Александра Михайлова
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-Совершенствовать представление о многообразии перелетных птиц.
Задачи:
Образовательные:
-уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц, их особенности, выделить их существенные различия; закрепить представления о пользе птиц; совершенствовать грамматический строй речи; формировать умение употреблять в речи притяжательные прилагательные; закрепить умение согласовывать числительные с существительным;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие :
-развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие, речевой слух, фонематическое восприятие, память; развивать логическое мышление-умение рассуждать, сравнивать, анализировать; развивать координацию речи с движением, выполнять движения в соответствии с текстом.
Воспитательные:
воспитывать желание и навыки сотрудничества в игре и в совместной деятельности; воспитывать любовь и бережное отношение к природе; Оборудование:
план-карта пути; картинки с изображением перелетных птиц : аист, лебедь, журавль, утка, ласточка, цапля, гусь; бумажные птицы на ниточках, для дыхательной гимнастики; игрушка – гусь; счетные палочки; атрибуты к игре «Дальний путь» : гимнастическая скамейка, тоннель из обручей, большое картонное дерево, «болото», панно «Небесные прятки».
Ход НОД.
1. Организационный момент:
Сегодня мы с вами отправимся в лес, на дальнюю поляну, на которой открылась летная школа для птиц. Зачем птицам нужна такая школа? (Птицы собираются в теплые края.).
Почему? (Здесь им нечего кушать -насекомые спрятались, реки, болота замерзли).
Птицы, которые на зиму улетают от нас в теплые края. Как называются такие птицы? (Перелетные птицы)
Путь нам предстоит долгий и без карты нам не обойтись.
Давайте рассмотрим ее (на доске нарисована карта пути).
-Образование приставочных глаголов:
-На пути нам встретится болото, большой дуб, высокая гора, широкая река. До болота надо ДОЙТИ, болото ПЕРЕЙТИ, дуб надо ОБОЙТИ, гора такая высокая, что ее не обойти, поэтому мы ПРОЙДЕМ через пещеру в горе, в пещеру мы ВОЙДЕМ и из пещеры ВЫЙДЕМ, а широкую реку ПЕРЕЙДЕМ по мосту : на мост ЗАЙДЕМ с моста СОЙДЕМ. Вот и поляна, к которой мы шли. Итак, готовы? В путь!
- 2. Игра-путешествие «Дальний путь»
Следуя по - карте дети и воспитатель идут, преодолевая препятствия, проговаривая все ключевые слова: ДОШЛИ, ПЕРЕШЛИ, ОБОШЛИ, ВОШЛИ, ВЫШЛИ, ЗАШЛИ, СОШЛИ, ПРОШЛИ.
До болота мы дошли и по кочкам перешли (шагаем по «кочкам» высоко поднимая ноги)
Вот и к дубу мы пришли, дуб тихонько обошли (ходьба на носочках, вокруг дуба)
-Долго шли и вот-ура! Перед нами тут гора!
Гору нам не обойти, гору нам не перейти!
Но в горе пещера есть!
Это радостная весть!
Дружно мы в нее вошли - вышли и опять в пути (дети по очереди на корточках входят в «пещеру» - тоннель из обручей)
А вот здесь течет река,
Глубока и широка!
Мост я вижу впереди, по нему скорей иди,
По дощечке я пройду и вас всех переведу! («мост»- гимнастическая скамейка, ходьба по скамейке приставным шагом)
Вот, мы и пришли на поляну, посмотрите, сколько здесь много разных птиц, назовите, каких птиц вы увидели.
(Дети перечисляют птиц : Я увидел аиста. Я увидел лебедя. и т. д)
А как назвать одним словом этих птиц? (перелетные птицы)
Как много птиц собралось на поляне.
-Подвижные игры и артикуляционная гимнастика.
Посмотрите на них какие они все разные, и размер, и окраска, и даже форма клювов у них разная. Давайте с ними поиграем.
Вот ласточка:
Ласточки летели-все люди глядели
Ласточки садились-все люди дивились
Сели, посидели,
Взвились, полетели.
Песенки запели.
(Дети бегают по кругу, взмахивая руками,
Приседают, сложив руки за спиной,
Делают наклоны головой
Опять бегут по кругу, взмахивая руками).
У ласточки какой клюв? (маленький вытянутый).
А почему у нее такой клюв? (Удобно ловить мошек и комаров).
