Елена Алешина
Конспект занятия с использованием элементов системно-деятельностного подхода «Подарок маме»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с использованием элементов системно-деятельностного подхода
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №44
Конспект интегрированного занятия
с использованием элементов системно-деятельностного подхода
«Подарок маме»
Составил:
воспитатель Алешина Е. И.
г. Саров
2019
Задачи НОД:
• вызвать желание сделать для мамы подарок своими руками, самостоятельно ставя практическую и задачу и поэтапно решая ее;
Публикация «Конспект занятия с использованием элементов системно-деятельностного подхода „Подарок маме“» размещена в разделах
• закреплять навыки плавной речи при ответе на вопросы словосочетанием и коротким предложением, упражнять в элементарной ситуативной речи;
• продолжать знакомить со свойствами и качествами различных материалов (бумага, разные виды ткани, кожа, мех, учить соотносить свойства материала с его назначением;
• закреплять в активном словаре прилагательные, обозначающие свойства и качества материалов, а также относительные прилагательные;
• активизировать познавательную активность детей через самостоятельную практическую деятельность при изучении свойств материалов, в том числе через опытническую деятельность;
• формировать навыки работы с тканью при выполнении аппликации;
• воспитывать умение работать в группе.
Оборудование: телефонная трубка, кусочки ткани и бумаги для опытов по количеству детей, шаблоны «фартук» по количеству детей, кусочки материалов в папках (шерсть, шелк, мех, хлопок, кожа, предметные картинки «Одежда и обувь», схемы для анализа свойств и назначения ткани, клей-карандаши по количеству детей, клеенки на столы по количеству детей.
Ход НОД:
1. Создание мотивации к изготовлению подарка к Дню мам
Воспитатель: Ребята, давайте за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Пусть у всех будет хорошее настроение. Отгадайте загадку. О ком она?
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит,
И заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз? - правильно мама.
Воспитатель:-Ребята,скоро будет праздник всех мам-День матери. Я знаю, что все мамы по вам скучают и вы тоже по ним скучаете. Давайте подарим им красивые слова, мамы услышат их у них тоже будет хорошее настроение.
Игра с телефонной трубкой в круге «Ласковые слова о маме»
А как еще можно порадовать мам?-Ответы детей.
Воспитатель:-А что мы с вами можем сделать?-Ответы детей.
Воспитатель:-Давайте сделаем то, что будет маму радовать каждый день. Что мама делать каждый день для своей семьи?-Ответы детей.
Что ей нужно,чтобы не испачкать одежду?-Ответы детей.
Воспитатель:-Давайте сделаем для мам фартуки. А какой материал лучше подойдет для фартука? -Ответы детей.
Воспитатель: -Давай проверим это в нашей лаборатории.
2. Опытническая деятельность детей -сравнении бумаги и ткани.
После каждого опыта дети самостоятельно делают выводы и выбирают материал, из которого будут делать подарок для мамы. Результаты опытов можно заносить в морфологическую таблицу.
Воспитатель: - Для чего нужен фартук? – (Для защиты одежды от капель, частей пищи)
Воспитатель: - Материалов много: металл, пластмасса, бумага, ткань, какой материал выбрать?
Ответы детей: - Для фартука подойдут только лёгкие материалы из ткани или бумаги.
Воспитатель: -Ткань или бумага? Фартук может пачкаться?
Ответы детей: - Да, тогда его следует постирать.
Опыт 1.
Воспитатель: - Фартук должен быть прочным?
Ответы детей: - Да, конечно, ведь он служит хозяйке долго, несколько раз стирается, чтобы быть чистым.
Воспитатель: - Давайте попробуем порвать ткань и бумагу. Выясним, какой материал прочнее?
Дети сравнивают ткань и бумагу, пытаясь их порвать. Далее делается совместное умозаключение о том, что ткань прочнее.
Опыт 2.
Воспитатель: - Фартук должен быть опрятным?
Ответы детей: - Да, конечно, он должен быть чистым и глаженым.
Воспитатель: - Давайте попробуем смять эти материалы и разгладить их, как это бывает во время стирки. Как вы думаете, что мы увидим в результате?
Ответы детей: - Бумага и ткань будут мятыми.
Воспитатель: - Давайте проверим ваши предположения.
После опыта совместно оговариваются наблюдаемые результаты и делаются выводы о том, что ткань разглаживается, а бумага нет.
Опыт 3.
Воспитатель: - Давайте проверим, намокает ли ткань и бумага и как они себя ведут? Меняются ли их свойства? Посмотрите на схему опыта и сделайте всё по порядку. Дети опускают в воду лоскут ткани, проверяют, намокает ли и отжимают, после отжимания пытаются расправить.
