МААМ-картинки

Конспект НОД «Птицы прилетели — весну принесли. Вестовые весны»

Анастасия Макарова
Конспект НОД «Птицы прилетели — весну принесли. Вестовые весны»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание: Рассказать о 22 марта – дне весеннего равноденствия, продолжить знакомить с народными приметами, учить делать вводы о взаимодействиях и взаимосвязях в природе, обратить внимание на особенности внешнего вида пернатых, связанные с различной средой обитания, показать многоцветие и разнообразие мира.

Ход НОД.

I.Сюрпризный момент.

Воспитатель читает загадку:

Метель затихла, ветры смолкли,

У елей чуть блестят иголки.

А Дед Мороз садится в сани,

Ему пора прощаться с нами.

Ему на смену величаво

Идет красавица одна.

О ней вы знаете не мало,

Публикация «Конспект НОД „Птицы прилетели — весну принесли, Вестовые весны“» размещена в разделах

Зовут красавицу. (Весна)

Воспитатель просит детей назвать весенние месяцы.

Назовите, какой же месяц у нас сейчас?

А вы знаете, что в марте есть праздник,который называется "Сорок сороков"?

II.Основной этап занятия.

1. Беседа на тему«Птицы прилетели – весну принесли»

Признаком близкой весны считается прилёт птиц к родным гнездовьям. В деревнях в этот день справляли праздник «Сорок сороков». Народный праздник «Сороки» отмечается 22 марта (по старому стилю – 9 марта). В православном церковном календаре это день почтения памяти сорока мучеников Севастийских. Другие названия праздника: «Сорок сороков», «Сорок святых», «День жаворонка», «Жаворонки». Согласно народному календарю, в этот день зима кончается – весна начинается, день с ночью меряется – равняется (наступает равноденствие). Жаворонками (куликами, тетёрками) также называли печенье в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к этому празднику.

История

Дата получила свое название в честь сорока Севастийских мучеников – воинов-христиан, принявших мученическую смерть. Все они были родом из Каппадокии и служили в римском войске. Военачальник потребовал, чтобы христиане вместе с остальными солдатами принесли жертву языческим богам. После отказа их подвергли пыткам, а потом раздели и заставили стоять в покрытом льдом озере в течение ночи. К утру один из воинов не выдержал – и побежал к теплой бане. Однако, его место среди мучеников занял римлянин Аглаий, которого впечатлила стойкость духа христиан.  Военачальник увидел, что солдаты не отчаялись и не сдались, и приказал всем перебить колени, а затем казнить.

Традиции

Крестьяне говорили, что «на Сороки день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». А предвестниками весны были жаворонки (хотя на Сороки, по поверью, из-за моря прилетали 40 разных птиц).

На Руси к этому дню хозяйки выпекали из теста печенье в виде птиц, как правило, сорок штук – по числу погибших мучеников. Для этого использовали упругое, хорошо вымешанное тесто, а в качестве смазки применяли сладкий крепкий чай.  Иногда в тесто при выпечке «жаворонок» клали предметы – колечко, монетку, пуговицу. Кольцо означало свадьбу, монетка – богатство, пуговица – счастье.

Печенье давали ребятне, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Детвора залезала на крыши, привязывала «жаворонков» к шестам и зазывала птиц скорей прилетать и приносить весну. Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам.

Мальчишки ватагой бегали по улице с этими птахами в руках, подбрасывали вверх, ловили с громкими  криками:

Жаворонки, жаворонки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Весну красну,

Зима надоела,

Весь хлеб поела!

Жаворонки, жаворонки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето!

Летите в поле,

Несите здоровье,

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.

Впрочем, весна могла быть и обманчивой – утренние морозы еще бывали сильны. Если 22 марта случался утренний мороз, говорили, что начались Сороки – сорок морозных дней. Чтобы защититься от «утренников», хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков. Про них говорили: «Сороки святые, колобаны золотые». Шарики полагалось по одному в день выбрасывать из окна в течение сорока дней.

