Ирина Шулепова
Конспект занятия по ЗКР «Приключения зайчишки-трусишки. Звук [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук «Ш». Приключения зайчишки-трусишки.
Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука «Ш» в словах и фразовой речи. Воспитывать четкое произношение, фонематический слух, умение использовать в речи интонацию голоса и четкую дикцию.
Оборудование:
- игрушки: мишка, зайчик, лягушка, мышка;
- предметные картинки: кукушка, шмель, шишки, ромашка, ландыш, кувшинка, кашка, камыш;
- зеркала;
- альбомный лист с изображением шариков для штриховки;
- карандаши.
Ход занятия.
1. Оргмомент. Психогимнастика.
Публикация «Конспект занятия по ЗКР „Приключения зайчишки-трусишки, Звук [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей (выставляются игрушки)
- Это мишка – шалунишка, зайчишка – трусишка, лягушка – квакушка - попрыгушка, мышка – норушка.
- Давайте, каждого из героев изобразим мимикой и жестами.
2. Введение в тему. Характеристика звука «Ш» по артикуляционным признакам.
- Какой одинаковый звук вы услышали в именах наших гостей? (звук «Ш»)
- Сегодня мы будем вместе с ними учиться правильно и четко произносить его в словах и в предложениях.
- Давайте произнесем звук «Ш»
- Что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (вытягиваются трубочкой)
- Где находится язык? Какой он: узкий или широкий? (язык широкий, чашечкой)
- Как мы произносим звук «Ш» - с голосом или без него? (без голоса, значит он глухой)
- Звук «Ш» звучит твердо или мягко? (твердо)
- Этот звук гласный или согласный? (согласный)
3. Артикуляционная гимнастика.
- Сегодня я вам расскажу историю про мишку.
В холодный осенний вечер маленький мишка сел на пенёк и стал вспоминать тёплое лето. Как он со своими друзьями – лягушкой и слоником ходил в лес (упражнение «Улыбка» - «Хоботок», чередование). В лесу они собирали землянику, а потом все вместе варили земляничное варение (упражнение «Вкусное варение») и пили чай (упражнение «Чашечка») с блинами (упражнение «Блинчик»).
Хорошо было летом, но уже поздняя осень, мишка не успел построить себе берлогу, и в лесу мало снега.
- Давайте поможем мишутке собрать снег. (Раздаются ватные шарики на ниточках, дети сдувают шарики с ладони, а потом складывают их под дерево для мишутки.)
- Спасибо, ребята, за помощь мишутке.
4. Произношение звука «Ш» в слогах.
- Зайчишка-трусишка бежал к нам и прислушивался. А лес шумел: «Аш – ош – уш – ши»
Зайчишка насторожился : «Шта – што – шту – шты» Трусишка испугался. Но тут зашептались листья: «Шу – шу – шу» И зайчишка - тусишка успокоился.
5. Произношение звука «Ш» в словах.
Зайчишка-трусишка выбежал из леса и к нам прибежал. Сейчас мы узнаем, кого и что он видел по дороге.
(Выставляются картинки)
- На опушке росли. (ромашка, ландыши, кашка, на речке. (кувшинки). Кто-то сидел на ромашке?. (шмель). На берегу речушки зайчишка - трусишка увидел. (камешки, на сосне -. (шишки, на орешнике. – (орешки). Под кустом росли. (волнушки). Какую птицу увидел зайчишка – трусишка в лесу?. (кукушку)
6. Работа над звуко-буквенным анализом.
- Отгадайте загадку:
Обожает сыр и крошки.
Это кошка? Нет, не кошка.
Сбила хвостиком яичко.
Это птичка? Нет, не птичка.
Карандаш грызёт и книжки
Догадался? Это - … (мышка!
- Да это же наша гостья – мышка.
- В слове «мышка» сколько слогов?
- Где в этом слове стоит звук «Ш» (в начале, середине, конце слова?
7. Физкультурная минутка «Мы по лесу шли, шли»
Мы по лесу шли, шли, шли.
Только шишку лишь нашли.
Дети дальше побежали.
И лягушку повстречали.
Лягушка-попрыгушка.
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки,
Комары да мушки.
8. Произношение звука «Ш» в стихотворном тексте, подбор рифм.
Игра «Исправь ошибку».
А лягушка, ребята, принесла вам игру «Исправь ошибку»
«С другом мы играли в чашки (шашки)
Пили чай из белой шашки (чашки)
Вылезла из норки шишка (мышка)
На неё упала мышка (шишка)
В воздухе летела кошка (мошка)
Молоко лакала мошка (кошка)
На столе стояла кошка (плошка)
На полу сидела плошка (кошка)
Молодцы, ребята, вы помогли Маше правильно прочитать веселые
стихи со звуком «Ш».
9. Произношение звука «Ш» в предложениях. Дополнение предложений.
- Теперь предлагаю вам с Мышкой поиграть в игру «Подскажи словечко». Я назову два слова, а вы добавьте нужное, чтобы получилось предложение.
Маша - кашу (Маша любит кашу.)
Миша - шубу (Миша носит шубу.)
Лягушка - мошку (Лягушка съела мошку.)
Кошка - мышку (Кошка поймала мышку.)
10. Произношение звука «Ш» в стихах. Пальчиковая гимнастика.
Педагог раздаёт детям листы бумаги, на которых схематично нарисована речка, мост, яма, гора, дом.
- Мишка встал на задние лапы и пошёл домой. Но на пути его встретились препятствия. (Дети рассказывают стихотворение, указательным и средним пальцами ведущей руки изображают идущего медведя.)
Мишка шёл, шел,
К речке подошёл,
Мост перешёл,
Дальше пошёл.
Мишка шёл, шёл,
К яме подошёл,
Яму обошёл,
Дальше пошёл.
Мишка шёл, шёл,
К горке подошёл,
В горку вошёл,
С горки сошёл,
Дальше пошёл,
Мишка шёл, шёл
И домой пришёл.
11. Штриховка «Шары»
Мишка принес вам интересное задание.
12. Сюрпризный момент.
В мешочке чупа-чупсы: леденцовые шары.