Воспитатель: - Давайте сделаем вывод: подходит бумага для фартука?
Ответы детей: - Нет, потому что бумага, когда намокает, делается непрочной и мнётся, быстро рвётся.
Воспитатель: - Согласна, если сделать фартук из бумаги, тогда он будет одноразовым. Фартук из ткани будет прочным, многоразовым, который можно много раз стирать.
Воспитатель: - Давайте посмотрим на таблицу, какой материал мы выберем для фартука?
Ответы детей: - Для фартука подойдёт ткань, потому что она не рвётся, стирается и разглаживается.
Воспитатель: -Дети, а где мы с вами возьмем ткань?-Ответы детей.
Воспитатель:-А сейчас мы пойдем в магазин и купим ткань.
3. Игра «Магазин тканей»
Логопед: «Здравствуйте, ребята!»
Дети: «Здравствуйте!»
Логопед: «Добро пожаловать в мой магазин. Что вы хотите купить?»
Дети: «Ткань».
Логопед: «В моем магазине много разных материалов. Все они разложены по своим коробочкам. Сейчас я вам их покажу».
Дети выбирают коробочку. Логопед открывает коробку и раздает детям кусочки материала.
Логопед: «Этот материал называется «кожа». Потрогайте ее. Какая она на ощупь?»
Дети: «Гладкая, прочная, плотная» (при необходимости логопед активизирует словарь детей).
Логопед: «Давайте попробуем подобрать знак для этого материала. Посмотрите на доску. Какая картинка подходит для кожи больше всего? Да, это змея, ведь тело змеи покрыто гладкой кожей. Давайте прикрепим кусочек кожи к карточке с ее символом. (Один ребенок прикрепляет кусочек кожи к карточке с помощью скрепки.) Хорошо. А что же можно сделать из кожи? Давайте попробуем выбрать предмет. Сапоги из кожи – это какие сапоги?»
Дети:«Кожаные».
Логопед:«Да, правильно. Вещи из кожи прочные, теплые. В какое время года мы чаще носим такие вещи?»
Дети:«Осенью»
Логопед:«Да, верно. А теперь посмотрим, что в другой коробочке».
Логопед раздает детям кусочки ткани из следующей коробочки. Дети ощупывают материал.
Логопед: «Эта ткань называется шелк. Какой шелк на ощупь?»
Дети: «Гладкий, тонкий, легкий».
Логопед: «Про какого представителя животного мира вы подумали, когда ощупывали шелк? Да, верно, о бабочке, потому что у нее такие же тонкие и легкие крылья. Давайте прикрепим кусочек шелка к карточке. А что можно шить и шелка?»
Дети: «Платье»
Логопед предлагает одному из детей прикрепить изображение платья к карточке шелк.
Логопед: «Верно. Одежда из шелка легкая, красивая. Когда люди могут надевать одежду из шелка?».
Дети отвечают.
Аналогичная работа проводится с шерстю, мехом, хлопком.
Логопед: «Ну что же, теперь осталось выяснить, какой же материал вам надо купить, чтобы сделать фартуки для мам. Я хочу дать вам задание. Возьмите в руки по одному кусочку ткани. Внимательно посмотрите на доску. Здесь предметы одежды и обуви. Подумайте, какую одежду или обувь шьют из того материала, который вы держите в руках и ответьте на мои вопросы».
Дети по очереди отвечают на вопросы логопеда: «Какую одежду шьют из? Шуба из меха – это какая шуба?», и прикрепляют свой кусочек ткани к нужной картинке.
Логопед: «Какие вы молодцы, как много вы знаете. Итак, мы с вами сами не заметили, как выяснили, какую ткань вам нужно купить для фартуков. Какую же?»
Дети: «Хлопок».
Логопед: «Но я не могу просто так отдать вам хлопок. У меня же все-таки магазин. А вот продать смогу. Только не за деньги, а за уменья. Вы умеете шить? Докажите».
4. Физкультминутка «Танечка, бери иголку…»
Логопед: «Какие вы молодцы. Вот ваш хлопок. Можете приступать к работе».
5. Игра «Швейная мастерская»
Воспитатель:-Дети, ткань мы купили и сейчас я вас всех приглашаю в студию делать мамам подарки,проходите, пожалуйста,занимайте свои места.
Дети проходят в студию, для каждого ребенка заготовлена рамочка из картона для фартука. В рамочку дети вклеивают кусочки ткани
Воспитатель: -Ребята, я думаю,что каждой маме будет очень приятно получить подарок от своего ребенка сделанный своими руками.