Винера Халитова
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Невидимка-воздух» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Учить детей проводить эксперименты с использованием лабораторного оборудования;
• Учить детей соблюдать технику безопасности при проведении опытов;
• Способствовать расширению знаний о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, отсутствие запаха, веса, наличие воздуха в окружающих предметах;
• Развивать способности устанавливать причинно- следственные связи и делать выводы;
• Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию „Невидимка-воздух“ в старшей группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Закреплять знания детей об источниках загрязнения и способах очистки;
• Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой;
• Воспитывать любознательность, взаимопомощь;
• Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Методические приемы:
• Эмоциональный настрой;
• Игровая мотивация – научная лаборатория;
• Беседа по технике безопасности в лаборатории;
• Беседа о воздухе; слайд шоу;
• Д/И «Загрязнение воздуха»;
• Экспериментальная часть;
• Физ. Минутка;
• Поощрение;
• Итог.
Словарная работа: Смог, микроскоп, молекула, эксперимент, опыты, исследователи
Предварительная работа:
• Беседа о живой и неживой природе;
• Беседа о строении живой и не живой природы – молекулы;
• Беседа и рассматривание иллюстраций загрязнения окружающей природы и способы борьбы с загрязнением природы;
Материал к занятию :
• Оборудование для лаборатории (микроскоп, колбочки);
• Фото иллюстрации; слайд –шоу;
• Стаканчики, трубочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, контейнер с водой. Камень, яблоко, веера, шарик, металлическая трубочка, стеклянная крышка плоды каштана, семена фасоли, спички, кусок ткани, бумага, целлофан, поднос крышка;
• Вентилятор, ароматизаторы воздуха,4 корзинки для сбора лабораторных принадлежностей
• Лист бумаги А3, конфетти, клей
• Бейджики и халаты для детей
• Дипломы юного исследователя ;
• Медали для детей «За любознательность»;
• Журнал «Простые опыты»
Ход занятия
Саламатсыарбы балдар, саламатсызбы урматуу коноктор.
Балдар, силер бугун абдан сулуусуар, татынакайсыар.
Бугун бизде згч сабак болот.
Какие вы сегодня симпатичные,
Нарядные и настроение отличное.
Друг к другу повернитесь
И мило улыбнитесь.
Скажите дружно всем «Салам!»
Друг другу и гостям. - «Кутман таныздар менен!»
Воспитатель : Ребята, я хочу сегодня вас пригласить в научную лабораторию.
Лаборатория – это помещение где много различных приборов для опытов необходимых для научных экспериментов. В лаборатории работают ученые- исследователи.
Здесь представлены ученые разных эпох и областей науки, которые свои научные открытие сделали в лабораториях.
Я предлагаю, вам стань сотрудниками исследовательской лаборатории. Для начала просто лаборантами. А в дальнейшем повысить статус став старшими лаборантами. А может, кто то станет известным ученым в будущем.
В лаборатории необходимо соблюдать определенные правила:
• Соблюдать тишину, не баловаться
• Ничего не пробовать на вкус
• Аккуратно обращаться с посудой для экспериментов
• Не перебивать друг друга
• Работать внимательно, тихо и аккуратно
• Внимательно слушать старшего научного сотрудника
• Следить за результатами опытов
• Сделать вывод
Давайте пройдем в нашу лабораторию
Ребята, скажите, пожалуйста, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные, человек). Правильно. А как иначе можно это назвать? (живая и не живая природа).
Слайд шоу «Живая и не живая природа»
Скажите пожалуйста а вы знаете из чего состоит живая и не живая природа? (молекулы- маленькие человечки). Вся живая и не живая природа состоит из маленьких человечков. А как люди узнали о маленьких человечках? (они их рассмотрели под микроскопом). Что такое микроскоп? (прибор с увеличительным стеклом)
Слайд шоу «Молекула»
А что необходимо для жизни живой природы? (вода, воздух). Сейчас я загадаю загадку:
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем-
Он ведь нам необходим!
Верно – это воздух. А кыргызча воздух кандай болот?
А воздух относится к живой или не живой природе? Правильно – это не живая природа. А как себя ведут маленькие человечки в воздухе. они все время находятся в движении, т. е бегают.
СЛАЙД ШОУ «Молекулы воздуха»
Вы знаете сколько человек может прожить без еды? (30 дней, А без воды? (3 дня). А без воздуха? (не больше 5 минут).
Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох- выдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. Значит для чего нам нужен воздух? (для дыхания) а теперь попробуйте задержать дыхание. Что вы почувствовали? А кому еще нужен воздух? (деревьям, животным, птицам, рыбам).
Как вы думаете, нужно ли беречь и охранять наш воздух? что произойдет с нами и окружающей природой, если будет загрязнен воздух?
Слайд шоу «Загрязнение воздуха»
Ребята, давайте подойдем к этому стенду.