У молодежи в этот день были свои забавы и игры. Они собирались на танцы. Сначала девушки исполняли обряд замыкания зимы и размыкания весны. Они разрывали сорок веревочек или разламывали сорок палочек. Это действие, по мнению наших предков, разрывало путы злых духов, сковывающих землю зимой, и способствовало наступлению весны. Затем начинались массовые гулянья.

Приметы

На Сороки день с ночью мерится, равняется.

Во что Сороки, во то и Петровки.

Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло.

Мороз, случившийся 22 марта, обещает урожай, в особенности проса.

Какая погода на Сороки, такой она будет еще сорок дней.

Слышится гром – к голодному году.

Теплый ветер сулит дождливое лето.

Галки и сороки встречаются в большом количестве, значит, скоро будет тепло.

Чайка прилетела — скоро лед пойдет, весна начнется, жаворонок прилетел — к теплу, зяблик — к стуже.

2. Слушание музыкального произведения П. И. Чайковского "Песня жаворонка".https://www.youtube.com/watch?time_continue=58&v=i1zqN5GagUA

3. Понятно, что на «Сороки» прилетают не все сорок пичуг, а только вестовые. За грачами со дня на день скворчиный посвист послышится.

Воспитатель : А скажите мне дети, какие вы знаете приметы

весны?

Если речка голубая пробудилась ото сна,

И бежит, в полях сверкая,

Значит, к нам пришла…  весна.

Если снег везде растаял

И трава в лесу видна,

И поет пичужек стая,

Значит, к нам пришла…   весна.

Если солнце разрумянит

Наши щеки до красна

Нам еще приятней станет,

Значит, к нам пришла…     весна.

Назовите приметы весны, в которых говорится про птиц.

Грач на проталинку, скворец на прогалинку (Незаросшее деревьями место, поляна или лужайка в лесу).

Увидал скворца – знайвесна у крыльца.

Физкультурная пауза "Живая природа".

Мы природу уважаем (дети ходят по кругу, взявшись за руки,

Бережем и понимаем.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению (чик-чирик)

Паучки терпению (перебирают пальчиками в воздухе)

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду. (з-з-з)

Отражение в воде учит справедливости (пружинка).

Нас деревья всех пород (сжимают ладошки в рукопожатии)

Учат крепкой дружбе.

У природы целый год обучаться нужно (хлопки в ладоши)

4.«Загадки про птиц» https://www.youtube.com/watch?time_continue=329&v=8rpe7KRezJw

5. Работа со схемой «Чей это клюв и что ест его хозяин?»

Давайте вспомним, как выглядят птицы, что у них есть? (Голова, туловище, шея, лапы, хвост, перья, клюв, глаза).

Интересно, что клюв у всех разный, по его виду можно определить, чем птица питается. Давайте попробуем определить, чей это клюв и что ест его хозяин?

Подумайте и скажите, кому может принадлежать этот клюв(утке)

Почему вы так считаете? (широкий, она процеживает им воду)

Кто хозяин этого клюва? (журавль)

Как служит журавлю его клюв? (достаёт пищу из водоема)

Этим клювом птица долбит кору деревьев и достаёт личинки насекомых, Чей это клюв? (дятла)

Многое о своём обладателе могут рассказать и лапки. Обратите внимание, лапы каждой птицы приспособлены для того образа жизни, который ведёт именно эта птица.  Подтвердите мои слова.

Чья это лапка? (утки, приспособлена для плаванья)

Кто хозяин этой лапы? (орел, служит для захвата добычи)

А кому может принадлежать эта лапа(грачу)

Как служит она своему хозяину? (ходит по земле)

Чем покрыто тело птиц? (все птицы покрыты перьями, которые и составляют их наряд)

6. Как вы думаете почему птиц называют друзьями человека? (Приносят пользу). Птицы радуют нас своим щебетанием, людям радостнее, веселее жить. А что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной? (Произойдет экологическая беда. Некому будет защищать парки и сады от вредителей. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить семена ягод и растений. Мы никогда не услышим их чудесных песен и т. д.)