Давайте улыбнемся ей и покажем, какой у нее клюв.
-Упражнение «Улыбка-Трубочка» (повторяем упр. 3 раза)
А вот дикие гуси:
Дикие гуси летели на юг (Дети ходят на носках, взмахи рук)
И над околицей сделали круг (Ходят на пятках)
В небе осеннем гусиное кружево (Ходят приставным шагом влево,
вправо, руки на поясе).
Мигом покой деревенский нарушило (Вытягивают руки вперед, вверх,
В стороны, вниз).
Всем вдруг наскучило дома сидеть
Вслед за гусями решили лететь. (Тянутся правой рукой,
выпрямляются, левую руку-вниз)
…И уж совсем собрались, но с весной (Медленно поднимают руки через стороны вверх-вдох.)
Дикие гуси вернулись домой. (Медленно опускают руки через
стороны-выдох.)
У гусей какой клюв? (широкий и похож на лопатку). А почему? (Удобно ловить рыбку).
Упражнение «Лопатка» (повторяем 3 раза)
Теперь посмотрим на аиста и журавля, какой у них клюв? (длинный). На что похож? (на иголочку).
Зачем им такой клюв? (Удобно ловить лягушек под кочкой).
Давайте сравним клювы у аиста и гуся и покажем
упражнение «Лопата-иголочка» (повтор. 3 раза)
Клювов длиннее не видывал я,
Чем клювы у аиста и журавля!
(собирают пальцы клювом и наклоняясь собирают по одной счетные палочки, рассыпанные по полу).
- А еще у какой птицы длинный клюв? (У цапли).
Упражнение «Цапля».
Очень трудно так стоять ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться, за соседа не держаться.
И крылья у птиц разные : у больших птиц и крылья большие и размах у крыльев широкий.
Упражнение для язычка «Качели» (повтор упр. 5 раза).
А у маленьких птиц наоборот.
Упражнение для язычка «Часики» (повтор упр. 5 раз)
-Дыхательная гимнастика
Мы с вами знаем зачем собрались птицы на этой полянке.
Давайте посмотрим, как же они научились летать (дети берут птиц на ниточках). Чтобы ваша птичка полетела надо на нее подуть, но сделать это надо правильно, вдыхаем воздух носом, плечи не поднимаем, легко выдыхаем ротиком и не надуваем щеки (дети выполняют задание).
Посадим птиц на жердочку.
- Гусю тоже захотелось с вами поиграть и он зовет вас в птичью школу.
Упражнение «Птичий язык»
- А в птичьей школе можно выучить птичий язык, если повторять за гусем. Дети сначала слушают, а потом повторяют, копируя ритмический рисунок:
«Га – га (пауза, га», «Кря-кря (пауза, кря-кря», «Га (пауза, га-га», «Кря-кря (пауза, кря (пауза, кря-кря».
-Образование притяжательных прилагательных.
Поднялись птицы высоко-высоко в небо! («Небесные прятки»).
Давайте возьмем бинокли и рассмотрим их хорошенько (пальчиковое упражнение «Бинокль»).
Попробуйте угадать, кто спрятался за облаками?
-Чей хвост виден за голубым облаком? (это хвост ласточки - ласточкин хвост).
-Чья полосатая грудка виднеется за розовым облаком? (кукушкина грудка).
- Чей клюв вы видите за сиреневым облаком? (это клюв журавля - журавлиный клюв).
Чьи лапки вы видите за зеленым облаком? (утиные лапки).
А за желтым облаком чья шея? (шея лебедя – лебединая шея). Молодцы!
Игра - путешествие «Дальний путь»
Отправляемся в обратный путь с проговариванием ключевых слов: ДОШЛИ, ЗАШЛИ, СОШЛИ, ВОШЛИ, ВЫШЛИ, ОБОШЛИ, ПЕРЕШЛИ, ПРОШЛИ и вернулись в сад
.-Употребление существительных в Р. П. мн. ч.
Где мы с вами побывали? Вспомните, стаи каких птиц улетели в теплые края? ( дети отвечают полным предложением: Улетела стая уток. Улетела стая журавлей. Улетела стая ласточек. И т. д.
Помашем птицам, до свидания птицы!
Когда они к нам вернутся? (весной)
-3. Итог занятия.
Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего запомнилось?
А весной мы снова сюда вернемся встречать перелетных птиц.