Юлия Шуваева
«Старый замок». Интегрированное занятие по программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие №4
«Старый замок»
Цель: формировать умение чувствовать настроение музыки; развивать навыки различия выразительных средств, создающие образ. Развивать творческое воображение, умение выразить в слове, образе характер музыки.
Предварительная работа:[/b] чтение сказки «Заколдованный замок», просмотр мультфильма «Спящая красавица».
Оборудование:
Публикация «„Старый замок“, Интегрированное занятие по программе О, П, Радыновой „Музыкальные шедевры“» размещена в разделах
• Музыкальный материал: М. П. Мусоргский «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки», П. И. Чайковский «Спящая красавица»
• Портреты композиторов: М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского
• Репродукции картин: шотландский замок «Балморал»
• Дополнительный материал: цветной картон, ножницы, клей, эскиз замка
Ход занятия.
Дети входят в зал под Марш, садятся на стулья.
Музыкальный руководитель поёт (М. Р.): «Здравствуйте, ребята»
Дети отвечают «Здравствуйте»
М. Р. (показывает репродукцию замка): Ребята, кто мне скажет, что изображено на картине?
Дети: Замок.
М. Р. : Верно, на картине изображён старый замок. Каменные толстые стены, высокие башни, причудливые, удлиненной формы окна с резными решётками… Замок обычно стоит в живописном месте, на высокой горе. Он суровый, мощный, обнесен оградой – толстыми стенами, валами, рвами. Послушайте, как музыка может нарисовать картину старого замка?
Звучит пьеса.
Эту пьесу написал замечательный русский композитор Модест Петрович Мусоргский (показывает портрет композитора). Она входит в его цикл «Картинки с выставки». С некоторыми пьесами из этого цикла вы уже знакомы. Пьеса интересна тем, что музыка без помощи слов очень выразительно изображает картину мрачного, сурового старинного замка, и мы чувствуем какой-то необыкновенный дух таинственности, старины. Словно замок виднеется в тумане. Окружен ореолом загадочности, волшебства.
Пьеса звучит повторно.
М. Р. : А как вы думаете, в этом замке кто-нибудь живёт или он заброшенный, нежилой?
Дети: В нём никого нет, он заброшенный, пустой.
М. Р. : Почему вы так думаете, как музыка рассказала об этом?
Дети: Музыка застывшая, грустная, тихая, медленная, таинственная
М. Р. : Да, музыка звучит загадочно, волшебно, будто все замерло, заснуло. Один и тот же звук в басу тихо и монотонно повторяется, создавая характер оцепенения. Мелодия на этом мрачном, сонном, волшебном фоне грустная, заунывная, иногда с некоторым волнением, будто ветер завывает в пустых покоях замка… И снова все замирает, остаётся без движения, стихает.
Помните, мы смотрели мультфильм «Спящая красавица», кто помнит, о чём там рассказывается?
Дети: В мультике рассказывается о том, как принцесса, уколов палец веретеном, заснула на много-много лет. Её заколдовала злая волшебница. Но доброй волшебнице удалось смягчить колдовство, и она предсказала, что принцесса проснётся, когда её полюбит прекрасный принц.
М. Р. : Сейчас, мы прослушаем фрагмент из балета «Спящая красавица», который написал русский композитор Пётр Ильич Чайковский.
Звучит фрагмент
М. Р. : Может быть, композитор хотел изобразить такой замок или другой – замок Кощея Бессмертного, мрачный, страшный, унылый, в котором нет ничего живого?
Звучит фрагмент[/b]
А сейчас давайте, смастерим свой замок из цветного картона.
Под музыку из балета "Спящая красавица" П. И. Чайковского дети при помощи воспитателей и музыкального руководителя делают замок, затем уходят в группу.