Д/И «Загрязнение воздуха»
Дети, на доске картинки, с изображением задымленного города и зелёного города. В каком городе вы хотели бы жить и почему? Давайте, уберём фотографии, на которых изображено загрязнение воздуха.
Опыт №1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом).
Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
-Раз мы его не видим, значит, какой воздух? (невидимка)
-Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Давайте мы попробуем его поймать?
Возьмите полиэтиленовый пакет. И попробуйте поймать воздух. Закрутите пакет. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой пакет? (упругий).
Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим).Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый).
А если мы развяжем его? Что произойдет? а теперь откройте пакет и понюхайте. Воздух имеет запах? Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (разбрызгивается спрей). Теперь воздух пахнет? Чем?
В природе как можно увидеть воздух? (ветер, движение деревьев.
А кыргызча “ ветер” кандай болот? (шамал)
Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух? Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить.
Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный, без запаха.
Опыт №2 «Воздух не имеет формы, но его можно услышать»
Ребята у меня есть воздушные шарики. Давайте попробуем их надуть. Какой формы получились у нас шарики? (разной формы и объёма). Ребята, как вы думаете можно услышать воздух?
А теперь выпустите воздух из шарика, так чтоб мы его могли услышать. А в природе как можно услышать воздух. (ветер)
Ветер- это движение воздуха. Давайте создадим свой маленький ветерок. Возьмите веер в руки. Помашите им. Что чувствуете? Какой воздух (холодный, а летом горячий, так как солнце его прогревает)
Вывод: воздух не имеет формы. Он занимает заданный объём и форму. ветер – это движение воздуха.
Теперь мы знаем, что воздух можно поймать. Как вы думаете, а можно направить движение воздуха? Можно используя вентилятор. Для чего человек использует вентилятор?
Опыт 3 “ Воздух музыкант”
Ребята, а вы знали о том, что воздух может играть музыку? Давайте попробуем послушать какую музыку играет воздух. Для этого мы подвяжем на палочку металические трубочки и направим на нее поток воздуха из вентилятора? Что вы слышите? А в природе музыку что играет? (ветер - шамал). (шелест листьев). Звучат звуки ветра и шелеста листьев.
Вывод: предметы подвязанные к палочке создают звук присоприкосании друг с другом.
Опыт 4. «Воздух – художник»
Приглашаются 3 ребенка. Детям предлагается подбросить вверх мелкий художественный материал над заранее подготовленным листом бумаги.
(пальчиковым клеем наносится рисунок). Остатки стряхиваются. Рассматривается полученный результат.
Вывод: воздух создает рисунок
Физкультминутка: «Маленькие человечки» (су, таш, аба)
А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт 5. «Воздух в человеке».
Перед вами стаканчики с водой. Носиком вдыхаем воздух и дуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит с водой в стакане? (появляются пузыри). Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество. (нет). Почему?
Вывод: Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем то пузырьков – меньше. А как вы думаете, в других предметах есть воздух? А кто еще дышит воздухом
Опыт № 6 «Воздух легче воды»
Давайте посмотрим, если воздух в окружающих нас предметах.
(Звучит музыка дети поочередно бросают камень, деревянный брусок, надутый шарик, пластиковую бутылочку в контейнер с водой).
Давайте опустим шарик в воду. Что происходит? (шарик не тонет) Почему? (в нем есть воздух и он легче воды)
А теперь опустим камешки в воду. Что происходит (камни тонут, т. к тяжелее воды и в них нет молекул воздуха, деревянный брусок тоже не тонет т. к в нем есть молекулы воздуха)
Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
Вывод: Воздух легче воды
Опыт №7» Загрязнение воздуха»
Что загрязняет воздух? (заводы, автомобили, самолеты, горящий мусор)
Сейчас я вам покажу как мы загрязняем и дышим загрязнённым воздухом
На поднос выкладывается полиэтиленовой мешок, бумага, ткань и поджигается. Чтоб потушить накрываем крышкой. Почему потух огонь?
Вывод: мусор загрязняет воздух дымом, сажей, образуется - смог (демонстрируется фото)
Смог- это загрязнение воздуха в виде густого дыма (тутун), который образуется за счет выбросов от промышленных предприятий, выхлопных газов транспортных средств, а также при сжигании мусора. Смог очень сильно влияет на здоровье людей.
Беречь источник жизни воздух. Как беречь источник жизни (сажать деревья, использовать экологичный транспорт)
Воспитатель : Ребята, Вы отличные исследователи! Вам понравилось быть исследователями?
Вы сюда пришли просто лаборантами. А теперь вам можно присвоить звание старших лаборантов лаборатории исследований воздуха.
За вашу активность и любознательность я хочу вручить вам дипломы юных исследователей и медали за любознательность.
А чтобы вы продолжили свои исследования в познании окружающего мира журнал «Научных опытов и экспериментов»