Вероника Пичужкина
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей 5–6 лет «Куда движется воздух»
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей 5-6 лет.
Тема: «Куда движется воздух?».
Цель – дать детям представление о том, что при нагревании меняется свойство воздуха, он становится легче и поднимается вверх.
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей 5–6 лет „Куда движется воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: познакомить детей со свойством воздуха при его нагревании; развить умение пользоваться схемами и фиксировать на них результаты опытов; воспитать познавательную активность.
Материалы: термометры измерения температуры воздуха в комнате или цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», план-схема комнаты (потолок, пол, окна, стены, цветные символы: красный, синий, оранжевый, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный за нить).
Воспитатель загадывает загадку: «Ветки ломает, волны поднимает. Что это, дети?» (Ветер).
Ответы детей.
Воспитатель продолжает беседу с детьми: «Ребята, что такое ветер»?
Ответы детей.
Воспитатель: «Когда люди говорят «ветерок», «ветрище»»?
Ответы детей.
Воспитатель: «Где вы видели ветер? Интересно, а бывает ли ветер в комнате?»
Ответы и предположения детей.
Воспитатель: «Ребята, если ветер будет дуть с севера, что мы почувствуем? А если ветер будет дуть из жарких стран?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Посмотрите, как движется воздух во время ветра : холодный воздух сменяет теплый и наоборот, тёплый сменяет холодный». ( На доске рисуются символы: синий, стрелка, красный; красный, стрелка, синий). «А теперь подумайте, происходит ли движение воздуха в комнате?»
Ответы детей.
«А где самое тёплое место, по вашему мнению, в нашей комнате – лаборатории?»
Ответы детей.
«Что происходит с нагретым воздухом?» Воспитатель предлагает подержать руки выше и ниже батареи и рассказать о своих ощущениях.
«Ребята, а каким ещё образом мы сможем проверить, где в комнате теплее?»
Ответы детей.
«Я предлагаю вам провести опыт «Где теплее?»
Опыт «Где теплее?».
Воспитатель: «Что мы хотим узнать?» (Где в комнате находится теплый воздух, а где холодный.)
«Как мы сможем это сделать?» (Нам нужно измерить температуру воздуха в разных местах комнаты).
«В каких местах комнаты вы предлагаете измерить температуру?»
Предложения детей.
«Что нам для этого нужно?» (Нам понадобятся термометры измерения температуры воздуха в комнате или датчик температуры «Божья коровка» из лаборатории «Температура» «Наураша в стране Наурандии» в режиме свободного измерения).
Воспитатель предлагает отмечать результаты измерений на план-схеме комнаты. Самая высокая температура отмечается красным, самая низкая – синим, средняя – оранжевым цветами. Дети анализируют результаты измерений, озвучивают их и формулируют вывод: «Самый тёплый воздух находится у батареи и вверху, самый холодный у дверей и внизу, у пола. Воздух средней температуры находится в середине комнаты. Значит воздух нагревается и поднимается вверх»
Воспитатель предлагает с помощью стрелок отметить на план-схеме движение воздуха в комнате.
Воспитатель по окончании эксперимента задаёт вопросы : «Движется ли воздух в комнате? Напомните мне, пожалуйста, движение воздуха – это? Можете ли вы согласится, что в комнате тоже есть ветер? Предлагаю вам убедиться в этом».
Опыт «Живая змейка».
Дети наблюдают, как воздух, поднимаясь, заставляет вращаться «змейку» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный за нить) над батареей.
Игровое задание на закрепление материала: отметить с помощью цветных символов и стрелок движение воздуха, когда мы проветриваем комнату. Дети выполняют задание и аргументируют своё решение.