Ольга Зуева
Конспект занятия «Путешествие в старину» (познавательное развитие)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе детского сада
Образовательная область: познавательное развитие
Тема: «Путешествие в старину».
Используемые технологии:
игровая
Разработала
Воспитатель ГБДОУ № 52
Приморского района
Зуева О. И.
2017 год
Цель:
Формировать представление детей о традициях русского народа, бытом русской избы;
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в старину“ (познавательное развитие)» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Закрепить знания о русском устном и музыкальном фольклоре.
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»
Продолжать знакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, чугун, посуда, самовар и т. д.);
ОО «Речевое развитие»
Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами: ухват, чугун, лапти;
Активизировать употребление в речи слов, которые использовались только в быту, в русской избе;
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр;
Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре;
Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
Демонстрационный материал: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда и др., атласная ленточка для игры «Вышел Ваня…», русский народный костюм для хозяйки и детей.
Раздаточный материал: чугунки и деревянные ложки.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта,
- разучивание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико!»,
- пение песенки «Ладушки», колыбельной песенки «Баю-баюшки-баю»,
- отгадывание загадок про печь, про избу, про самовар, про чугун, про лапти,
- заучивание пословиц и поговорок «Печь нам, мать родная, Добрая та речь, что в избе есть печь», игра в народную игру «Вышел Ваня погулять», подарок для Ванечки - кукла «Оберег», подарок для хозяйки – доска с городецкой росписью.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Воспитатель:
Здравствуйте люди добрые, гости дорогие! С хлебом-солью вас встречаю, в светлу горенку приглашаю. Милости прошу ко мне в избу. Посидим рядком, поговорим ладком. А чтоб лучше понять, куда вы с вами попали, хочу вам рассказать о том, как раньше жили на Руси. Много лет тому назад, люди жили в домах, которые назывались избами. Раньше не было многоэтажных домов, а у каждого человека была изба. Изба- это деревянный дом, срубленный из досок. В избу вели деревянные ступеньки. Войдя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. В каждой избе была печь. С печью связан весь быт, вся жизнь людей. Печь не только обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду себе и животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Также на печи можно было спать, для этого на ней делалась специальная лежанка. Полы в избе были деревянные, на пол стелили половики. Стол изготавливался из дерева, вдоль стола стояли лавки и скамьи. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, ткали, вышивали, плели лапти. Хозяйки держали свои избы в чистоте. Вот так люди и жили раньше!
2. Основная часть
А со мной в русской избе живет мальчик Ванечка со своими сестрами. Давайте посмотрим, как проходит его день. А где же наш Ванечка? (подходят к люльке). Он еще спит. Наступило утро, встало солнышко. Давайте и нашего Ванечку разбудим.
Ребенок:
Ваня-Ванечка, проснись, да с кроватки ты спустись,
Слышишь крикнул петушок (кричит петушок).
Вот проснулся петушок, встала курочка,
Просыпайся мой дружок, встань мой Ванечка,
Потягушки, потянись, поскорей скорей проснись (наливаем в таз воды).
Выходи, водица! Мы пришли умыться. (Ванечка умывается, а ребята читают потешку).
Водичка, водичка! Умой мое личико!
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток и кусался зубок.
Воспитатель:
Вот наш Ванюшка умылся, давайте сварим ему кашку (дети берут ложки и чугунки).
Варись, варись, кашка,
Варись, варись, малашка,
Кашка, кашка,
Кашка-малашка,
Кашку мы сварили-
Ваню накормили.
Дети (кормят куколку и приговаривают) :
Эта ложечка за мамочку, эта ложечка за папочку,
Эта ложечка за дедушку, эта ложечка за бабушку.
Эта ложка за тебя.
Расти большой, вот такой!
Воспитатель:
Вот мы Ванечку умыли, покормили, а сейчас давайте с ним поиграем. Поиграем?
Дети:
Да. Поиграем (хором поют и инсценируют песенку «Ладушки»).
Ладушки, ладушки.
Где были? – у бабушки (хлопают в ладоши)
Что ели? – кашку.
Пили простоквашку (водят пальчиком по ладошке).
Кашу поели.
Шу! – полетели (машут руками, изображая птичек).
На головку сели,
Сели – посидели (кладут ладошки на голову).
Прочь улетели (изображая птичек, разбегаются по залу).
Воспитатель: Ваня с нами поиграл и кашку поел. Он устал немножко, нужно ему отдохнуть. Уложим Ванечку в люльку и споем ему колыбельную (дети качают люльку и поют колыбельную). А чтобы Ванечка крепко спал, давайте ему в люльку положим куколку.
Ребенок:
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
Приди, котик, ночевать
Нашего Ваню качать.
Нашего Ваню качать,
Качать, прибаюкивать.
Спи, усни,
Угомон тебя возьми.
А пока наш Ванечка спит, давайте посмотрим, что есть в нашей горнице.
Называть предметы быта мы будем с помощью загадок. Вот послушайте:
Стоит жилище- деревянные бочища,
Внутри печь, да дрова- это русская …. (изба).
Молодцы, правильно. А теперь зашли в избу и увидели….
Зимой нет теплей, а летом нет холодней….(печь).
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголек,
Кашу варит (чугунок).
Выпускает жаркий пар,
Древний чайник….(самовар).
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят…. (лапти).
В русской избе все крутилось вокруг печки. Не зря в народе про печку пословицы и поговорки складывали. Какие поговорки и пословицы вы знаете?
Печь нам, мать родная!
Добрая та речь, что в избе есть печь.
К тому же русская печь обогревала избу. На ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, рыбу. На печи грелись и приговаривали:
Лежи на печи, да ешь калачи!
Также русский народ любил петь, танцевать, да поиграть. Ребята, а вы любите играть? Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру! А игра наша называется «Вышел Ваня погулять….» (Ваня идет внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).
Стал подружку выбирать,
Кому ленточку отдать (дети останавливаются)
Поклонись, поклонись (Ваня кланяется девочке, девочка ему отвечает)
Да за ленточку держись.
Ваня: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая …».
3. Рефлексия (заключительная часть)
Ребята, вам понравилось у меня в гостях? Что же нового вы узнали? Давайте вспомним, где мы с вами побывали.
Воспитатель:
Русский народ всегда очень гостеприимный, своих гостей хорошо принимал, да сладостями угощал. Давайте и мы угостим наших гостей сладостями, которые любили на Руси (угощение баранками и калачами).