к «Зиме»! (Да). Войдет к ней в гости тот, кто назовет, что общего с зимой у предмета, который вы выберете (ранее дети работали с ассоциациями, но с другими картинками).
Упражнение на развитие ассоциативности «Теремок»
Дети выбирают картинку с предметом и рассказывают:
Звезда (сверкает и снег сверкает)
Собака (кусается и мороз «кусается»)
Стакан (прозрачный и лед прозрачный (как стекло)
Подсолнух (семечки и семечками зимой кормим птиц)
Мороженое (холодильник) (холодное и зимой холодно)
Облако (белое и снег белый)
Гора (похожа на снежный сугроб)
Подарок (Новый год) и т. д.
Снежная Королева: Добро пожаловать в Царство Зимы!
Слайд 2. Зимний пейзаж.
Воспитатель:
- Мы в гостях у Зимы. Ребята, а чего много зимой? (Снега)
- Снег, он какой? (Чистый, белый, пушистый, сверкающий, хрустящий, холодный и т. д.)
- Я научу вас составлять красивые выражения о Зиме, и помогут мне Королевы красивой речи (обучение составлению метафор со словом «снег»). (Дети садятся на ковер)
- Вы сказали, что снег белый, что еще бывает белым? (Одежда, платье, краска, сахар, цветы и др.)
- Вы сказали, что снег падает на землю!
Значит: снег – это белая одежда земли (составляет совместно с детьми)
это белое платье земли
это белая краска земли
это белые цветы земли
- Вы сказали, что снег сверкающий, что еще бывает сверкающим? (Алмаз, хрусталь, звезды, украшения, праздник и др.)
Значит: снег – это сверкающий алмаз земли
это сверкающий праздник земли
это сверкающее украшение земли
это сверкающее зеркало земли
- Вы сказали, что снег чистый, что еще бывает чистым? (Одеяло, поле, постель, лицо, кожа, лист и др.)
Значит: снег – это чистое одеяло земли
это чистое поле земли
это чистое лицо земли
это чистая постель земли
- Вы сказали, что снег пушистый, что еще бывает пушистым? (Полотенце, ковер, шуба и др.)
Значит: снег – это пушистое полотенце земли
это пушистый ковер земли
это пушистая шуба земли
Воспитатель: Ребята, оказывается, как красиво можно рассказать о снеге.
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру (с мячом) «Что может быть таким?»
Что может быть таким?
Белый, мягкий и блестящий… (Снег)
Белая, мягкая, перьевая… (Подушка)
Белая, хрупкая, резная… (Снежинка)
Белый, мягкий и съедобный… (Хлеб)
Белое, мягкое, теплое… (Одеяло)
Белый, твердый, гладкий… (Лед)
Воспитатель: Ребята, про зиму много сказок. Какие сказки, про зиму, вы знаете?
Дети: «Морозко», «Снегурочка», «Снежная Королева», «Заюшкина избушка» и др.
Слайд 3. Персонажи сказок, названных детьми
Воспитатель:
- Ребята, хотите сочинить свою волшебную сказку с этими сказочными героями? (Да)
- Из скольких частей состоит сказка? (Из трех частей)
- Как мы их обозначим? (Маленький треугольник начало сказки, большой круг середина сказки и квадрат конец сказки)
- Какими словами начинают сказки? (Жили-были, давным-давно, в некотором царстве, однажды и т. п.)
- Что происходит в середине сказки? (Герой попадает в какую-нибудь историю)
- Какими словами заканчиваются сказки? (Жили они долго и счастливо. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок и т. п.)
- Кто будет в нашей сказке главным героем? (Снежная Королева)
- Какие еще персонажи будут героями нашей сказки? (Дед Мороз и Снегурочка, яркое солнышко и 12 месяцев)
- Как будет начинаться наша сказка? (Жила-была)
- Она какая была? (Очень красивая, но злая и сердитая)
- Раз она была злая, что она могла сделать? (Испортить праздник, Новый год, для всех детей и всех заморозить)
- Какие события будут происходить далее с нашими героями? (Снежная королева очень удивилась, что к ней пришли гости, но пригласила их к себе во дворец. 12 месяцев попросили Снежную королеву не портить людям праздник и рассказали ей о том, как интересно и красиво бывает в природе весной, летом, осенью. Снежная королева сказала: «Я всегда живу на Севере и никто, никогда меня никуда не приглашал, а мне очень обидно. Я не знала, что кроме зимы бывают еще лето, осень, весна».)
- Чем закончится наша сказка? (12 месяцев и яркое солнышко пригласили Снежную королеву на праздник, и она пообещала, что не будет морозить людей и обязательно придет к ребятам на праздник)
Сказка может быть и с другим содержанием в зависимости от фантазий детей.
Воспитатель: Времена года никогда не встречаются друг с другом. Предлагаю вам выбрать карточки с изображенными фигурами и превратить эти фигуры в предметы или сюжеты, которые не видела зима.
(Дети дорисовывают, размещают на мольберте комментируя то, что нарисовали. Воспитатель может задавать детям провокационные вопросы, заставляя их размышлять, где зимой все же можно встретить тот или иной предмет или сюжет.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Красивые рисунки у вас получились!
Мы и не заметили, как пролетело время в гостях у Зимы.
Слайд 4. На экране появляется Снежная королева.
- Какие же вы молодцы! Как много интересного вы знаете о зиме! Я приготовила вам сюрприз – настольную игру по сказке «Снежная королева». Спасибо, ребята, до новых встреч!