Юлия Шуваева
Мини-комплекс интегрированных занятий. Основанный на программе Радыновой «Музыкальные шедевры». Часть 1. Занятие 1
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-комплекс интегрированных занятий
для старшего дошкольного возраста
«Сказка в музыке»
Основан на программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»
Пояснительная записка
Мини-комплекс «Сказка в музыке» основан на программе О. П. Радыновой, по теме «Сказка в музыке. Музыкальные инструменты». Состоит из 6 занятий для старшего дошкольного возраста: Баба Яга, Добрые эльфы и злые тролли, Гномы, Старый замок, Тамбурин и Волынка, Колокольный звон. Мини-комплекс интегрированных занятий направлен на развитие эмоциональности детей через различные виды искусств: поэзию, живопись, литературу, чтобы вызвать наибольшей интерес, активизировать познавательную и умственную деятельность, обогащать чувства и переживания детей, создать мотивационные установки для развития личности дошкольников. В данной методической разработке были объединены занятия О. П. Радыновой по программе «Музыкальные шедевры» по теме «Сказка в музыке» для детей 5-7 лет. А так же добавлены загадки и игры.
Публикация «Мини-комплекс интегрированных занятий, Основанный на программе Радыновой „Музыкальные шедевры“, Часть 1, Занятие 1» размещена в разделах
Интегрированное занятие №1
«Баба Яга»
Цель:
Формировать умения сравнивать пьесы с похожими названиями, находить черты сходства и различия; формировать навыки различия музыкальных средств выразительности, формы произведения.
Предварительна работа:
Просмотр сказок: 1. Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что. 2. Там на неведомых дорожках;
Разучивание игры:
«Бабка-Ёжка»
Разучивание песни:
«Сказки гуляют по свету»
Оборудование:
•
Музыкальный матер
иал:[/h3] «Сказочки» С. Майкапара; «Сказочки» Д. Кабалевского; «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна; П. Чайковский «Нянина сказка», «Баба Яга» П. Чайковского; «Сказочка» Прокофьев; А. Лядов «Баба Яга»; «Баба Яга или Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского
•
Репродукции картин:
И. Я. Билибин «Баба Яга»;
•
Дополнительный материал:
Загадки о Бабе Яге, Игра «Бабка-Ёжка», «Сказки о Бабе Яге»
•
Портреты композиторов:
С. Прокофьев, С. Майкапар, Д. Кабалевский, А. Хачатурян, П. Чайковский, М. Мусоргский
Ход занятия.
Дети входят в зал под музыку С. Майкапара «Сказочки»
Музыкальный руководитель поёт (М. Р.): «Здравствуйте, ребята»
Дети отвечают «Здравствуйте»
М. Р. : Ребята, сегодня вы входили в зал под музыку. А кто скажет, какая была музыка?
Дети отвечают.
М. Р. : Книжки разные на свете,
Ну, а эти больше всех их любят дети
Дети: книги сказок
М. Р. : А вы, любите сказки?
Дети: Да
М. Р. : Как вы знаете, музыка может рассказывать разные сказки – грустные, таинственные, добрые. В зал вы заходили под музыку С. Майкапара «Сказочки». Посмотрите на его портрет. Сегодня вы услышите ещё 4 сказки, рассказанные музыкой: 2 пьесы одна из «Детского альбома» П. Чайковского (показывает портрет композитора) Давайте, послушаем «Нянину сказку» Чайковского
Прослушивание пьесы П. Чайковского «Нянина сказка»
А вот название другой пьесы отгадайте по загадке.
Стоит Старушка
Сзади - избушка.
Держит помело.
Летает, пока не рассвело
Дети: Баба Яга
М. Р. : Молодцы. И следующая пьеса называется «Баба Яга», которую тоже написал Пётр Ильич Чайковский. Давайте послушаем.
Звучит фрагмент пьесы «Баба Яга» П. Чайковского
М. Р. : Сейчас мы прослушаем ещё одну пьесу, которую написал Сергей Сергеевич Прокофьев, посмотрите, как он выглядел (показывает портрет композитора) из сборника «Детская музыка» а называется она «Сказочка»
Звучит фрагмент пьесы «Сказочка» Прокофьева
М. Р. : А теперь, для вас задание. Слушайте внимательно. Я сейчас сыграю все 3 пьесы, а вы постарайтесь определить настроения.
Исполняет 3 пьесы
Дети: В первых двух сказках музыка сердитая, тревожная, злая, а в последней добрая, светлая, мягкая, неторопливая.
М. Р. : Молодцы! Две пьесы – «Нянина сказка» и «Баба Яга» следуют в «Детском альбоме» Чайковского одна за другой. В альбоме рассказывается об одном ребёнке. Вечером няня, укладывая малыша спать, запугивает его страшными историями, чтобы унять, угомонить ребёнка. Обе сказки фантастические, устрашающие. Музыка быстрая, громкая, колючая, острая, с внезапными акцентами, таинственная, недобрая (звучат фрагменты). А в «Сказочке» С. Прокофьева изображается неторопливый, однообразный звук прялки (играет 1-2 такты) и на этом усыпляющем, спокойном, монотонном фоне слышится мягкая, светлая, плавная мелодия. Эта привольная, широкая мелодия похожа на русскую песню, протяжную, добрую. Она спускается сверху вниз, звучит сказочно, неспешно (звучит фрагмент)
М. Р. : А что ещё вы знаете про сказки?
