Кириллова Тамара
Конспект занятия «Птицы прилетели — весну принесли. Вестовые весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Птицы прилетели – весну принесли.
Вестовые весны»
Подготовила:
Воспитатель группы ЗПР
Кириллова Т. Н.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, коммуникативная.
Публикация «Конспект занятия „Птицы прилетели — весну принесли, Вестовые весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Задачи: Рассказать о 22 марта – дне весеннего равноденствия, продолжить знакомить с народными приметами, учить делать вводы о взаимодействиях и взаимосвязях в природе, обратить внимание на особенности внешнего вида пернатых, связанные с различной средой обитания, показать многоцветие и разнообразие мира.
Планируемые результаты: имеет представление о дне весеннего равноденствия и обычаях его празднования на Руси; выразительно поёт и ритмично двигается в соответствии с характером музыки; активно участвует в музыкальной игре; определяет название птицы по форме клюва, самостоятельно конструирует птицу из деталей.
Материалы и оборудование: картинки с изображением птиц, плакат с изображением клювов и лап различных птиц.
Содержание образовательной деятельности детей
1. Слово воспитателя.
У нас в гостях птичьи семьи. Они прилетели на праздник. 22 марта день сравнялся с ночью, Земля повернулась к Солнцу Северным полушарием – зиме больше не быть. Всё шире разливаются полыньи на быстрине, скоро вскроются реки. Зима кончается, весне почин.
2. Беседа на тему: «Птицы прилетели – весну принесли»
Признаком близкой весны считается прилёт птиц к родным гнездовьям. В деревнях в этот день справляли детский праздник «Сорок сороков». В народе говорили, что к этому дню «Сорок сороков» птиц прилетают из заморских стран. По обычаю пекли из теста фигурки птиц – «жаворонков» - певцов полей, особенно любезных душе крестьянина. Мальчишки ватагой бегали по улице с этими птахами в руках, подбрасывали вверх, ловили с громкими криками:
Жаворонки, жаворонки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну красну,
Зима надоела,
Весь хлеб поела,
Нередко в эту игру вступали и взрослые. Парни и девушки с «жаворонками», привязанными ниткой на шесте, выходили в поле, где распивали: Дети встают по кругу. Считалкой выбирается селезень и уточка. Селезень выходит за круг. Его задача - поймать уточку. Задача утки - убежать. Задача стоящих в кругу — помешать селезню догнать уточку. Если селезень поймал ее, он должен девочку поцеловать. Затем селезень и уточка сами выбирают себе замену и игра начинается заново.
Во время игры дети поют:
Селезень утку догонял,
Селезень утку догонял
Лети утица домой,
Лети, серая, домой:
У тя семеро детей,
Восьмой – селезень,
А девятая - сама,
Поцелуй разок меня.
Развлечение деревенской молодежи были «Веснянки» - особые песни с хороводами и играми:
Весна, весна красная
Приди весна с радостью
С радостью великою.
С милостью богатою.
Со льном высоким.
С корнем глубоким.
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
Понятно, что на «Сороки» прилетают не все сорок пичуг, а только вестовые. За грачами со дня на день скворчиный посвист послышится.
Назовите приметы весны, в которых говорится про птиц.
Грач на проталинку, скворец на прогалинку.
Увидал скворца – знай: весна у крыльца.
Отгадайте загадки про птиц и покажите изображение угаданной птицы.
Всех перелётных птиц черней,
чистит пашню от червей, (Грач)
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полёт
Вошли в стихотворения! (Жаворонок)
Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
На шесте - дворец,
Во дворце – певец, а зовут его? (Скворец)
Давайте уточним, все ли эти птицы : грач, жаворонок, дятел, скворец вернулись из теплых стран и принесли нам весну?
А теперь, собирайся, детвора!
Ждет нас Русская игра!
Игра «Селезень утку догоняет»
Давайте сначала уточним, кто в утиной семье – селезень, а кто – утка? Посмотрите на изображение птиц. Вот эта птица с ярким оперением – селезень. Это самец. А у утки оперение другое, более скромное, серое.
Дети встают по кругу. Считалкой выбирается селезень и уточка. Селезень выходит за круг. Его задача - поймать уточку. Задача утки - убежать. Задача стоящих в кругу — помешать селезню догнать уточку. Если селезень поймал ее, он должен девочку поцеловать. Затем селезень и уточка сами выбирают себе замену и игра начинается заново. Во время игры дети поют:
Селезень утку догонял,
Селезень утку догонял
Лети утица домой,
Лети, серая, домой:
У тя семеро детей,
Восьмой – селезень,
А девятая - сама,
Поцелуй разок меня.
А теперь давайте поздороваемся с прилетевшими птицами.
Повторяйте за мной слова заклички.
Красно солнце!
Выгляни в оконце!
Чири-чири, ласточка,
Прилетай, касаточка!
Грачи – кричи, вы чьи?
Мы весны! Мы пришли!
Ой, кулики, жаворонушки,
Прилетайте к нам в одонушки.
Курли, курли, курли
Летят, летят журавли.
Здравствуйте, птицы!
3. Работа со схемой «Чей это клюв и что ест его хозяин?»
Давайте вспомним, как выглядят птицы, что у них есть? (Голова, туловище, шея, лапы, хвост, перья, клюв, глаза).
Интересно, что клюв у всех разный, по его виду можно определить, чем птица питается. Давайте попробуем определить, чей это клюв и что ест его хозяин?
Подумайте и скажите, кому может принадлежать этот клюв? (утке)
Почему вы так считаете? (широкий, она процеживает им воду)
Кто хозяин этого клюва? (журавль)
Как служит журавлю его клюв? (достаёт пищу из водоема)
Этим клювом птица долбит кору деревьев и достаёт личинки насекомых, Чей это клюв? (дятла)
Многое о своём обладателе могут рассказать и лапки. Обратите внимание, лапы каждой птицы приспособлены для того образа жизни, который ведёт именно эта птица. Подтвердите мои слова.
Чья это лапка? (утки, приспособлена для плаванья)
Кто хозяин этой лапы? (орел, служит для захвата добычи)
А кому может принадлежать эта лапа? (грачу)
Как служит она своему хозяину? (ходит по земле)
Чем покрыто тело птиц? (все птицы покрыты перьями, которые и составляют их наряд)
Перья могут быть длинными и короткими, образовывать хохолки на голове и прекрасные веерок на спинке, могут закрывать грудку пышным воротничком или делать пушистыми лапки. У любой птички перья разноцветные. Даже у черной галки можно заметить несколько оттенков оперения, а что тогда говорить о павлинах и попугаях?
4. Моделирование из ваты и бумаги
К нам сегодня на это дерево должны прилететь вестовые птицы. Как называются эти вестовые? (грачи)
Рассмотрите части тела своего грача, подумайте о последовательности работы, приложите детали друг к другу, чтобы увидеть, как будет выглядеть ваш грач.
Давайте вспомним правила работы с клеем.
Приступайте к выполнению задания.
5. Итог занятия
Рассмотрите наших вестовых весны. Как они называются? Можно ли с уверенностью сказать, что это действительно грачи?
Сегодня на прогулке внимательно осмотрим деревья вокруг. Я думаю, что мы обязательно увидим грачей, ведь мы и водили хоровод, и играли в народную игру, закликали весну и птиц закличками. Осталось только взять в руки испеченного «жаворонка» и сказать: «Приди весна красная!»