Шевелёва Галина
Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [ж]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж-ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе „Дифференциация звуков [ж]-[ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику;
-развивать мышление, память, связную речь;
- воспитывать интерес к занятиям;
-соблюдать правила поведения на занятии;
-воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
Материалы:
- карточки с изображением жука и змеи на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Организационный этап
- Ребята, сегодня я вам принесла картинки, а кто на них изображён, вы узнаете отгадав загадки.
- Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я не железный, я же – … (ЖУК)» выставляется картинка
- Правильно ребята, это жук, а зовут его жук Жужу.
- Как жужжит жук? (жжж). А давайте пожужжим как жук. (ж-ж-ж)
- А сейчас послушайте следующую загадку.
- Веревка по земле ползет,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Потому что Я - (ЗМЕЯ) выставляется картинка
- Молодцы, это змея. Зовут её змейка Шушу.
- Как шипит змея? (шшш)
- Жук Жужу жужжит, змейка Шушу шипит, ребята кто догадался, с какими звуками мы будем играть сегодня? (Ж-Ш).
- Ребята, а вам не кажется, что Жужжу и Шушу чем-то расстроены, по моему они поссорились.
- Да, они в ссоре. Шушу говорит, что она главнее, потому что она шипит, и её звук «Ш» главный, а жук говорит, что главнее звук «Ж» и лучше жужжать чем шипеть.
- Я ребята, думаю, что им не стоит ссориться из-за того кто главный, ведь в русском языке все звуки важны и нужны.
- Сегодня мы будем различать звуки ш-ж, правильно и чётко их произносить.
- Чем отличаются эти звуки? (звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой)
- Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.
- Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко дрожит)
- А теперь звук – ш-ш-ш.
-Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко молчит)
- Чем похожи эти звуки? (оба звука – всегда твердые, согласные).
-Молодцы ребята! Чтобы нам легче было играть со звуками, сначала предлагаю выполнить зарядку для наших язычков.
Артикуляционная гимнастика.
Мы пришли ребята с вами
На весёлую поляну.
Ой, куда же мы попали?
И оглядываться стали.
Влево, вправо, вверх, вниз,
Не дрожи, улыбнись… .
Раз улыбка, два, три…
Зубы лучше покажи.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем…
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счё т его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
- Молодцы ребята, вот мы и потренировали свои язычки. А теперь давйте поиграем в игру со звуками «Ш-Ж»
1. Дидактическая игра «Поймай звук»
- Возьмите карточки. Что на них изображено?
- Какой звук слышится, когда летит жук? (ж-ж-ж)
- Как шипит змея? (ш-ш-ш)
- Сейчас я буду называть слова, если услышите звук – ж, поднимайте карточку с жуком, звук –ш, поднимайте карточку со змеёй.
Слова: пышка, плюшка, пижама, ежевика, шкаф, ножи, мыши, машина, флажок. шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, шмель, дожди.
- Вы хорошо справились с заданием, а сейчас следующее задание.
2. «Добавь слово»
- Послушайте меня внимательно. Сейчас я буду читать вам маленькие стихотворения. Я начну предложение, а вы его закончите, добавите слово, которое подходит.
1. И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по… (животикам).
2. Лежебока рыжий кот
Отлежал себе… (живот).
3. И беседовал с ужами, заяц хлопая (ушами)
4. Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему… (поможет).
5. Как на тоненький ледок выпал беленький (снежок)
6. Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на… (машине).
7. Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень (жарко)
- Молодцы, все слова в стихотворениях добавили правильно.
- Молодцы ребята.
- Cледующее задание называется Замени звук [Ш] на [Ж]
5. «Замени звук [Ш] на [Ж].
-Я буду вам читать слова со звуками «Ш», а вы должны будете звук «Ш» заменить на звук «Ж»
Шар – жар, шить -, шаль -, шитье -, уши -, Луша -, машет -, нашивка - …
6. Игра «Большой-маленький». Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
-Я буду называть слова, а вы должны превратить этот предмет в маленький.
Например: снег-снежок
Слова:
утюг –утюжок, сапог-сапожок, петух-петушок, флаг-флажок, пирог-пирожок
7. Фонетическая ритмика «Жук». Координация речи с движением.
Дети становятся в круг. Выполняют движения.
На лужайке, на ромашке Кружение с поворотом
Жук сидел в цветной рубашке Приседание руки на пояс.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу
Тихо по ветру качаюсь, Движения по тексту.
Низко -низко наклоняюсь.
- Следующее задание «Повтори чистоговорки»
8. «Повтори чистоговорки»
Ша-Ша-ша наша Нюша хороша.
Жа-Жа-Жа есть иголки у ежа.
Жи-Жи-Жи у меня ножи.
Шу-Шу-Шу шубу я ношу.
Жу-Жу-Жу жук жужжал Жжжу-Жжжу.
Аш-Аш-Аш мы долелали шалаш.
Аж-Аж-Аж есть у нас багаж.
Ыш-Ыш-Ыш плачет наш малыш.
Уж-Уж-Уж в кустах сидит уж.
Уш-Уш-Уш я пойду скорее в душ.
Ушу-Ушу-Ушу скушай быстро грушу.
Жок-Жок-Жок скушай вкусный пирожок.
Ошка-Ошка-Ошка на окошке кошка.
Ужа-Ужа-Ужа впереди большая лужа.
Ышка-Ышка-Ышка там маленькая мышка.
- Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. Посмотрите наши гости Жук Жужу и змейка Шушу улыбаются, они помирились. Мы с вами доказали им, что и звук «Ж» и звук «Ш» важны и нужны в речи. Я думаю, что они никогда не будут ругаться и спорить кто главнее. Жужу и Шушу благодарят вас помощь. Д
Рефлексия
- Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на нашем занятии? (Ответы детей).
- С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются?
- Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей).
- Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении? (Ответы детей).