Флора Исаева
Конспект занятия по ознакомлению со свойствами воздуха «Поиграем в прятки»
▼ Скачать + Заказать документы
Ппоказать, что воздух есть вокруг нас, способы его обнаружения в разных предметах, выявить свойства воздуха.
Цель: показать, что воздух есть вокруг нас, способы его обнаружения в разных предметах, выявить свойства воздуха.
Задачи:
Область «Познание»
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению со свойствами воздуха „Поиграем в прятки“» размещена в разделах
Развитие познавательной активности дошкольников в процессе поисковой деятельности, интереса к исследовательской деятельности, приобретение знаний самостоятельно и под тактичным руководством взрослого
Область «Коммуникация»
Формирование связной речи, умение грамотно, точно и последовательно выражать свои мысли, правильно строить предложения, делать умозаключения.
Область «Социализация»
Воспитание настойчивости в достижении цели, развитие инициативы.
Область «Здоровье»
Совершенствование знаний о здоровом образе жизни, развитие правильного выполнения дыхательных упражнений, поддержание бодрого настроения.
Чтение художественной литературы:
Развитие у ребят памяти, интереса к рифмам.
Демонстрационный материал:
• аквариум с водой,
• салфетка, 2картинки с изображением города и леса,
• схемы, отображающие свойства воздуха.
Раздаточный материал:
• по 2 баночки с водой, одна покрыта салфеткой,
• трубочка,
• кусочек губки,
• осколок кирпича,
• веер,
• цветочек, привязанный на ниточке,
• целлофановый мешочек,
• кубики,
• резиновая игрушка.
Формы организации нод
• Сюрпризный момент
• Рассматривание картины и объектов
• Опыты, исследовательская деятельность
• Обсуждение
• Физминутка
Воспитатель: Ребята, сегодня я встретила своего друга- художника. Он подарил мне две картины, где отразил свои впечатления после летнего отдыха. Как вы, думаете, где отдыхал художник?
Дети: Он гулял по городу и был в лесу.
Воспитатель:Где художнику было лучше отдыхать? Почему? (ответы детей)
Где был чистый воздух?
Дети: В лесу.
Почему?
Дети: В лесу много растений, они выделяют кислород, которым мы дышим. Чем больше растений, тем чище воздух.
Воспитатель: Чем загрязнен воздух в городе? (ответы детей)
Ребята, подумайте и скажите, что мы можем сделать, чтобы помочь городу очистить воздух? (ответы детей)
Что же мы можем посоветовать моему другу- художнику, где чаще гулять летом? (ответы детей)
А почему нужно чаще гулять на свежем воздухе? (ответы детей)
Правильно, дети, молодцы! Мы много говорили про воздух, а где он?
ГОЛОС: А я здесь, рядом с вами. Хотите со мной поиграть? Давайте играть в прятки, я, чур, прячусь, а вы меня ищите.
Воспитатель: Ребята, вы согласны его поискать?
Дети: Да.
Воспитатель: С чего же начнем? Хотите посмотреть, нет ли воздуха в полиэтиленовых мешочках?
Тогда садитесь на подушечки. Заполните мешочки кубиками одного любого цвета. Каким стал мешочек и почему? (Ответы детей)
Значит, мешочек становится выпуклым, когда в нем чего-нибудь есть. Добавьте еще кубиков другого цвета. Что стало с мешочком?
Дети: Он стал еще более выпуклым.
Воспитатель: Ребята, что же мы можем сказать? Отчего зависит размер мешочка?
Дети: Чем больше предметов, тем больше мешочек.
Воспитатель: А теперь освободите мешочки от кубиков, рассмотрите их и ответьте, есть ли что-либо в них?
Дети: Нет.
Воспитатель: Я вам сейчас предлагаю скрутить мешочек со стороны отверстия. Что делается с мешочком?
Дети: Он вздувается.
Воспитатель: А почему? Мы же говорили, что он вздувается только тогда, когда в нем что-то есть.
Дети: Там воздух.
Воспитатель: Правильно, ребята, мы нашли воздух в мешочках, а вы его видите?
Дети: Нет.
Воспитатель: Теперь давайте выпустим его из мешочков. Ему, наверное, там тесно.
ГОЛОС: Убежал! Убежал! Догоняйте! Вот какой я быстрый!
(Стоя у аквариума)
Воспитатель: А хотите, ребята, проверить есть ли воздух в стакане?
Дети: Да.
Воспитатель: Вот стакан. В нем есть что-нибудь?
Дети: Нет.
Воспитатель: А сейчас? (на дно прикрепляется салфетка). Теперь посмотрите,что я сделаю (опускается перевернутый стакан с салфеткой внутри в аквариум с водой). Вода вошла в стакан?
