Анна Абильмажинова
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебный магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе
«Волшебный - магнит»
Цель. Развитие у детей интереса и конкретных представлений о магните и его свойствах через опытно – экспериментальную деятельность детей.
Задачи:
Образовательные
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Волшебный магнит“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы, действие магнита через стекло, картон, воду, притяжение и отталкивание).
2. Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.
3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетит», «магнетизм», «полюса
магнита».
Развивающие
1. Развивать внимание, мышление, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, развивать умение анализировать и обобщать, умение делать выводы.
Воспитательные
1. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
2. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.
Материал и оборудование: по 2 маленьких магнита на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: резиновая игрушка, цветная бумага, деревянная матрешка, стеклянная кружка, металлические скрепки, гвоздики, гайки, ложки, ножницы.
Ход занятия.
В-.А сейчас я предлагаю поприветствовать друг друга.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
В. -Вот мы с вами улыбнулись друг другу и поделились своим хорошим настроением.
А сейчас внимание, внимание, кто у нас в группе самый сообразительный, самый любознательный, самый внимательный, я предлагаю стать сегодня учеными.
А вы знаете
- Кто такие ученые?
Ученые – это люди, которые занимаются наукой. Они изучают мир или человека, проводят различные эксперименты. Ученые учатся всю жизнь, они собирают знания, исследуют настоящее, изучают пошлое и предвидят будущее.
Но прежде чем мы станем учеными, я должна показать фокус.
Хотите увидеть фокус?
Смотрите у меня есть вот такая красивая прихватка, но это не простая прихватка, а волшебная.
Вы хотите узнать почему она волшебная?
Тогда смотрите внимательно.
Сейчас я вам покажу, что она умеет делать. Посмотрите, вот так чудо чудное! Прихватка «поймала» все скрепки.
Как вы думаете, почему так произошло, в чём секрет?
Может быть, кто-нибудь из вас сможет его разгадать?
Конечно ребятки, в моей прихватке спрятан магнит. Вот и весь секрет. Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе предметы. И сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир магнитов «ПОЧЕМУЧЕК», чтобы поближе познакомиться с их свойствами.
Основной
Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит?
Тогда Я вам с удовольствием вам расскажу одну старинную легенду.
Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Люди заметили, что обувь, сандалии, подбитые железом, липнут к черным камням. Этот природный, естественный камень назвали магнетит. Ученые считают, что название «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли – Магнезия.
Давайте повторим, как назвали природный камень, правильно ребятки – магнетит.
Необычное свойство магнетита - притягивать железо называется – магнетизмом.
Давайте повторим, как называется свойство камня притягивать к себе железо – магнетизм.
Эти магнетиты быстро теряют свой магнетизм, поэтому человек не может ими вечно пользоваться. Тогда люди решили сделать из этих камней такие магниты, которые будут очень долго сохранять силу магнетизма, и назвали их постоянными, или искусственными. Давайте повторим, как называется магнит, который человек создает сам, правильно ребятки – постоянными или искусственными.
Ребята, подскажите мне, а где можно встретить магнит в группе, дома?
Предположительные ответы детей: - «Магнитная мозаика», «Магнитная азбука», держатель дверцы холодильника, жёсткий диск компьютера, аудиоаппаратура, видеоаппаратура, магнитная полоска на банковской карте, в телевизоре, микроволновке, вентиляторы, дверь в подъезд».
Воспитатель: - «Магниты используют в украшениях. ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов. Даже считают, что они обладают лечебными свойствами, успокаивают и придают силы (показывает детям некоторые магнитные украшения, а ещё намагничивают воду и пьют её. Магниты используют в медицине. Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный лабиринт из шариков). Большие магниты используют для поднятия очень большого количества железа, а также при строительстве подводных сооружений (для крепления инструментов под водой).
Вы хотите, познакомится по ближе с этим удивительным камнем.
Возьмите по одному магниту.
Какой магнит на ощупь? Магнит легкий или тяжелый?
Вывод. «Магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес….».
Молодцы ребята.
Прежде чем мы с вами отправимся в лабораторию «Почемучек» и начать проводить опыты.
