Тампио Светлана
Конспект интегрированного занятия «Путешествие в Китай»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в Китай».
Учитель - дефектолог
Тампио С. А.
Детский сад №29
2023г.
Основная цель: познакомить с китайским фарфором.
Задачи:
Обучающие:
• Закрепить порядковый счет
• Закрепить умение делить предметы на равные части
Развивающие:
• Психические процессы: внимание, память, логическое мышление
• Развивать умение делать умозаключения
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Путешествие в Китай“» размещена в разделах
• Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация
• Развивать слуховое восприятие
Воспитательные:
• Воспитывать отзывчивость, любознательность, наблюдательность
• Воспитывать умение работать в группе детей
Демонстративный материал: набор стеклянной, деревянной, глиняной, керамической посуды. Чашка из китайского фарфора.
Карточки-символы «Завод», «Аптека», «Музей».
Карточки-символы по изготовлению фарфора: глина, порошок, вода, замес, долгая выдержка, изготовление посуды, обжиг, роспись.
1. Введение в игровую ситуацию.
Цель: создание интересной мотивации к деятельности.
Требования:
*ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
*обращение к личному опыту детей,
*создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в деятельность.
Ребята, ко мне в гости приехала моя подруга. Мы с ней давно не виделись, и мне очень хочется подарить ей красивый подарок. Как вы думаете, что можно подарить? (можно подарить цветы, картину, книгу)
-Дело в том, что моя подруга любит принимать гостей, накрывать красивый стол и угощать их чаем (значит надо подарить конфеты, можно подарить красивую посуду, чайный сервиз)
-Хорошая идея. Я слышала, что есть очень красивые чайные сервизы из китайского фарфора. Вы не знаете что это такое - китайский фарфор? (нет, мы не видели, а мой папа привез красивые чашки из Китая)
-Где же нам узнать про китайский фарфор? (Можно прочитать в энциклопедии, можно в интернете, можно в Китае)
-Энциклопедии и интернета у нас нет, а хотите отправиться в далекую страну Китай и все узнать вместе со мной? (да, хотим, интересно побывать в Китае)
- И вы сможете помочь мне узнать все про фарфор? (да)
-А почему вы решили, что у вас это получится? (мы уже путешествовали, мы были в разных городах, нам интересно узнать что-то новое)
-Как быстро можно попасть в Китай? (можно на машине, на поезде, а быстрее на самолете)
-Ребята, садитесь в самолет, мы отправляемся в Китай.
Дети встают за воспитателем и, изображая самолет, продвигаются по группе.
-Вот мы и в Китае, но куда нам идти. Давайте возьмем бинокли и посмотрим по сторонам. Посмотрите сначала вправо, что вы видите?
Дети делают "бинокли" и видят символ завода.
(мы видим завод, там трубы дымятся)
-Посмотрите налево, может, мы там узнаем про фарфор? (там аптека, там мы ничего не узнаем)
-Посмотрите прямо, что там находится? (мы видим эмблему музея)
-Как вы думаете, в музее нам смогут помочь (да, в музеях есть разные предметы, там разные экспонаты)
-Тогда смело в путь.
2. Актуализация и затруднения
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Требования:
*актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания;
Дети с воспитателем подходят к музею. Навстречу выходит китаянка в национальной одежде.
-Здравствуете, что привело вас в нашу страну, что вы хотите узнать в нашем музее? (мы прилетели, что бы узнать про китайский фарфор)
-Я рада вам помочь, но сейчас к нам в музей привезли новые экспонаты и мне надо срочно их разобрать. Если вы мне поможете, то я смогу быстро освободиться и рассказать историю возникновения фарфора в Китае (мы поможем, мы всегда помогаем всем)
Игра «Разбери посуду»
Задачи:
- Закрепить знание детей о посуде
- развивать память, внимание, мышление
- развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация
-Посмотрите, в этой коробке много разной посуды. Надо разложить ее на разные полки, а я в это время схожу за образцом китайского фарфора.
Дети разбирают экспонаты на три полки.
-Молодцы, как хорошо вы разобрали. Теперь надо дать название этой посуды.
Китаянка обращает внимание на полки.
-Какая посуда стоит на верхней полке? (стеклянная, она прозрачная)
-Какая посуда на средней полке? (деревянная, она сделана из дерева, она очень красиво расписана)
- А почему на нижней полке у вас стоит и простая глиняная и керамическая посуда? (всю посуду, которая сделана из глины, называют керамической, керамическую посуду тоже делают из глины)
-Что помогает сделать из глины такие удивительные по форме предметы? (в глину добавляют воду и различные добавки)
-Почему же керамическая посуда такая прочная, если ее делают из глины? (ее ожигают в печи, ее закаливают, печь должна быть очень горячей)
-Как же простая глиняная посуда превращается в керамическую? (ее покрывают глазурью, она блестит)
-Ребята, а на слух вы можете узнать глиняную и керамическую посуду? посуду? (можем, она звучит по-разному)
Игра «Угадай на слух»
Цель: развивать слуховое восприятие, внимание, слуховую память, мышление.