- Что мы можем сделать чтобы помочь птицам? (Не разорять гнезда, подкармливать зимой, сделать скворечники и т. п.)

- Вы молодцы, внимательно слушали, теперь давайте  сделаем изображение птички.

Пальчиковая гимнастика

«Пой-ка, подпевай-ка!», И. Токмакова

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей, 

Эта птичка – воробей, 

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка – свиристель, 

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – жаворонушка, 

Серенькое перышко, 

Это зяблик, это стриж, 

Это развеселый чиж,

7. Обрывная аппликация: «Веселая стайка»

(Дети самостоятельно выполняют обрывную аппликацию птицы грача.)

III. Итог занятия.

- Давайте всех грачей положим вместе, составим панно «Веселая стайка». Какие замечательные птички у вас получились, молодцы! Ребятки, рассмотрите внимательно нашу получившуюся стайку. Какой грач понравился вам больше всего? (Ответы детей)

Публикации по теме:

Мастер-класс по аппликации с элементами рисования «Прилетели скворцы, весну принесли!» к празднику скворцов на МAAMМастер-класс по аппликации с элементами рисования «Прилетели скворцы, весну принесли!» к празднику скворцов на МAAM Доброго времени суток, коллеги! Рада приветствовать всех, кто заглянул ко мне на страничку! В марте месяце с первой оттепелью в наши края.

Конспект занятия в средней группе «Птицы прилетели»Конспект занятия в средней группе «Птицы прилетели» Цель: ознакомление детей с характерными признаками весны и перелётными птицами. Задачи: закрепить знания детей о перелётных птицах; развивать.

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей логопедической группе «Скворцы прилетели — весну принесли»Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей логопедической группе «Скворцы прилетели — весну принесли» Цели. Образовательная: 1. Знакомить с характерными признаками весны. 2. Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период.

Конспект ОД по обрывной аппликации с элементами рисования «Грачи прилетели — на крыльях весну принесли» в старшей группеКонспект ОД по обрывной аппликации с элементами рисования «Грачи прилетели — на крыльях весну принесли» в старшей группе Цель: - продолжать знакомить со способом – обрыванием бумаги (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать.

Конспект организованной образовательной деятельности «Птицы прилетели — весну принесли» в подготовительной группеКонспект организованной образовательной деятельности «Птицы прилетели — весну принесли» в подготовительной группе Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Птицы прилетели - весну принесли» Задачи: Развивающие:.

Конспект познавательной прогулки «Грачи прилетели-весну принесли»Конспект познавательной прогулки «Грачи прилетели-весну принесли» Цель: показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны, систематизировать знания детей о жизни птиц весной. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по аппликации из фантиков «К нам птицы прилетели!» (старшая группа)Конспект занятия по аппликации из фантиков «К нам птицы прилетели!» (старшая группа) Аппликация "К нам птицы прилетели", с элементами рисования и оригами птиц из бросового материала - фантиков. Цели: -научить детей составлять.

Конспект занятия «Птицы прилетели — весну принесли. Вестовые весны» Птицы прилетели – весну принесли. Вестовые весны» Подготовила: Воспитатель группы ЗПР Кириллова Т. Н. Интеграция образовательных.

Мастер-класс по нетрадиционному рисованию ладошками «Птицы прилетели и весну нам принесли»Мастер-класс по нетрадиционному рисованию ладошками «Птицы прилетели и весну нам принесли» Мастер-класс по нетрадиционному рисованию ладошками «Птицы прилетели и весну нам принесли!» Цель: Развитие творческих способностей детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Птицы прилетели — весну принесли. Вестовые весны»
Опубликовано: 18 марта 2024 в 22:28
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Птицы прилетели — весну принесли. Вестовые весны»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Макарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД