Лидия Родионова
Экскурсия «Растения-земли украшение»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
обучающие:
формировать у детей обобщённое представление о том, как растения приспосабливаются к осенним изменениям; уточнить представление детей о значении деревьев в жизни человека; учить видеть взаимосвязь явлений в природе;
развивающие:
развивать связную речь, память;
воспитательные:
воспитывать наблюдательность, любовь и бережное отношение к природе.
Подготовительная работа:
наблюдения за деревьями, беседа о сезонных изменениях в их жизни, заучивание стихотворений об осени, загадывание загадок о растениях.
Публикация «Экскурсия „Растения-земли украшение“» размещена в разделах
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Ход экскурсии:
Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на экскурсию. Давайте вспомним, как нужно себя вести во время пути? (Ответы детей.)
— Итак, начинаем наше путешествие.
Идут по экологической тропе.
— Скажите, какие деревья вы сейчас видите вокруг? (Берёзы)
— Без листвы трудно определять деревья.
— А какое дерево мы безошибочно узнаём в любое время года? (Берёзу)
— Как мы узнаём берёзу? (Ответы детей.)
— Идём дальше. Куда мы пришли? (Мы пришли к цветнику.)
— Летом цветник радовал нас своей зеленью, разнообразием цветов.
— Какие цветы росли в нашем цветнике? (В цветнике росли бархотки, календула, флоксы, астра.)
— Вспомните, как летом мы ухаживали за цветами? (Землю рыхлили, цветы поливали, выдёргивали около них сорняки.)
— А какого ухода требует цветник осенью? (Обрезать цветы под корень, не топтать его, собирать семена.)
— Почему нельзя ходить по цветнику, топтать землю? (Через затоп-танную землю цветам будет трудно прорастать.)
— Да, осиротел наш цветник без цветов.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
— Идём дальше.
— А вот и наша красавица ёлка. Какая она? (Ёлка пышная, зелёная, красивая.)
— А почему она так ярко выглядит, как вы думаете?
(Ответы детей.)
— О ней есть загадка: «Зимой и летом одним цветом».
— А что ещё вы знаете о ёлке? (Ёлка — хвойное дерево, у неё не листва, а иголки.)
— Каждую весну и лето ель растёт, на верхушке появляются новые веточки, растущие с одного места в разные стороны. По этим раз-ветвлениям можно посчитать, сколько лет ёлке.
Дети считают, сколько лет ёлке.
— Надо ли заботиться о елях? Как? (Стряхивать тяжёлый снег с её веток, поливать в засуху.)
— А для чего надо стряхивать снег? (Ответы детей.)
— Ребята, можно ли ломать верхушку у ёлки? (Ель, у которой сломана верхушка, становится уродливой. Она начинает расти не вверх, а в стороны.)
Подходит почтальон с телеграммой.
Почтальон. Подождите, подождите! Вам телеграмма.
Воспитатель Спасибо.
Воспитатель читает телеграмму.
«Грустно и одиноко мне в лесу. Совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда- то росли десять ёлочек-красавиц. Но под Новый год появились в лесу жестокие люди с топорами, вырубили их под самый корешок и увезли. Прилетели через несколько дней снегири и рассказали, что лесных красавиц поставили в комнаты, нарядили, полюбовались на них несколько дней, да и выбросили. И стройные зелёные ёлочки превратились в мусор. А какие славные они были. Правда, и детей мне жаль. Что за Новый год без ёлки? Как же быть?»
Ёлочка
— Действительно, как же быть, как правильно поступить в таком случае? (Покупать ёлки, специально выращенные для этого, покупать искусственные ёлки.)
— Ребята, об этом письме надо рассказать всем взрослым, чтобы они на Новый год не срубали ёлок, а берегли их.
— Путешествие наше продолжается, и мы с вами вышли на берёзовую аллею.
Ребёнок
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками,
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
— Как вы думаете, сейчас наши берёзки ясные, кипучие или грустные, плакучие? (Грустные, плакучие.)
— Почему? (Жалко расставаться с листвой.)
— Кто знает, почему листья желтеют осенью?
(Ответы, детей.)
— Грустят берёзки без зелёной листвы.
— Давайте мы с вами нежными словами подбодрим их.
— Подойдите к берёзкам, обнимите их, пошепчите нежные слова.
— Какие же нежные слова вы им говорили? (Красивая, стройная, кудрявая, изящная, белоствольная и т. п.)
— Обнимая берёзку, вы, наверное, поняли, какие они по возрасту.
Что вы можете сказать об их возрасте?
— Как определили? (Ствол толстый, кора корявая — деревьям много лет.)
— Да, эти берёзы уже старые. Давным-давно на этом месте не было ничего, здесь был пустырь. Потом построили детский сад, а чтобы было красиво, посадили берёзки. Они были маленькие, тоненькие, с гладким белым стволом. Прошли годы, берёзки выросли.
— А для чего деревьям нужна кора? (Кора защищает внутреннюю часть дерева от повреждений, высыхания.)
— Через повреждённую кору проникают различные мошки, жучки и губят дерево.
— Ребята, для чего нам нужны деревья? (С деревьями красиво, они очищают воздух. Из древесины делают бумагу, мебель, музыкальные инструменты, краски, чернила, плетут корзины, веники).
— Да, ребята, с растениями на земле очень красиво, люди широко используют древесину.
— Какие пословицы о деревьях, растениях вы знаете? (Растение — земли украшение.)
— Давайте повторим эту пословицу вместе.
— Какие деревья кроме берёз вы ещё знаете? (Ответы детей.)
Игра «Назови правильно»
Цель упражнять детей в умении находить листья соответствующего дерева, развивать ориентировку в пространстве, развивать внимание.
Ход игры
Воспитатель превращает детей в листья. (Раздаёт листья берёзы, клёна, рябины.)
По команде «ветер» «листья» летают, кружатся.
По команде «солнце» «листья» с одного дерева должны собраться вместе.
Дети-листья называют, с какого они дерева.
Игра проводится 2-3 раза, дети меняются листьями.
— Отпустим листья, пусть они летят.
Дети с воспитателем идут дальше по дорожке. Останавливаются у клёна.
— Какое это дерево? (Клён)
— Что вы можете сказать о нём? (Листья русского клёна похожи на ладошку, а ещё они похожи на бегонию.)
— Летом клён умеет предсказывать погоду. Перед дождём у него появляются капельки воды (слёзы) в том месте, где листья прикрепляются к дереву.
— Какую пословицу о клёне вы знаете? (Заплакал клён — скоро погода испортится.)
— Клён и все другие деревья сбросили на зиму листву. Люди иногда листву сжигают. А можно ли это делать?
— Под листочками прячутся насекомые, сожжём листву — сожжём их. А ещё от сырости опавшие листья перегнивают, тем самым удобряя землю.
— Наша экскурсия закончилась, давайте споём песню «Листопад».
Дошкольники вспоминают, что растёт на экологической тропе. Воспитатель предлагает детям собрать букетики из кленовых листьев и украсить ими группу; в свободное время нарисовать любое осеннее дерево.