Китаянка деревянной полочкой стучит по посуде, дети отгадывают, какая посуда издает звук.
- Чем же отличается звук глиняной и керамической посуды (керамическая посуда звучит звонко, а глиняная не звонко, глухо)
-Молодцы, у вас хороший слух, вы смогли правильно определить.
3. Затруднения в игровой ситуации.
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требования к организации этапа:
*создание ситуации затруднения;
*фиксация в речи причины затруднения.
Китаянка достает из коробки еще одну чашку из фарфора и дает возможность рассмотреть детям.
-Ребята, посмотрите, в коробке осталось еще одна чашка. Как вы думаете, на какую полку надо ее поставить? (там, где стеклянная;
там, где керамическая)
-Почему вы не можете правильно определить, на какую полку ее поставить (она просвечивает, как стеклянная, она красивая, она блестит, как керамическая)
4. Открытие нового знания
Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового
знания.
Требования:
*организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
*фиксация нового знания в речи и знаково;
*создание ситуации успеха.
-Ребята, вы сможете догадаться на какую полку ее поставить, если послушаете мой рассказ. Эта история случилась очень давно. В одной китайской провинции Цзянси жили простые люди и делали себе посуду из белой глины, которая называлась каолин. Технология производства была очень простой: в глину добавляли воду, размешивали, лепили посуду и обжигали в очень жаркой печи. Такая посуда была не прочной, быстро разбивалась, да и не особо красивая. Но однажды в горах они нашли удивительные камни. Эти камни хорошо растирались в порошок, и жители назвали их «фарфоровые камни». Мастера стали добавлять этот порошок в глину, разводить водой и убирать эту массу на долгое время для того, чтобы масса стала очень пластичной. Когда проходило необходимое время, эту массу доставали, лепили разную посуду, вазы и другие предметы, обжигали в печи, а затем покрывали белой глазурью. После этого предметы становились ослепительными, как снег, очень тонкими, как бумага, так что даже просвечивали и прочными, как металл. Так китайцы изобрели фарфор.
Очень понравилась такая посуда Императору Китая, и он приказал как можно больше делать такой посуды и привозить в его дворец. Поэтому такую посуду и предметы стали называть «императорским».
Потом мастера научились расписывать предметы разными яркими красками, от этого они становились более изысканными и дорогими, а звучали они очень мелодично и звонко.
Прошло много времени и в других странах научились делать фарфор, но он не такой красивый и прочный, так как китайские мастера никому не раскрывают своих секретов изготовления фарфора.
- Ребята, теперь мы знаете, что такое - китайский фарфор? (да, нам рассказа китаянка)
- Ребята, после моего рассказа вы можете определить, на какую полку нужно поставить эту чашку? (там, где керамика)
-Почему вы решили, что на эту полку? (фарфор сделан из глины)
-Чем изготовление фарфора похоже на изготовление керамики? (добавляют воду, обжигают в печи, раскрашивают)
- Чем фарфор отличается от керамики? (фарфор очень тонкий, через него все видно, он прочный)
- Что добавляли китайцы в глину, для того, чтобы посуда была очень тонкой и прочной? (порошок, который делали из фарфоровых камней)
5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: Закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.
Требования:
*Соответствие используемых игр цели занятия.
*Индивидуальные затруднения в играх.
*Ситуация успеха в совместной игре.
Китаянка :
- Чтобы вы не забыли мой рассказ про фарфор, я подарю вам карточки-подсказки. Только они перепутаны, давайте вместе разложим их по порядку.
Дети на доске выкладывают карточки: «глина», «порошок из керамических камней», «вода», «замешивают», «убирают», «делают посуду», «обжигают», «раскрашивают».
Воспитатель:
- Спасибо, вы нам очень помогли, теперь я и дети знают про китайский фарфор, и я смогу купить своей подруге хороший подарок. А теперь нам надо быстро вернуться в детский сад.
Дети «садятся в самолет» и возвращаются в детский сад.
6. Итог.
Цель: Организация рефлексии и самооценки своей деятельности.
Требования:
* организация анализа детской цели;
* фиксация нового знания в речи;
*определение выполнения взрослой цели;
*создание ситуации успеха в совместной деятельности.
- Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (мы были в Китае)
- Для чего мы летали в Китай? (мы хотели узнать про китайский фарфор, мы хотели вам помочь узнать про китайские сервизы)
- Что же такое – китайский фарфор? (это керамическая посуда, она очень тонкая, просвечивает).
- Почему китайцы смогли сделать такую изящную, красивую посуду? (они добавляли в глину специальный порошок из фарфоровых камней, они долго выдерживали, тонко раскатывали, обжигали в печи, а потом расписывали яркими красками).
- Ребята, что самое интересное было в Китае? (помогать китаянке расставлять посуду, рассказ про изготовление фарфоровой посуды)
- Ребята, а с чем было трудно справиться? (нам не было трудно, мы все смогли сделать)
- Ребята, спасибо вам, что помогли мне узнать про китайский фарфор, теперь, я надеюсь, что выберу очень красивый подарок для своей подруги.