Олеся Малькова
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в старшей группе «Праздник для птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) .
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в старшей группе
2. Название занятия : «Праздник для птиц».
3. Програмное содержание:
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в старшей группе „Праздник для птиц“» размещена в разделах
- День птиц. 1 апреля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Сценарии развлечений на тему птиц
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2021
-познавательные задачи: расширять представления детей о жизни птиц зимой; формировать представление об особенностях питания разных видов птиц
-воспитательные задачи : воспитывать осознанно-заботливое отношение к птицам своей местности;
-развивающие задачи: развивать речь, логическое мышление, произвольную память; коммуникативные способности детей; развивать универсальные умения: фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причину, ставить цель, выбирать способы преодоления затруднения, задавать вопросы.
4. Организация занятия :Занятие проводилось в чисто проветренной,хорошо освещенной группе,в утренние часы продолжительностью 25 мин. При организации занятия воспитатель состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию ребенка.
5. Оборудование:
-демонстрационный материал: иллюстрации птиц (снегирь, воробей, ворона, голубь, синица, сорока, скворец, журавль, лебедь);
-раздаточный материал: лист (Р-1) с изображением птицы и продуктов питания (семена подсолнуха, ягоды, черный хлеб, белый хлеб, сало, чипсы, перловая крупа, конфета, лист (Р-2) с изображением зимующих птиц (синица, воробей, ворона, сорока, голубь, снегирь) и продуктов питания (семена подсолнуха, ягоды, крошки белого хлеба, кусочек сала, перловая крупа).
6. Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию(3 мин.)
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость.
Беседа «Праздники» .
Воспитатель собирает детей около себя.
Любите ли вы ходить в гости? (Да).
Приходилось ли вам принимать гостей и устраивать для них праздник? (Да).
- Чем можно порадовать гостей в праздник? (Устроить игры, угостить чем-то вкусным)
Воспитатель сообщает детям, что птичка-Синичка захотела пригласить к себе в гости своих друзей – других птиц и устроить для них праздник. Она просит детей помочь ей подготовить для гостей угощение.
-Вы хотите помочь Синице? (Да,хотим помочь).
- Вы сможете это сделать (Да сможем).
-Почему вы так решили (Мы всем помогаем,мы дружные).
- Я тоже думаю,что вы сможете помочь синичьке,потому что вы не только дружные, но и умелые ребята:занимаетесь и много знаете.
-Что надо сделать,чтобы помочь синичьке (Подготовить угощение для гостей).
Тогда пройдемте к столу.
2. Актуализация знаний(5мин.)
Дидактические задачи:уточнить и актуализировать знания о птицах : их названиях, особенностях внешнего вида, миграционных особенностях (перелетные и зимующие); развивать описательную речь, развивать умение задавать вопросы.
Беседа «Угадай, чей портрет».
Дети встают вокруг стола. Воспитатель говорит, что Синичка хочет показать ребятам фотографии своих друзей – птиц, живущих в нашей местности. Воспитатель поочередно показывает (достает из Синичкиного фотоальбома) иллюстрации («фотографии») птиц :
Как называется эта маленькая серая птичка с темными пятнами на спинке и черным пятнышком на шейке? (Воробей) Воспитатель кладёт фотографию на стол.
А это что за птица? (Синица).
Да это фотография синицы. Так выглядит и наша Синичка, и ее друзья-синички, которых много в нашей местности.
Как вы догадались, что это синица? (Она маленькая, как воробышек, у нее черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв) Аналогично определяется название других птиц, проговариваются характерные особенности внешнего вида:
Голубь птица покрупнее, цвет голубовато-серый с белым, головка небольшая, шея короткая, крылья длинные и острые, хвост закруглен, ноги короткие, клюв небольшой, прямой.
Журавль крупная и сильная птица, шея длинная и тонкая, голова небольшая, клюв длинный, прямой, узкий, ноги очень длинные, с длинными четырьмя пальцами.
Скворец красивая птица с блестящим черным опереньем; короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный у самочки, ярко-желтый у самца.
Лебедь красивая птица очень крупного размера; тело вытянутое, шея длинная, клюв средней длины и красный. Лебеди бывают белыми и черными по цвету.
А на следующей фотографии (воспитатель не показывает) изображена птица – обитательница города. Послушайте загадку и постарайтесь отгадать, кто это:
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат они: «Кар-кар» (Ворона)
После ответа детей, воспитатель кладет фотографию вороны на стол.