Дети: Песню
Песня «Сказки гуляют по свету»
М. Р. : И ещё одна пьеса, которую мы с вами прослушаем, а вы мне скажите, какого сказочного персонажа вам напомнила музыка?
Прослушивание пьесы П. Чайковского «Баба Яга»
Дети отвечают.
М. Р. : Как рассказывает музыка о Бабе Яге? (исполняет пьесу, либо включает запись)
Дети: Музыка злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. Баба Яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя её помелом. В конце исчезает, проваливается сквозь землю, пропадает.
М. Р. : Молодцы! В начале пьесы музыка зловещая. В ней слышны аккорды с жёсткими акцентами, будто Баба Яга ковыляет, прихрамывая, затевает что-то недоброе.
Не только Чайковский, но и другие композиторы изображали Бабу Ягу в своих музыкальных сказках.
Русский композитор Анатолий Константинович Лядов (посмотрите на его портрет) написал небольшую пьесу для оркестра. А у Модеста Петровича Мусоргского, в его «Картинках с выставки», есть пьеса, которая называется «Избушка на курьих ножках или Баба Яга». Давайте послушаем эти произведения и сравним их с пьесой П. Чайковского.
Свою сказку А. Лядов написал на сюжет «Народных русских сказок» А. Афанасьева: «Баба Яга вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с пестом и помелом след заметать… Скоро послышался в лесу шум: деревья затрещали, сухие листья захрустели…» (звучит запись)
Во вступлении композитор изобразил свист Бабы Яги (играет флейта) и подъезжающую ступу. Музыка звучит низко, зловеще, страшно. Слушая её, можно представить себе тёмный дремучий лес, в котором живёт Баба Яга. Слышатся таинственные шорохи, лесные шумы, потрескивание сломанных сучьев. И вот Баба Яга понеслась, погоняя свою ступу. Звуки ксилофона напоминают стук костей, которыми Баба Яга грозит, размахивает. Злые акценты, отрывистые возгласы, короткие мелодические интонации изображают полёт Бабы Яги, которая гремит костями, свистит, злится (звучат фрагменты).
Музыка похожа на зловещую пляску, потом начинает звучать высоко, легко, танцевально, будто ступа с Бабой Ягой взвилась высоко в небо и унеслась. И всё-таки Баба Яга не кажется по-настоящему страшной, скорее – смешной. Отдельные отрывистые звуки флейты, волшебные, колючие и посвист в конце выразительно и с юмором изображают её исчезновение. (запись звучит повторно)
А как Баба Яга изображается у Мусоргского
Звучит запись
Дети: Она злющая, свирепая
М. Р. : Да, с первых звуков музыка рисует портрет свирепой, разъяренной, лютой ведьмы. Музыка звучит очень громко, с резкими, внезапными, жёсткими акцентами. Сначала она прерывистая устрашающими, зловещими паузами, потом движется с непрерывным ускорением, мчится – грозная, чёткая, ритмичная, похожая на дикий лихой пляс или стремительный полёт, властная мощная, даже с оттенком злобного торжества
Звучит фрагмент
В пьесе Мусоргского три части. В середине всё внезапно затихает, слышатся странные, дрожащие, волшебные звуки. Мелодия звучит тихо, в низком регистре, таинственно, словно Баба Яга затеяла что-то недоброе, бурчит, колдует, шепчет, возится… (звучит фрагмент средней части)
И опять музыка становится жёсткой, свирепой, грозной, как в начале.
Звучит запись
Музыкально - ритмическая игра «Бабка-Ёжка»
Бабка Ёжка костяная ножка;
С печки упала ногу сломала,
А потом и говорит:
«У меня нога болит»
Пошла она на базар,
Раздавила самовар,
Пошла на улицу,
раздавила курицу,
Вышла на лужайку, испугала зайку.
После этих слов Бабка Ёжка выбегает из дома и догоняет детей, прикасается к ним рукой. Пойманных детей Баба Яга уводит к себе в дом.
В какой из трёх пьес (Чайковского, Лядова или Мусоргского) Баба Яга вам показалась самой злой?
Звучат фрагм
енты[/h3]
Дети: В последней пьесе, у М. Мусоргского
М. Р. : Да, в пьесах П. Чайковского и А. Лядова можно найти и черты юмора, а у Мусоргского Баба Яга очень страшная. Ребята, давайте попробуем под музыку Мусоргского передать в движении характер Бабы Яги.
Звучит фрагмент
А сейчас вы пойдёте в группу, и нарисуете Бабу Ягу, такой, какой она вам представилась из прослушанных пьес.