Мы должны вспомнить правило поведения в лаборатории - эти правила нужно соблюдать. Давайте вместе вспомним, как нужно себя вести.
Не трогать без разрешения, не брать в рот, соблюдать осторожность. Внимательно слушать воспитателя.
Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.
Проходите в лабораторию и занимайте свои рабочие места.
Опыт № 1. «Какие материалы притягивает магнит?»
Как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит? Кто считает, что магнит может притянуть к себе всё?
Посмотрите, какие предметы лежат на столе?
Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит».
Как проверить правильный ли выбор вы сделали?
Какие предметы притянул магнит?
А какие предметы не притянул?
Какой можно сделать вывод?»
Правильно ребятки, все они железные. Значит, магнит притягивает к себе только железные предметы. Предметы из других материалов не притягиваются. Это свойство притягивать к себе предметы называется магнетизм, от слова магнит.
Вывод: Магнит притягивает только железные предметы.
Давайте с вами отметим на наших схемах.
Переходим к следующему опыту.
Опыт № 2. «Магниты действуют на расстоянии?».
Как вы думаете действует магнит на расстоянии?
Давайте узнаем. У вас на столе лежит белый листочек, возьмите его и пододвиньте к себе по ближе, положите на свой листочек маленький шарик в этом маленьком шарике есть метал. Возьмите магнит и на расстояние пододвигайте этот шарик с помощью магнита.
Ребятки давайте сделаем вывод.
Вывод. Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали «магнитным полем».
Воспитатель: Ребята, а вы знаете как достать скрепку из стакана не намочив руки. Сейчас мы попробуем это сделать.
Опыт № 3 «Магнит преграды не боится».
В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизилась к поверхности воды, медленно двигаем магнит по стене вверх.
Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх. Может магнит притягивать через стекло?
Дети: Да
Но чтобы приступить к следующему опыту, предлагаю вам немного отдохнуть.
Музыкальная Физминутка. Фиксики «Помогатор»
Вот мы с вами отдохнули, переходим к следующему столу №4
Воспитатель: Как вы думаете, может ли магнит действовать через бумагу, картон?
Опыт №4 «Волшебные машинки»
Этот опыт мы будем проводить в парах, друг другу будете помогать.
На листе картона у вас нарисованы дорожки, на дорожку поставьте машинку
Другим магнитом надо так водить снизу листа картона, чтобы машинка двигалась по нужным дорожкам.
Вывод: Магнит может действовать через стекло и воду, бумагу, картон.
Давайте пройдем к следующему столу №5
. Опыт № 5. «Магнит имеет два полюса».
Как вы думаете, как поведут себя два магнита, если их поднести друг к другу? Давайте проверим. Если взять два любых кусочка магнита и поднести их друг к другу, то окажется, что они одним концом притягиваются, а другим - отталкиваются. Значит, магниты могут притягиваться или отталкиваться в зависимости от того, какой стороной подносить их друг к другу. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита и помечается знаком «+». Другой конец – северный, отрицательный полюс магнита, помечается знаком «-». Вот мы и узнали, что у магнита есть полюса, одинаковые полюса отталкиваются, а разные – притягиваются.
Давайте повторим, одинаковые полюса отталкиваются, а разные – притягиваются.
Вывод Магнит имеет два полюса, одинаковые полюса отталкиваются, а разные – притягиваются.
Давайте теперь уточним, с какими свойствами магнита мы сегодня познакомились?
Магнит притягивает только железные предметы.
Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали «магнитным полем».
Магнитная сила, магнитное поле, действует через картон, пластмассу, дерево, стекло и воду. Магниты действуют на расстоянии.
Магнит имеет два полюса, одинаковые полюса отталкиваются, а разные – притягиваются.
Заключительный (рефлексия)
Вы сегодня меня очень порадовали, мне понравилось, как вы проводили опыты и делали выводы.
Ребята, со свойствами какого удивительного камня мы сегодня с вами познакомились?
Правильно ребятки с магнитом. А кто вспомнит, как называется природный камень, который люди нашли в горах, правильно ребятки – магнетит.
А необычное свойство магнетита - притягивать железо называется – магнетизмом. Молодцы.
Что такое Постоянные магниты – это искусственные камни.
Спасибо ребятки за работу.