Есть у Синички еще одна знакомая: довольно крупная, голова, крылья и хвост у нее черные, как у вороны, но в отличии от вороны они не просто черные, а с красивым зеленоватым отливом; по бокам у нее перышки белые, поэтому и прозвище у нее – белобока. Догадались что это за птица (Сорока) После ответа детей, воспитатель кладет фотографию сороки на стол.
Как вы думаете, все ли из этих (воспитатель обводит рукой «фотографии») птиц прилетят в гости к Синичке? Дети выдвигают версии, воспитатель побуждает детей аргументировать свой ответ. В случае затруднения воспитатель задает детям наводящие вопросы:
Какое сейчас время года? (Зима.)
Помните, когда мы с вами наблюдали за птицами на нашем участке, то заметили, что их стало меньше? Куда же они подевались? (Улетели в теплые края.)
Как называются эти птицы, которые не имеют постоянного места жительства и на период зимних холодов улетают в другие, более теплые края? (Перелетные.)
А как называются птицы, которые остаются зимовать в своем краю? (Зимующие.)
Какие птицы не смогут прилететь зимой на праздник? (Перелетные.)
Назовите их. (журавль, скворец, лебедь).
Какие птицы смогут прилететь в гости к Синичке, если сейчас зима? (Только зимующие.)
Выберите фотографии птиц, которые смогут прилететь в гости к Синичке в зимнее время года. Дети выбирают фотографии зимующих птиц и относят их к фланелеграфу.
Синичка говорит, что на праздник готова прилететь еще одна птица, прилетевшая в наши края из более холодных районов – с севера. Наша местность для нее является «теплыми краями». Догадались, что это за птица? Если дети затруднятся с ответом, воспитатель помогает им, словесно описывая признаки снегиря, либо загадывает загадку:
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут!
После ответа детей, воспитатель помещает на фланелеграф фотографию снегиря.
Знаете ли вы как называются птицы, прилетающие к нам на зиму из северных краев? (Кочующие.)
Подитог: Молодцы ребята, вы знаете перелетных,зимующих и кочующих птиц.
3. Затруднение в ситуации(3мин.)
Дидактические задачи: формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, выявления его причины и опыт целеполагания;
совершенствовать представление о разных способах преодоления затруднения, актуализировать способы «если чего-то не знаешь, можно: спросить у того кто знает, прочитать в книге»; развивать умение задавать вопросы; развивать умение работать в команде.
Воспитатель собирает детей около себя и говорит, что к выбору продуктов для угощения пернатых надо подходить очень ответственно: существуют продукты, от которых птицы могут заболеть или даже погибнуть.
Можете ли вы с уверенностью (правильно) рассказать какие лакомства предпочитает каждая из птиц? (Да, нет.)
Почему вы даете разные ответы? (Потому что не знаем точно, что предпочитает каждая птица.)
Значит, что вам сейчас нужно узнать? (Чем питается каждая из птиц.)
-Вы попали в затруднительную ситуацию (Да).
4.«Открытие» нового знания(5мин.)
Дидактические задачи: формировать представление детей о том, что существуют полезные и опасные продукты питания для птиц; совершенствовать представление о разных способах преодоления затруднения, закрепить способ «если чего-то не знаешь, можно спросить у того кто знает» (проконсультироваться со специалистом).
Ситуация «Консультация орнитолога»
Как это можно узнать (Можно прочитать в книге, если умеешь читать, или попросить прочитать взрослого).
Воспитатель предлагает использовать способ «спросить у того, кто знает» проконсультироваться со специалистом, и уточняет, что человек, чьей профессией является изучение птиц, называется орнитолог. Дети вместе с воспитателем «набирают номер орнитолога» и воспитатель помогает детям сформулировать вопрос:
Скажите, пожалуйста, какими продуктами можно подкармливать птиц?
Орнитолог предупредил о продуктах, которые вредны, а зачастую смертельно опасны для птиц : в первую очередь это все жареное и соленое. Белый хлеб тоже не лучший корм для птиц, если им угощать, то только изредка и в небольшом количестве. Орнитолог, просит подождать и высылает письмо на электронную почту. (Пока дети ждут письмо,проводиться игра).
Игра с мячом «Что умеют делать птицы»
Дидактические задачи: организовать двигательную активность детей; расширять представления о птицах; развивать речь, умение анализировать. Воспитатель собирает детей вокруг себя и предлагает поиграть, пока не прийдет письмо. Дети встают в круг, передают мяч друг другу и называют, что умеют делать птицы :(летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм и пр)
Подитог:Молодцы ребята,вы сумели задать вопрос орнитологу,и теперь знаете как называется профессия изучения птиц.
