Елена Прокопец
Конспект занятия «Путешествие по России»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 муниципального образования Тимашевский район
Конспект
непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе
«Путешествие по России».
Воспитатель:
Прокопец Елена Андреевна
г. Тимашевск
Программное содержание: Обобщать и систематизировать знания и о России и о государственных символах, расширять словарь детей; закреплять названия крупных российских городов и рек; расширять закреплять знания детей о декоративно- прикладном искусстве и истории его возникновения: Дымка, Гжель, Богородская игрушка, Хохлома; Совершенствовать грамматический строй речи (образование имен прилагательных от существительных и их согласование в числе и падеже- хохломские игрушки, гжельские изделия).Развивать мелодико-интонационную сторону речи, зрительное внимание и память, творческое воображение; развивать координацию речи с движениями и мелкую моторик. Воспитывать любовь к Родине, гражданско- патриотические чувства; воспитывать у детей активность и внимательность на занятиях и желание говорить правильно и красиво.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Предварительная работа: беседы о российской символике, чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, просмотр слайдов о России.
Словарная работа: Гжель, Богородская игрушка, Дымка, Хохлома, гимн, Родина.
Материалы и оборудование: компьютер, интерактивная доска, изображения гербов и флагов, карта России, аудиозапись гимна России.
Ход деятельности
Дети под музыку входят в зал.
Воспитатель: На планете много разных стран. Как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: Правильно, Россия. А какая она, наша Россия?
Дети: Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная…
Воспитатель: Россия –наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете значение слова родина?
Дети: Родная.
Воспитатель: Ребята, кто знает стихотворение о Родине?
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине, Вспомните их.
Дети: Жить- Родине служить.
Родина поучает- Родина выручает.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Воспитатель: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать ее от врагов. Теперь подойдем к карте. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту (Воспитатель показывает детям карту России). Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро, На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом- припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой, на поезде надо ехать 7 дней. Ребята, а как вы думаете, 7 дней – это сколько?
Дети: Неделя.
Воспитатель: Правильно, неделя. А на самолете лететь почти, сутки. И вот сегодня я предлагаю вам путешествие по России. Ребята, на чем можно путешествовать?
Дети: На поезде, самолете, корабле.
Воспитатель: Я предлагаю вам путешествие на поезде. Занимаем места в вагоне. Отправляемся.
Звучит музыка.
Воспитатель: Станция называется «Государственная». Назовите столицу России.
Дети: Москва.
Воспитатель: А кто расскажет стихотворение о Москве?
Ребенок:
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва- это сердце России,
Которое любит тебя.
Воспитатель: Кто президент нашей страны?
Дети: Путин В. В.
Воспитатель: Назовите государственные символы России.
Дети: Герб, флаг, гимн.
Воспитатель: Найдите флаг нашей страны среди других. (Вниманию детей предлагаются изображения флагов разных государств, выбирают из предложенных флаг России). Молодцы! Кто расскажет стихотворение о флаге?
Ребенок:
Белый цвет- березка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска-
Солнечный рассвет.
Воспитатель: Найдите герб нашей страны. (Вниманию детей предлагаются изображения гербов разных государств, выбирают из предложенных герб России). Молодцы! Правильно. А как вы догадались? Может кто- то знает стихотворение о гербе?
Ребенок:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он- России дух свободный.
Воспитатель: Что такое гимн?
Дети: Самая главная песня страны. Гимн слушают стоя.
Воспитатель: Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы с вами споем гимн России.
Дети исполняют отрывок Гимна России.
Воспитатель: Мы отправляемся дальше. Станция называется «Географическая». Ребята, отгадайте загадку:
Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший-
Протянет нам десяток рук
И тысячи ладошек. (Дерево).
- Правильно! Это дерево. Из чего оно состоит?
Дети: Корень, ствол, ветки, листья.
Воспитатель: Россия- самая богатая лесами страна в мире. Какие деревья нашей страны вы знаете?
Дети: Тополь, клен, сосна, ель, береза, липа….
Воспитатель: Молодцы, правильно. Теперь встаньте врассыпную, мы с вами поиграем.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали-
Это березы в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки согнули назад.
Воспитатель: В России есть не только леса, но и реки. Реки России- могучие, полноводные, несут свои воды в моря и океаны. Я вам буду говорить подсказку, а вы будете угадывать, о какой реке я говорю.
• Эта река протекает в городе, где очень много музеев, старинных парков, прекрасных фонтанов, великолепных дворцов. Еще в этом городе есть разводные мосты. (Нева).
• Название этой реки созвучно с названием столицы нашей Родины. (Москва).
• Эта река названа женским именем. (Лена).
Воспитатель: Молодцы! Какие еще реки вы знаете?
Дети: Обь, Енисей, Амур, Ангара, Иртыш.
Воспитатель: Еще в нашей стране очень много городов. Какие города вы знаете?
Дети: Москва, Краснодар, Волгоград, Владивосток…
Воспитатель: И здесь все справились с заданием. Ну, а нам пора ехать дальше. Все заняли места? Поехали.
Звучит музыка.
Воспитатель: Мы приехали на станцию «Музейная».
Ребенок:
Славилась Россия чудо- мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно- прикладного искусства российских мастеров.
Отгадайте загадки:
Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке.
Что это? (Матрешка).
Воспитатель: Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она!
(Воспитатель демонстрирует детям матрешку).
Какие цвета и элементы использовали мастера при росписи матрешек?
Дети: Красный, желтый, зеленый, малиновый. Присутствует растительный узор (листья, цветы).
Воспитатель: Следующая загадка:
Эта роспись- просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель).
-Правильно, ребята. Посмотрите, какая красота!
Все игрушки не простые,
А волшебно- расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски.
(Дымковская игрушка).
Воспитатель: Как вы догадались, что это дымковская игрушка?
Дети: По узорам, цвету, белому фону.
Воспитатель: Ребята, какими элементами росписи украшают свои игрушки дымковские мастера?
Дети: Дымковские мастера украшают свои изделия кружочками, точками, прямой и волнистой линией, кольцом, сеточкой, мазком.
Воспитатель: Какого цвета бывают дымковские игрушки?
Дети: Всегда только белые.
Воспитатель: Какого цвета узоры на дымковских игрушках?
Дети: Цветы разные: красные, желтые, синие, зеленые, оранжевые, розовые, немного черного.
Воспитатель: Молодцы!
Добрый мастер сделал сказку,
Оживают звери в сказке,
Мишки, зайцы, колотушки-
Деревянные игрушки.
(Богородская игрушка).
- Молодцы, вы знаете изделия российских промыслов. Ребята, мне кажется, что вы забыли еще об одном изделии. Послушайте загадку:
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома).
Воспитатель: Рассмотрите внимательно все изделия. Что общего у них, что их объединяет?
Дети: Матрешки и хохломские изделия сделаны из дерева, а остальные- из глины и фарфора. Хохломские – на черном и желтом фонах узорами украшены, а дымковские и гжельские- на белом фоне.
Воспитатель: Ребята, а где зародились хохломские изделия?
Дети: Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома, где посуду делали из мягких пород деревьев (липа, береза, ольха). В селе Хохлома с давних времен проходили ярмарки по продаже деревянной посуды, расписных ложек. Это дало название целому промыслу.
Воспитатель: Из каких растительных элементов состоит хохломской узор?
Дети: Хохломской узор состоит из ягод, листьев, завитков.
Воспитатель: Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. На этом наше путешествие закончено!
Дети под музыку уходят из зала.