Вероника Пичужкина
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей 5–6 лет «Занимательные опыты с водой»
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей 5-6 лет
Занимательные опыты с водой.
Цель – развить у детей желание к экспериментированию, расширить кругозор окружающего мира.
Задачи: расширить представления детей о значении воды для жизни человека; закрепить знания о трё х состояниях воды: жидкая, твердая, газообразная; развить социальные навыки детей : умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей 5–6 лет „Занимательные опыты с водой“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель беседует с детьми и загадывает им загадку:
«В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять».
Ответы детей.
Воспитатель: «Сегодня мы с вами будем снова говорить о воде, но давайте сначала вспомним, кому нужна вода»?
Ответы детей.
Воспитатель: «Верно. Вода - это вещество, обеспечивающее существование всех живых организмов на Земле. Вода входит в состав клеток любого животного и растения. Вы уже знаете, что в природе вода может находиться в трех различных состояниях: твердом, жидком или газообразном.
Облака, снег и дождь представляют собой различные состояния воды. (Выставляются картинки облака, льда, снежинки, капельки). Облако состоит из множества капелек воды или кристалликов льда, снежинка - это совокупность мельчайших кристалликов льда, а дождь - это всего лишь жидкая вода. Наша атмосфера, то есть удивительная воздушная оболочка вокруг Земли, благодаря которой мы можем дышать, она как река с водой, только мы ее не видим. А увидеть ее мы сможем через процесс конденсации! Конденсация – это изменение состояния воды из газообразной формы в жидкую. Как природное явление конденсация может использоваться для получения питьевой воды для человека.
Опыт №1. Вода из воздуха.
Материалы: Стеклянная банка с крышкой (0,5 литра); много кубиков льда; соль; тонкая ткань или бумажное полотенце.
Сначала полностью заполним кубиками льда банку. Это могут сделать несколько детей. Посыпем кубики льда солью, нам хватит одной ложки (один ребёнок) и плотно закроем банку крышкой. Хорошенько встряхнем банку в течение 30 секунд. Помещаем банку на твердую поверхность и оставляем её в покое на 10 минут. Спустя 10 минут на внешней стороне банки появятся капельки воды. Если этого не произошло, оставьте банку в покое еще на 10 минут. Как только на внешней стороне банки появились капельки воды, можно переходить к следующему шагу. Обернём банку тканью, немного ждём, а потом снимаем ткань с банки и смотрим какая она мокрая!
Выводы:
Воспитатель: «Можете ли Вы объяснить, почему ткань стала мокрой»?
Ответы детей.
«Как капли воды попали на внешнюю сторону банки, когда лед внутри, а крышка плотно закрывает банку»?
Ответы детей.
«Соленый лед быстро делает внешнюю сторону банки холодной. Вода, которая присутствует в воздухе в виде газа, попадает на холодные стороны банки и превращается в жидкость.
Пока собирается конденсат на банке, перейдем к следующему опыту, но сначала ответьте на вопрос: «Почему океан не замерзает так же как озеро или река?».
Ответы детей.
Сейчас мы найдем ответ на этот вопрос с помощью эксперимента.
Опыт №2 «Почему океан не замерзает».
Материалы: 2 стакана с водой, соль, кубики льда.
Воспитатель начинает эксперимент и комментирует свои действия: «Заполним два стакана на 2/3 водой. Добавим в стакан с красным кружочком чайную ложку соли, и хорошенько размешаем. Теперь поместите в стаканы одинаковые кубики льда». Наблюдаем. Спустя несколько минут лёд в стакане с соленой водой растает намного быстрее, чем в несоленой воде.
Воспитатель комментирует, почему это произошло: «Соль в воде затрудняет процесс замерзания. А для того, чтобы заморозить морскую воду, может потребоваться температура на 25 градусов холоднее, чем для заморозки пресной воды! Температура будет зависеть и от количества соли в воде. Это одна из причин, почему соль используется, чтобы расплавить лед на тротуарах и улицах. Это также одна из причин, почему океан не замерзает полностью, когда погода становится холодной».
Физкультминутка.
Тихо плещется вода,
Мы плывём по теплой речке.
(Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда
(Потягивания руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем.
(Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох,
И садимся на песок.
(Сели на стульчики).
Воспитатель: «Вы никогда не задумывались, почему для исследования океана используют специальное снаряжение»?
Ответы детей.
Воспитатель продолжает: «Не только потому, что под водой долго нельзя продержаться без воздуха, но и потому, что огромный слой воды Вас просто раздавит. Сейчас мы проделаем завершающий на сегодня опыт и понаблюдаем разницу давления под водой.
Опыт №3 «Давление океана».
Материалы: двухлитровая пластиковая бутылка с пробитыми тремя отверстиями друг под другом на одной линии (верх, середина, низ бутылки).
Отверстия необходимо заклеить скотчем. Набрать в бутылку воды. Располагаем бутылку возле раковины (заклеенные отверстия должны быть направлены на раковину или над большим тазом).
Убираем скотч и наблюдаем за силой и длиной трех струй.
Вывод:
Самая нижняя струя будет самой сильной и самой длинной, потому что вода из самой нижней дырки вытекает под силой большого пласта воды. А вода из верхней дырки не поддаётся такому давлению, поэтому она будет самой слабой. Таким образом, чем выше слой воды, тем сильнее давление.
Завершающий этап занятия : зарисовать бутылку и струйки воды на листах бумаги.
Вопросы: Что нового вы сегодня узнали? Какой эксперимент понравился вам больше всего? Вы будете повторять его дома с родителями?