5. Включение нового знания в систему знаний(7 мин.)
Дидактические задачи: формировать представление детей о том, какие предпочтения в корме имеют разные птицы; развивать умение осмысленного слушания познавательной литературы.
Слушание познавательной литературы (с выполнением задания)
Сейчас я буду читать о каждой птице, а вам надо внимательно слушать и запоминать. После чего вы будете угощать (проводить ниточки) эту птицу ее любимыми лакомствами. Например, ворона любит семечки подсолнуха. Вам нужно будет провести линию от вороны к семенам подсолнуха. Воспитатель читает детям :
«Летом воробей поедает много вредных насекомых. Зимой, он любит полакомиться семенами сорняков, а также ягодами рябины.
Накормите своего воробья. (Дети проводят ниточки от воробья к семечкам, ягодам, хлебу).
«Ворона всеядная птица. Она поедает различных насекомых, а также грызунов, ящериц, лягушек, рыб, птичьи яйца. Зиму вороны проводят вблизи жилья человека. Кормятся на помойках и свалках пищевыми
остатками. Вороны очень любят семена подсолнечника.
Накормите ворону. (Дети проводят ниточки).
Корм сорок разнообразен. Сорока пожирает насекомых, мелких зверей и птиц. Очень любят ягоды и фрукты.
Накормите сороку. (Дети проводят ниточки).
«Снегирь это гость с севера. Снегирь – птица доверчивая, спокойная, неповоротливая, часами неподвижно сидящая на дереве. Питается ягодами рябины, семенами лиственных и хвойных деревьев, летом иногда – пауками и насекомыми.
Накормите снегиря. (Дети проводят ниточки).
«Голубь -поедают семена сорняков, зерна на полях. Сизые голуби настолько привыкли к человеку, что ходят по земле буквально под ногами людей. Нередко можно видеть людей, которые специально рассыпают хлебные крошки и зерно.
Накормите голубя. (Дети проводят ниточки).
«Синица – очень прожорливая птица. Охотится за насекомыми. От ее зоркого глаза и острого клюва не спасутся ни яйца, ни личинки, ни взрослые насекомые. Зимой синичек подкармливают семенами подсолнуха, других растений. Очень любят они несоленое сало.
Накормите синицу. (Дети проводят ниточки).
Подитог: Молодцы ребятки,вы очень внимательные,ни одна птичка не осталась без угощения,потому что вы знаете любимое лакомство каждой птички
6. Итог(4мин.)
Дидактическая задача: формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности и опыт позитивного отношения к познавательной деятельности.
Воспитатель собирает детей около себя.
Что мы с вами сегодня делали? (Помогали синичке).
-Что вы сделали,чтобы помочь зайчику (Угадывали фотографию птиц,звонили орнитологу,кормили птичек любимым лакомством,играли в игру «Что умеют делать птицы»).
Какие новые знания помогли нам подготовить праздник для птиц? (С помощью орнитогога мы знаем,что бывают полезные и опасные продукты для птиц)
Проводилось открытыое занятие без "репетиции" в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью, не нарушая требований к воспитательно-образовательному процессу. За день детей предупредили,что будут присутствовать посторонние люди. На прогулке проводились игры и наблюдения за птицами зимй.
Двигательная игра «Птичий обед» Воспитатель собирает детей около себя и говорит, что птицы-гости вкусно полакомились и теперь предлагают детям поиграть вместе с ними. Воспитатель называет продукты. Если продуктом можно подкармливать птиц, дети садятся на корточки, слегка постукивают указательным пальцем одной руки по ладони другой и произносят «клю-клю». Если же продукт вреден для птиц, дети поднимаются на носочки, машут крыльями и говорят: «нет-нет». (Ягоды, соленые орехи, жареную картошку, кусочки несоленого сала, черный хлеб, белый хлеб, семена подсолнуха, крупа, конфеты, жареные чипсы).
Дидактическая игра «Чем отличаются птицы? Чем похожи?» Воспитатель показывает фотографии двух любых птиц-гостей и просит детей сравнить – чем они отличаются, а чем похожи? – Чем они отличаются, а чем похожи воробей и ворона? (Вороны большие, а воробьи маленькие, серо-коричневые, прилетают стайкой, шустрые, прыгают на двух лапках. Вороны серо-черные, прилетает ворона одна. Ходит ворона вперевалочку, важно, медленно). – Чем похожи и чем отличаются воробьи и голуби? (Воробей меньше голубя, он другого цвета. Воробей прыгает, а голубь ходит. Воробей чирикает, а голубь воркует.)