Дети: Да.
Воспитатель: Посмотрите, салфетка не намокла. Почему?
Дети: Вошло мало воды.
Воспитатель: А ведь вода могла подняться выше, что ей помешало?
Дети: Воздух, который там был.
Воспитатель: А вы его видели?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему же мы его не видим?
Дети: Он невидимый (выставляется схема с изображением глаза).
Воспитатель: Дети, хотите почувствовать прикосновение воздуха к каждому из вас?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Возьмите веера, помашите ими перед лицом. Чувствуете, как воздух прикоснулся к вашим носикам и щечкам. Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни?
Дети: Вентилятором, кондиционером.
А теперь подуйте на ручку вот так (показывается 2 раза). Какой воздух?
Дети: Холодный и теплый.
Воспитатель: Значит, ребята, что мы можем сказать о воздухе.
Дети: Он невидимый, но мы его чувствуем и можем ощущать (выставляется схема с изображением руки)
Воспитатель: Я вам сейчас, ребятки, открою секрет. Воздух имеет разные голоса. Возьмите по одной резиновой игрушке и поиграйте с ними. Кто это у вас сейчас пищал? (ответы детей).
Итак, мы воздух можем слышать (выставляется схема с изображением уха)
Воспитатель: В какой хорошо знакомой игрушке много воздуха? Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?
Дети: Мяч, в котором много воздуха, лучше прыгает.
Ребята, а вам воздух ничего не сказал?
ГОЛОС: Куда же еще спрятаться. Вот сюда сейчас заберусь.
Воспитатель: Интересно, куда же он решил забраться. А посмотрите, сколько разных предметов на столах. Давайте в них поищем воздух.
(садятся за столы)
Рассмотрите губку. Какая она, потрогайте.
Дети: Мягкая.
Воспитатель: В губке, ребята, есть отверстия. Как вы думаете, что в этих отверстиях?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Проверим. Опускаем губку в воду. Есть воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Пузырьки выходят.
Воспитатель: Значит, в мягких предметах есть воздух. А в твердых? Найдите у себя на столе твердый предмет.
Дети: Кирпич.
Воспитатель: Проверьте, есть ли в кирпиче воздух (бросают кирпич в баночку с водой и опять появляются пузырьки в воде)
И в кирпиче есть воздух.
(Обратить внимание детей на пузырьки на стенках баночки) Это о чем говорит?
Дети: Воздух есть в воде.
Воспитатель: Ну что же, ребята, скажем воздуху, где мы его нашли, где он прячется.
(Дети перечисляют)
Воспитатель: Воздух всюду вокруг нас. А только ли вокруг нас, а в нас самих нет?
Дети: Есть.
Воспитатель: А зачем он живет в нас?
Дети: Мы им дышим, вдыхаем и выдыхаем.
ФИЗМИНУТКА.
Разучивание стихотворения.
Каждый день я в шарик дую,
Над дыханием колдую.
Шарик я надуть стремлюсь
И сильнее становлюсь.
Дыхательное упражнение «Трубочка»
Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, трубочки, один конец опустите в воду, а другой возьмите в рот и тихонько подуйте в нее. Что опять в воде?
Дети: Пузырьки.
Воспитатель: Значит, действительно в нас есть воздух. Что-то воздух притих. Продолжим его поиски. Возьмите в руки цветочки, подвешенные на ниточках, подуйте на них. Что происходит с цветочками?
Дети: Они отклоняются.
Воспитатель: Почему? На что похож сейчас воздух?
Дети: На ветер.
Воспитатель: Когда воздух перемещается, мы говорим - дует ветер. Когда дует ветер, что происходит в природе?
Дети: Все двигается, качаются деревья.
Воспитатель: Значит, ребята, мы узнали еще одно свойство воздуха – он движется (выставляется схема с изображением дерева)
Ребята, я думаю, хватит его искать, пора ему и показаться. Давайте попросим его выйти.
ГОЛОС: Рад бы, да я не могу.
Ребята, почему?
(Ответы детей по выставленным схемам, они перечисляют свойства воздуха)
Дети: Воздух невидимый, его можно слышать, чувствовать и он может двигаться.
Воспитатель: Воздух, может быть, хватит на сегодня играть. Давай продолжим игру завтра. А ты подумай, где еще можешь спрятаться.
ГОЛОС: Хорошо.
Используемая литература
1. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. — М. : Просвещение, 1986.
2. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М. : Творческий Центр Сфера 2007.
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.
4. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М. : Пед. общество России, 2003
5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2004
6. Поддъяков Н. М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1998.
7. Равиза Ф. В. Простые опыты. – М., 1997.
8. Смирнов Ю. И. Воздух : Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. – СПб.